Намеченный Президентом РФ В. В. Путиным стратегический ориентир на опережающее социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ уже приносит весьма ощутимые результаты: темпы роста экономики на Дальнем Востоке сейчас значительно выше общероссийских; в пересчете на одного жителя на Дальнем Востоке инвестируется в 2 раза больше средств, чем в целом по России; за 10 лет валовый региональный продукт Дальнего Востока увеличился более чем в 2,5 раза, с 4 трлн до 11 трлн рублей.
На Дальнем Востоке появились тысячи новых предприятий, и такой активный рост экономики с каждым годом требует все большего количества электроэнергии, существенно увеличивает нагрузку на действующие в Дальневосточном макрорегионе энергогенерирующие мощности. Так, уровень потребления электроэнергии на Дальнем Востоке в сентябре текущего года в 2,4 раза превысил среднероссийский показатель, за последние 10 лет энергопотребление в Дальневосточном макрорегионе возросло на 33%, в то время как в среднем по России — на 14%. И дальнейшее развитие экономики дальневосточных регионов опережающими темпами с каждым годом будет влечь увеличение объемов потребления электроэнергии. Уже в 2026 году Дальний Восток может столкнуться с ситуацией дефицита электроэнергии, что будет существенно сдерживать инвестиционную активность в макрорегионе, появление там новых предприятий. Поэтому модернизация существующих и создание новых объектов энергогенерации — задача номер один для Дальневосточного макрорегиона нашей страны. И для ее решения требуется объединение усилий законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, ученых.
Комитет Государственной Думы ФС РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики организовал и провел 19 ноября 2025 года парламентские слушания «Совершенствование нормативно-правового регулирования развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Арктики». Мероприятие прошло под руководством председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Н. М. Харитонова.
В парламентских слушаниях приняли участие заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ
И. А. Яровая, Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. О. Чекунков, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики В. В. Алтабаев и заместитель Министра энергетики РФ
П. П. Конюшенко, представители регионов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.
При реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Энергетической стратегии РФ на период до 2050 года предусмотреть раздел, посвященный развитию ТЭК Дальнего Востока и Арктической зоны РФ
Заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ Ирина Анатольевна Яровая подчеркнула принципиальную важность включения специального радела, посвященного развитию ТЭК на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ с целью обеспечения связи стратегических документов при реализации поставленных Президентом РФ В. В. Путиным задач развития Дальнего Востока.
Дальний Восток особенный: там находятся территории колоссальных размеров и наблюдается огромная удаленность населенных пунктов. И. А. Яровая отметила, что при принятии решения о снятии с той или иной организации статуса территориального сетевого оператора необходимо просчитывать последствия таких решений для энергообеспечения того или иного дальневосточного населенного пункта, принимать во внимание обеспечение его энергетической безопасности: важно, чтобы, как будто бы на первый взгляд, экономически обоснованные и выверенные решения не приводили к сбоям в тепло- и энергоснабжении таких населенных пунктов в целях предотвращения ЧС в дальневосточных районах.
Наиглавнейший вопрос — формирование тарифов. Они формируются в регионах, но регионы должны вместе с федеральными органами власти при необходимости осуществлять корректировку тарифов с точки зрения их обоснованности: тарифы предопределяют развитие бизнеса в дальневосточных регионах и платежеспособность населения. Бизнес должен видеть горизонты формирования тарифов. Чтобы инвесторы приходили на Дальний Восток, а молодежь оставалась там жить и работать, должны быть четкие, понятные горизонты тарифной политики. И такие горизонты регионам следует формировать совместно с федеральными министерствами, чтобы была видна общая логика развития каждого дальневосточного региона и макрорегиона в целом. Следует четко определить, какие показатели развития дальневосточных регионов являются реально реализуемыми в ближайшее время.
И. А. Яровая обратила внимание на тесное взаимодействие, консолидированную позицию Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, что, безусловно, способствует успешности решения поставленной Президентом РФ В. В. Путиным задачи опережающего социально-экономического развития наших дальневосточных и арктических регионов.
Также И. А. Яровая сказала о том, что на уровне фракций и комитетов Государственной Думы ФС РФ будет осуществляться парламентский контроль реализации всех высказанных в ходе парламентских слушаний рекомендаций, направленных на развитие Дальнего Востока и Арктики, чтобы они были воплощены не в гипотетическом плане, а в реальных решениях.
