Президентская академия (РАНХиГС) — флагман в области подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления

Гость нашей редакции — ​Руслан Николаевич Корчагин, кандидат технических наук, директор Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии (РАНХиГС), член конкурсных и аттестационных комиссий в федеральных органах исполнительной власти, сопредседатель секции «Государственное и муниципальное управление» ФУМО «Экономика и управление», организатор Всероссийской олимпиады студентов «Я — ​профессионал» по направлению «Государственное и муниципальное управление».

— Руслан Николаевич, в условиях, когда Россия решает важнейшие задачи технологического суверенитета, какие ключевые требования предъявляет время к управленческим кадрам? Что остается неизменным из нашего опыта, а что диктуют новые реалии?

— Во все времена в России на государственной службе были востребованы самоотверженные профессионалы, для которых служение строилось на основе фундаментальных ценностей: честности и верности слову, уважения к человеку и приверженности государству, ответственности перед коллективом и Отечеством.

Современный служащий должен сочетать глубокие профессиональные знания с гибкими управленческими и цифровыми компетенциями — ​уметь работать с технологиями, включая ИИ, быстро адаптироваться и принимать решения в условиях неопределенности. Особую значимость сегодня приобретают критическое мышление, навыки командной работы и готовность к постоянному саморазвитию.

— В журнале «Государственная служба» (№ 5/2012) опубликована ваша научная статья «Инженерные подходы к формированию инновационно-­ориентированной корпорации». Как вы полагаете, могут ли инженерный подход к организации деятельности и инженерный тип мышления привнести что‑то новое, существенное в практику государственного и муниципального управления?

— Безусловно, инженерное мышление с его системностью и ориентацией на измеримый результат становится сегодня важным ресурсом для совершенствования государственного управления. Оно позволяет выстраивать управленческие процессы на основе точных моделей, обеспечивать прозрачность и контролируемость решений, а также эффективно интегрировать цифровые технологии. Особенно ценен этот подход при реализации национальных проектов, где критически важны четкие метрики, поэтапное выполнение задач и персональная ответственность за результат.

Опыт ведущих технологических компаний, такой как внедрение бережливого производства в ГК «Росатом», служит хорошей основой для формирования современной управленческой культуры в государственном секторе. Однако для таких сложных социально-­технологических систем, как государство, одного инженерного подхода недостаточно. Здесь необходимо применение более гибких управленческих методов, таких как социальная архитектура, позволяющая учитывать человеческий фактор и общественные процессы.

— В последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост привлекательности направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ). Было подано рекордное количество заявок на участие в олимпиаде «Я — ​профессионал» по этому направлению. Что лежит в основе такой востребованности у молодежи профессиональной деятельности в данной сфере? Какие области государственного управления больше всего привлекают наших молодых людей?

— Я говорил с ребятами — ​по моим наблюдениям, современная молодежь все чаще воспринимает государственную службу как пространство для реального влияния на развитие страны. Молодые специалисты видят в этой профессии возможность участвовать в масштабных национальных проектах, работать с передовыми цифровыми технологиями и приносить конкретную пользу обществу. Особенно привлекательными становятся направления, где можно быстро увидеть результат своей работы, — ​цифровая трансформация, региональное развитие, социальная политика.

При этом сегодня от управленца ждут не только профессиональных знаний, но и человечности, умения выстраивать диалог с обществом, оперативно реагировать на запросы людей, работать в команде. Развитие этих качеств и поиск талантливых кандидатов становится ключевой задачей крупных всероссийских проектов. Среди них — ​Всероссийская олимпиада студентов «Я — ​профессионал» и Кейс-чемпионат по направлению «Государственное и муниципальное управление», интеллектуально-­творческий конкурс «Государство — ​это мы», гражданско-­патриотический диктант «Моя любовь, душа моя — ​Россия» и другие инициативы, которые реализует Академия.

Эти форматы работают как эффективные социальные лифты, позволяя молодым людям раскрыть свой потенциал, развить таланты и заложить основу для формирования патриотичной, социально ответственной личности. Такой подход полностью отвечает запросу и государства, и общества на современных, гибких и открытых управленцев.