Необходимы коренная модернизация электроэнергетического сектора Дальнего Востока и строительство новых современных судов для транспортировки грузов в рамках северного завоза
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Олегович Чекунков отметил, что электроэнергетический сектор должен не только удовлетворять текущий спрос со стороны дальневосточных потребителей от сезона к сезону, но и «опережающим образом давать возможности для дальнейшего роста» экономики Дальнего Востока.
А. О. Чекунков напомнил, что в соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина «на Дальнем Востоке созданы беспрецедентные возможности для экономического развития»: начата реализация более 2,9 тыс. новых инвестиционных проектов на общую сумму в 13 трлн рублей, появилось более 1 тыс. новых предприятий. Ускоренное экономическое развитие увеличивает спрос на электроэнергию и нагрузку на электросети. За последнее десятилетие в Дальневосточном макрорегионе в 2 раза увеличился уровень потребления электроэнергии, основными потребителями которой стали железнодорожный транспорт (в связи с поворотом нашей экономики на Восток), металлургическая и химическая промышленность, горнодобывающие предприятия.
А. О. Чекунков подчеркнул, что сфера электроэнергетики и кадровая проблема — в настоящее время основные факторы, сдерживающие быстрое развитие регионов Дальнего Востока. С 2030 года на Дальнем Востоке ожидается до 30% роста энергопотребления, и начало ее дефицита будет ощущаться уже в 2026 году. Согласно СИПР, на Дальнем Востоке потребуется около
3 ГВт новых энергомощностей. Вследствие дефицита электроэнергии на Дальнем Востоке сдерживается строительство новых предприятий. Будут построены Свободненская ТЭЦ, объекты энергогенерации на основе ВИЭ, но это покроет лишь 1 ГВт недостающей энергомощности. Сейчас прорабатываются решения, направленные на покрытие еще 2 ГВт недостающей энергомощности. В июле 2025 года были организованы конкурсы с целью выбора инвесторов для строительства электростанций суммарной мощностью в 500 МВт в Хабаровском и Приморском краях, однако из-за высокого уровня ключевой ставки ЦБ РФ эти проекты не вызвали инвестиционного интереса. Глава Минвостокразвития России подчеркнул, что в экстремальных экономических условиях, характерных для нашего времени, сугубо рыночные механизмы не всегда работают, что необходим баланс эффективных рыночных механизмов и иных экономических решений, в том числе принятых на государственном уровне.
На Дальнем Востоке из-за большой протяженности территорий и низкой плотности населения представлено большое количество изолированных энергосистем и объектов локальной энергогенерации. Уровень износа оборудования в сфере изолированных энергосистем и локальной энергогенерации превышает 60%, большинство таких объектов находится в технически неудовлетворительном состоянии, что влечет низкий уровень надежности данных энергосистем и высокий уровень стоимости производства электроэнергии.
А. О. Чекунков обратил внимание на отсутствие механизма строительства новых и модернизации существующих объектов энергогенерации в изолированных энергосистемах и в области локальной энергогенерации.
Как подчеркнул глава Минвостокразвития России, сейчас стоимость строительства объектов энергогенерации на Дальнем Востоке примерно в 2 раза превышает общероссийский показатель и до 5–6 раз выше, чем в КНР: сказываются удаленность от основных производственно-транспортных узлов, географические и климатические условия. Для решения этой проблемы требуются надежное оборудование, привлечение специализированных кадров и техники.
Ограничения в решении энергетической проблемы Дальневосточного макрорегиона связаны и с необходимостью соблюдения адресованных инвесторам требований, связанных с локализацией производства приобретаемого оборудования: отечественные предприятия загружены на максимальном уровне; какого‑то производства просто нет — его только необходимо создавать. Все это отдаляет сроки введения в строй новых объектов энергогенерации. При соблюдении требования российской локализации производства как базового, магистрального ориентира А. О. Чекунков допустил возможность и правильность приобретения уже готового оборудования неотечественного производства с целью более быстрого строительства на Дальнем Востоке новых объектов энергогенерации и модернизации существующих. Это позволит снизить и финансовую нагрузку на потребителей электроэнергии после ввода в строй новых и модернизированных энергогенерирующих мощностей.
Высокая стоимость электроэнергии на Дальнем Востоке, как подчеркнул А. О. Чекунков, препятствует привлечению туда инвесторов и инвестиций. Темп роста цен на электроэнергию в Дальневосточном макрорегионе вдвое опережает общероссийский показатель. К высоким ценам на уголь добавляется высокий уровень износа оборудования (в среднем в 4 раза выше общероссийского).
Негативно сказывается на техническом состоянии изолированных энергосистем и перспективах их модернизации поэтапная отмена механизма дальневосточной надбавки.
Глава Минвостокразвития России подчеркнул, что за 9 месяцев текущего года рост энергопотребления на Дальнем Востоке составил 5%, в то время как в среднем по России энергопотребление снизилось на 0,7% за аналогичный период, что сопоставимо с 9 месяцами прошлого года. Предстоящей зимой на Дальнем Востоке ожидается рост энергопотребления на 4,5% (на 0,5 ГВт выше исторического максимума, зафиксированного в 2024 году). А. О. Чекунков сказал, что Минвостокразвития Росссии и Минэнерго России сделают все для сглаживания пиков потребления электроэнергии и обеспечения энергетической безопасности дальневосточных регионов.
В рамках юбилейного X Восточного экономического форума Президент РФ В. В. Путин 4 сентября 2025 года провел во Владивостоке совещание по вопросам развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа. Уже ведется работа по выполнению всех поручений, данных в ходе совещания главой Российского государства.
Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством энергетики РФ разработан проект Программы развития электроэнергетики Дальнего Востока. В ней представлено три ключевых направления.
- Мероприятия по повышению эффективности использования существующих энергомощностей. Так, например, компания планирует построить предприятие в одной из бухт Приморского края, однако там наблюдается значительный дефицит электроэнергии, что препятствует созданию нового предприятия. В то же время в Чукотском автономном округе в настоящее время наблюдается избыток производства электроэнергии, которая, как отметил А. О. Чекунков, не используется предприятиями — потенциальными инвесторами из-за «неподъемных для бизнеса тарифов» на электроэнергию (сейчас это 15%). Поэтому, подчеркнул глава Минвостокразвития РФ, необходимо «эффективно использовать то, что есть», разумно управлять спросом на электроэнергию. И эта работа потребует слаженности действий различных ведомств.
- Создание условий для строительства крупными компаниями собственных объектов энергогенерации. Эти компании, вкладывающие в реализацию своих инвестиционных проектов сотни миллиардов рублей, создают значительный спрос на электроэнергию. При создании соответствующих условий такие компании могут эффективно построить новые объекты энергогенерации и обеспечить на нее устойчивый спрос, а излишки электроэнергии можно было бы отдавать в другие регионы. А. О. Чекунков отметил, что интерес к этой инициативе проявили такие крупные корпорации, как «Русская медная компания», «Эльга», «Алроса» и ряд других.
- Перспективы развития энергетики в дальневосточных регионах после 2030 года. «Нужно принимать смелые решения», — сказал глава Минвостокразвития России и напомнил, что, выступая на пленарном заседании юбилейного X Восточного экономического форума 5 сентября 2025 года, Президент РФ В. В. Путин сказал о необходимости «принимать кардинальные решения» в целях развития дальневосточных регионов.
На Дальнем Востоке, как отметил А. О. Чекунков, будут строиться объекты атомной энергогенерации, энергогенерации на основе ВИЭ, гидрогенерации. На Дальнем Востоке есть всё для развития всех типов энергогенерации: гидроресурсы, ветер, солнце (юг Дальнего Востока, подчеркнул глава Минвостокразвития РФ, лидирует в России по количеству солнечных дней).
А. О. Чекунков сказал, что одно из предложений — внедрить механизм целевого финансирования объектов генерации энергии — от этапа строительства до ввода объекта в эксплуатацию.
Необходимо найти баланс между разумностью цены на электроэнергию, конкурентоспособностью экономики и приемлемостью цены на электроэнергию для рядовых жителей дальневосточных регионов.
По мнению главы Минвостокразвития РФ, положительно скажется на энергетической сфере продление срока действия механизма дальневосточной надбавки до 2035 года с условием направления части средств на развитие объектов энергогенерации.
В ходе парламентских слушаний затрагивался и вопрос о совершенствовании практики северного завоза. А. О. Чекунков подчеркнул, что для обеспечения существенного снижения цен на доставляемые в рамках северного завоза жизненно важные товары за счет их транспортировки силами единого морского оператора северного завоза, морского оператора северного завоза необходимо обеспечить новыми, современными, работоспособными судами. В настоящее время срок эксплуатации судов составляет почти 50 лет, что, по словам А. О. Чекункова, является неприемлемым для морских судов, и ситуацию необходимо начать исправлять в ближайшее время.