— Президентская академия заняла первое место в составленном АО «Информационное агентство «Интерфакс» рейтинге вузов, реализующих учебные программы по государственному и муниципальному управлению, и это вполне объяснимо: РАНХиГС — ​флагман в области подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Какие принципиально новые подходы к подготовке будущих специалистов-­управленцев были инициированы и внедрены вузом в третьем десятилетии 2000‑х годов?

— Лидерство Академии в рейтинге — ​это закономерный результат системной работы по обновлению образовательной модели. В основе современных подходов лежит ориентация на реальные потребности государственной службы и управления. Это находит практическое воплощение в разных форматах: от внедрения в учебные программы ценностно-­ориентированных дисциплин в рамках проекта «ДНК России» и практико-­ориентированного проектного обучения на базе подхода «Обучение служением» с использованием кейсов действующих органов власти — ​до формирования междисциплинарных студенческих команд. Яркой иллюстрацией стал недавно запущенный совместно с Минэкономразвития России образовательный модуль, где студенты осваивают работу пресс-­служб под руководством действующих руководителей ведомства.

Эти подходы реализуются в уникальной образовательной среде. Развитая инфраструктура кампусов, современные общежития, разнообразная внеучебная деятельность, а также такие пространства, как открытый при поддержке «Сбера» коворкинг «Гига Клуб» с технологиями искусственного интеллекта, создают все условия для подготовки управленцев нового поколения. Важнейшим преимуществом Академии также является большое количество гарантированных мест практики. Например, в нашем Институте государственной службы и управления их около 170 — ​от федеральных министерств и ведомств до Государственной Думы, Счетной палаты, крупных компаний и фондов, ведущих медиахолдингов. Активное партнерство с профильными организациями обеспечивает широкие возможности для профессионального роста уже в процессе обучения.

— С этого года в Президентской академии начато преподавание студентам первого курса учебной дисциплины «Основы российской государственности». Вероятно, ее фундамент составляют межпредметные связи — ​синтез отечественной и, может быть, в каких‑то аспектах всеобщей истории, а также науки государственного управления. Справедливо ли это предположение и в чем заключается уникальность данной учебной дисциплины, ее специфика? Что эта важнейшая, основополагающая для специалиста в области госуправления дисциплина привносит в практику профессиональной подготовки?

— Ваше предположение абсолютно верно. Уникальность дисциплины «Основы российской государственности» заключается в том, что она формирует ценностный фундамент для будущей профессиональной деятельности государственных служащих и сплачивает студентов, показывая важность консолидации ради успешного развития как личности, так и общества в целом. Без такого ценностного стержня невозможно достичь единства системы публичной власти в нашей стране.

Актуальность подхода подтвердила Всероссийская конференция, прошедшая 15–19 октября в Сочи, которую организовали проектный офис «ДНК России», Президентская академия, Российское общество «Знание», Минобр­науки России и другие партнеры. Главная особенность дисциплины состоит в том, что она формирует у студентов целостное понимание исторического пути России, роли нашей страны как государства-­цивилизации в современном мире и ее перспектив в будущем.

Курс закладывает основу гражданской позиции будущего управленца. Эта дисциплина учит не просто анализировать государственные институты, но и понимать культурные коды и ценности, которые веками формировали российскую государственность. Такой подход позволяет готовить специалистов, способных мыслить как настоящие государственные деятели, — ​с широким кругозором и глубоким пониманием национальных интересов России, и задает вектор на развитие отечественной школы управления.

— С 2023 года в Президентской академии активно развивается экспедиционный формат подготовки студентов. С какого курса студенты начинают практическое погружение в вопросы госуправления и по какому принципу выбираются регионы для таких экспедиций?

— Такой формат подготовки начинается уже со второго курса. Хотя он не является обязательным, мы активно развиваем это направление и видим растущий интерес со стороны студентов. Главное отличие экспедиций от традиционной практики — ​комплексный подход. Если классическое знакомство с работой органов власти обычно ограничивается одним ведомством, то наши экспедиции дают полное погружение в региональную систему управления.