Ускоренное строительство новых объектов энергогенерации на Дальнем Востоке — приоритетная задача для Министерства энергетики РФ
Заместитель Министра энергетики РФ Пётр Петрович Конюшенко отметил, что Минэнерго России работает в тесном контакте с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, и это дает возможность на планомерной, системной основе проводить модернизацию действующих объектов энергогенерации в дальневосточных и арктических регионах нашей страны и создавать там новые энергогенерирующие мощности. «Приложим все усилия для процветания Дальнего Востока и Арктики, роста экономического благополучия граждан нашей страны», — сказал П. П. Конюшенко.
Заместитель Министра энергетики РФ отметил, что на Дальнем Востоке наблюдается более чем двукратный рост объема энергопотребления, а действующие объекты энергогенерации требуют обновления, также необходимо строительство новых энергогенерирующих станций. Экономика Дальнего Востока растет опережающими темпами, в 2 раза превышающими общероссийский показатель. Таким образом, развитие экономики на Дальнем Востоке сейчас существенно опережает развитие там энергетики, что выступает серьезным сдерживающим фактором для дальнейшего роста дальневосточной экономики уже в ближайшей перспективе. В силу этого Министерство энергетики РФ совместно с Минвостокразвития России ищут инструменты для опережающего ввода в строй новых энергогенерирующих мощностей.
В настоящее время, по словам П. П. Конюшенко, на Дальнем Востоке в сферу энергогенерации требуется привлечь 4,5 млрд рублей и более 1 трлн рублей в энергосетевое хозяйство. До 2042 года в Дальневосточном макрорегионе России ожидается увеличение суммарной энергомощности
с 17,5 ГВт до 34 ГВт — почти двукратный рост!
Сегодня ПАО «РусГидро», базовый инвестор в дальневосточную энергетику, реализует в макрорегионе шесть инвестиционных проектов.
Организация ускоренного строительства новых объектов энергогенерации требует совершенствования нормативно-правовой базы, и над этим совместно работают Минэнерго России и Минвостокразвития России.
П. П. Конюшенко отметил, что Министр энергетики РФ С. Е. Цивилев как приоритетную задачу определил формирование топливно-энергетических балансов (ТЭБов) дальневосточных регионов. Принципы формирования ТЭБов требуют серьезного пересмотра и тщательного выверения: результаты их формирования в регионах в предыдущие годы оказались неудовлетворительными, поэтому сейчас подготовка адекватных существующему положению дел ТЭБов — задача номер один.
Основной вызов для дальневосточной энергетики, подчеркнул П. П. Конюшенко, — сроки строительства новых объектов энергогенерации, сейчас составляющие примерно 6–7 лет. А для обеспечения электроэнергией опережающего роста экономики Дальнего Востока время строительства новых объектов энергогенерации следует сократить до 4–5 лет.
Для решения всех актуальных задач развития электроэнергетики Министерство энергетики РФ подготовило законопроект «О содействии инфраструктурному развитию и повышению эффективности управления сферой электроэнергетики».
П. П. Конюшенко охарактеризовал предполагаемые законопроектом меры для организации ускоренного строительства на Дальнем Востоке новых объектов энергогенерации и ввода их в эксплуатацию.
- Оптимизация земельных отношений (ускоренное решение земельного вопроса с минимизацией инстанций для согласований).
- Типовое проектирование объектов энергетики, что значительно удешевляет и ускоряет их строительство и ввод в эксплуатацию, снижает финансовую нагрузку на потребителей электроэнергии в будущем.
- Формирование отраслевого заказа на производство оборудования для объектов энергогенерации отечественными предприятиями, что, во‑первых, позволит в достаточной степени загрузить российские предприятия энергомашиностроения и, во‑вторых, снизить стоимость строительства новых объектов энергогенерации.
Совокупность этих мер, как отметил П. П. Конюшенко, позволит снизить срок ввода в строй новых объектов энергогенерации в Дальневосточном макрорегионе.
- Поддержка продления срока действия механизма дальневосточной надбавки с условием направления средств на развитие электроэнергетики на Дальнем Востоке.
- Развитие на Дальнем Востоке энергогенерации на основе ВИЭ.
- Модернизация системы локальной энергогенерации.
П. П. Конюшенко отметил, что ПАО «РусГидро» активно внедряет в дальневосточных регионах гибридную энергогенерацию при модернизации существующих там объектов малой энергетики.