Студенты участвуют в решении реальных задач, как это было в Тверской области, где команды разрабатывали стратегии предотвращения исчезновения сел и деревень, или в Ингушетии и Северной Осетии, где ребята изучали практику межнациональных отношений и управления в многонациональных регионах с богатым культурным наследием. В экспедициях происходит настоящая закалка характера — ​через восхождение в горы, испытания ледяными реками, проверку силы воли. Ребята получают богатый опыт, изучая уникальные особенности разных регионов, любуются прекрасными ландшафтами нашего Отечества, общаются с местными жителями. Все это вместе формирует у них новое представление о себе и окружающих.

Выбор регионов строится на основе нескольких критериев: уникальность управленческих вызовов, запрос местных властей и образовательный потенциал территории. Например, экспедиция в Брестскую крепость была посвящена изучению роли историко-­мемориальных комплексов в системе патриотического воспитания, а работа в Республике Коми была сосредоточена на вопросах устойчивого развития и управления природными ресурсами. Важно, что каждая поездка включает взаимодействие с руководством региона, знакомство с реальными практиками и завершается конкретными предложениями от студентов, которые могут быть в дальнейшем реализованы. В эту работу вовлечены участники программы «Время героев» — ​военнослужащие, участвующие в СВО. Они общаются с ребятами в ходе экспедиций, делятся собственным опытом и получают более глубокое понимание интересов современной молодежи.

— Наше время ознаменовано возвратом в состав нашей страны исторически российских регионов Донбасса и Новороссии. Каких результатов уже удалось достичь в их интеграции в родное языковое, культурное, научное-­образовательное пространство?

— Интеграция исторических регионов — ​это комплексная работа по нескольким ключевым направлениям. Прежде всего, Президентская академия реализует масштабные программы профессионального развития для государственных и муниципальных служащих и специалистов этих территорий. Это позволяет не только поддерживать наших сограждан, но и передавать актуальные управленческие практики, формируя единые стандарты государственного управления.

Особое внимание мы уделяем созданию единого образовательного пространства через организацию стажировок и реализацию совместных проектов. Наши студенты приобретают уникальный практический опыт, например проходят практику в Донецкой Народной Республике и стажировки в Запорожской области, где вместе с Мелитопольским государственным университетом анализируют социально-­политическую ситуацию и разрабатывают практические решения для развития этих территорий. Кроме того, недавно у нас стартовал проект «В единстве с Россией» — ​цикл встреч с управленцами новых регионов, который позволяет студентам из первых уст узнавать о вызовах и перспективах интеграции. Важно подчеркнуть, что эту инициативу предложил наш студент — ​уроженец Донбасса.

Значимым компонентом этой деятельности стала федеральная программа «Время героев», инициированная Президентом РФ и реализуемая на базе Академии. Участники СВО — ​будущие управленцы — ​получают в ее рамках глубокие знания о государственном управлении. Горжусь, что нам доверено вносить вклад в эту важнейшую работу.

Отдельное направление — ​гуманитарное сотрудничество, которое включает системную волонтерскую работу: регулярные экспедиции и адресную помощь жителям исторических регионов России. Рад, что наши студенты и сотрудники активно участвуют в этих проектах, демонстрируя гражданскую позицию и социальную ответственность.

Эта многоплановая работа уже сегодня дает конкретные результаты: выпускники наших программ успешно работают в органах власти исторических регионов России, налаживаются прочные профессиональные контакты между вузами, а совместные образовательные и научные проекты способствуют формированию единого культурного и образовательного пространства страны.

— Руслан Николаевич, спасибо вам большое за обстоятельные, высокопрофессиональные, интересные ответы на наши вопросы, за то, что вы смогли в весьма насыщенном рабочем графике выделить время для интервью! Мы от всей души желаем вам вдохновения, постоянного творческого настроя, ярких идей, их легкой, быстрой и беспрепятственной реализации, энергии, сил, радости труда и больших успехов во всех направлениях вашей многогранной профессиональной деятельности на благо нашего Отечества!

 

Беседу вел Дмитрий Парамонов