- Поддержка возможностей авансирования строительства объектов энергогенерации, что снизит нагрузку на инвесторов и создаст для них дополнительные стимулы для начала реализации проектов строительства новых энергогенерирующих мощностей.
П. П. Конюшенко обратился к депутатам и руководству Государственной Думы ФС РФ с просьбой поддержать предложенный Министерством энергетики РФ законопроект.
Планирование на государственном уровне — необходимое условие организации опережающего развития дальневосточных и арктических регионов России
Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Михайлович Харитонов призвал объективно смотреть на текущую ситуацию в дальневосточных регионах нашей страны, где и в настоящее время наблюдается отток населения, пусть и в меньшем количестве, чем это было ранее, уровень газификации на порядок ниже уровня газификации регионов европейской части России, существуют проблемы в области транспортной инфраструктуры и в целом ряде других сфер.
Руководитель профильного комитета Госдумы ФС РФ подчеркнул необходимость при организации будущего развития дальневосточных регионов исходить «из объективных показателей».
Н. М. Харитонов подчеркнул, что на Дальнем Востоке практически повсеместно наблюдается энергодефицит, что с момента принятия решения о строительстве нового объекта энергогенерации до ввода его в эксплуатацию проходит 5–7 лет, что «с учетом длительности создания новых объектов энергогенерации огромное значение» приобретает планирование; обратил особое внимание на то, что идея планирования развития страны и ее регионов на государственном уровне родилась не в советский период отечественной истории, а гораздо раньше: впервые она была предложена в 1915 году Императорской академией наук. В силу объективных исторических обстоятельств воплощаться эта идея начала только в 1947 году и показывала свою результативность на всех последующих этапах развития нашей страны.
В целом положительно оценив утвержденную в апреле текущего года «Энергетическую стратегию РФ на период до 2050 года», Н. М. Харитонов обратил внимание на то, что Министерство энергетики РФ пошло по пути, когда к реализации запланирован ввод новых объектов энергогенерации при отсутствии в настоящее время потенциальных потребителей вырабатываемой новыми мощностями электроэнергии — субъектов хозяйственной деятельности. Руководитель профильного комитета Госдумы
ФС РФ констатировал, что Минэнерго России не получило сведений о перспективе потребления тепловой и электрической энергии, углеводородов на территории Дальнего Востока. «Нужно поставить все на ноги, а не на голову», — резюмировал Н. М. Харитонов, подчеркнув, что 3 года назад бывший тогда Министром энергетики РФ Н. Г. Шульгинов, а ныне председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике, поручил регионам подготовить свои топливно-энергетические балансы, но региональные власти, не до конца поняв специфику задачи, подготовили документы с сугубо формальными, не подтвержденными реальным развитием экономической ситуации расчетами и фактически оказавшимися бесполезными с точки зрения потенциального руководства к действиям в сфере региональной энергетики.
Н. М. Харитонов подчеркнул настоятельную, требуемую временем и логикой развития отечественной экономики потребность создать при Правительстве РФ планирующий орган, который бы собирал и тщательно анализировал информацию о потребностях всех отраслей экономики в ресурсах, в том числе энергетических, планировал их распределение и нес за это ответственность. Частные предприятия на системной основе должны быть вовлечены в реализацию всех намеченных Правительством РФ планов развития российской экономики, в том числе создания новых энергогенерирующих мощностей.
Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ отметил вариабельность «Генеральной схемы размещения объектов энергетики до 2042 года» как ее существенный, принципиальный недостаток: невозможно создавать новые объекты энергогенерации в том или ином районе страны, если в «Генеральной схеме…» не указан конкретный тип нового для данной территории объекта энергогенерации (например, каким он будет: атомным, тепловым или каким‑то иным). Поэтому, подчеркнул Н. М. Харитонов, Министерству энергетики РФ, проектировщикам объектов энергетики, предприятиям энергетической отрасли и потребителям энергии нужно четко понимать задачи, которые им предстоит решать, и понимание, что они справятся с их решением.
Парламентские слушания и были призваны объединить усилия всех тех, от кого зависит успешность вывода ТЭК Дальнего Востока и Арктической зоны РФ на качественно новый уровень, который позволит успешно решить поставленную Президентом РФ В. В. Путиным задачу организации опережающего социально-экономического развития этих макрорегионов нашей страны.
Дмитрий Парамонов



