Необходимо создать принципиально новую модель развития российской энергетики
Сейчас активно решается задача интенсивного развития буквально всех сфер отечественной экономики на высокотехнологичной основе, что влечет просто‑таки колоссальное увеличение объемов потребления электрической и тепловой энергии по сравнению с предыдущими периодами отечественной истории, поэтому необходимы создание новых энергогенерирующих мощностей и техническое перевооружение существующих. Энергетика — первооснова экономического развития, база для устойчивого роста экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2025 года № 908‑р была утверждена «Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года». Ее реализация разделена на «шестилетки»: первая завершается в 2030 году, вторая — в 2036 году, третья — в 2042 году, четвертая — в 2048 году. Предполагается продление срока действия «Энергостратегии» до 2050 года.
До 2042 года электроэнергетике нашей страны необходимы инвестиции в размере 40 трлн рублей. К этому времени планируется ввести в строй 88 ГВт новых мощностей (из них 35 ГВт — тепловая генерация), до 2036 года построить 14 тыс. км магистральных линий электропередачи, что потребует 17 трлн рублей, в 2030–2036 годах в рамках реализации пяти проектов построить 4370 км ЛЭП постоянного тока мощностью до 1,5 ГВт, модернизировать все электрические сети в рамках реализации «Энергетической стратегии на период до 2050 года».
Правительством РФ уже принято решение о строительстве дополнительных 17 ГВт генерирующего оборудования для удовлетворения быстрорастущего спроса на энергию на юге России, в юго-восточной части Сибири и на Дальнем Востоке.
Изучается возможность строительства высокотемпературных сверхпроводящих кабельных линий для передачи электроэнергии с нулевым сопротивлением при охлаждении до температуры жидкого азота.
Россия — уникальная страна, обладающая всеми видами первичной энергии: газом, углем, гидропотенциалом, геотермальными ресурсами, энергией солнца, ветра, и для каждого из наших регионов нужна своя надежная и экономически эффективная система использования первичных источников энергии.
Развитие энергетики на принципиально новой основе
В 2025 году на ремонт и модернизацию энергетической инфраструктуры было выделено 2,2 трлн рублей. Акцент сделан на модернизацию инфраструктуры. Создан значительный аварийный резерв из 23 тыс. специализированных бригад и 7,5 тыс. резервных источников электроснабжения.
Актуальная задача — обеспечение конкурентной, обоснованной стоимости киловатт-часа на протяжении всего периода жизни энергообъекта — от проектирования до вывода из эксплуатации. И здесь необходимы решительные действия, чему призваны способствовать подготовка и принятие масштабного закона об электроэнергетике. К 2042 году потребление энергии в РФ увеличится на 20%, и для удовлетворения этого спроса необходимо привлечь более 40 трлн рублей в энергогенерацию и 5 трлн рублей — в энергосети. В данном вопросе консервативные подходы не сработают, поэтому мы предлагаем ввести новые базовые механизмы развития электроэнергетики. По сути, мы говорим о создании новой системы электроэнергетики России, что сопоставимо с реализацией принятого в 1920 году плана ГОЭЛРО, опыт реализации которого сейчас изучается, оттуда берется самое лучшее, одновременно анализируется действующее законодательство, совершенствуется нормативно-правовая база с целью привлечения новых инвестиций. Эту работу планируется завершить до конца текущего года, чтобы с 1 января 2026 года начать создавать новые энергогенерирующие мощности и энергосети с учетом новых подходов. До конца 2042 года предстоит ввести в строй, как уже отмечалось выше, около 88 ГВт различной генерации, из которой 35 ГВт — тепловая. Для этого разрабатывается новый закон и проводится комплексный аудит всей нормативной базы энергетической отрасли — законов и подзаконных актов. Работаем вместе с заинтересованными ведомствами, энергетическими компаниями и экспертами.
Наша цель — создание принципиально новой модели развития отечественной энергетики, и поэтому мы предлагаем ввести новые базовые механизмы развития электроэнергетики в России. В их числе — гарантированное льготное финансирование строительства объектов энергетики посредством отраслевого института развития; создание проектного института — публично-правовой компании, которая возьмет на себя синхронизацию всех видов энергетической инфраструктуры, разработку требований к типовым проектным решениям и даже функции единого заказчика для сложных проектов, таких как, например, ГЭС. Рабочее название этого института — «Росэнергопроект».
При решении инфраструктурной задачи следует максимально эффективно использовать время и деньги, и новый механизм призван убрать лишние согласования, обеспечить стройки энергообъектов типовой документацией и финансированием, активно привлекать к финансированию строительства энергомощностей заинтересованных во вводе их в эксплуатацию крупных инвесторов. В этом заключается суть донастройки механизмов, которая даст нам возможность уверенно двигаться вперед. За централизованное проектное заемное финансирование строительства объектов энергетики на льготных условиях с привлечением государственных средств и средств инвесторов должен отвечать государственный финансовый специализированный институт развития.
Энергетическую инфраструктуру необходимо развивать по принципу площадок или кластеров, то есть как некий сервис, предоставляемый государству и крупным инвесторам. Для выполнения этих функций предлагается создать публично-правовую компанию (ППК).
Повысить эффективность строительства ГЭС можно путем определения единого государственного заказчика, который будет решать сложный комплекс вопросов, связанных с созданием гидротехнических сооружений и водохранилищ, и это тоже следует включить в функции ППК, которая должна будет отвечать и за централизованное материально-техническое обеспечение строительства объектов энергетики, синхронизацию схем развития электро- и теплоэнергетики, угольной и газовой промышленности, подготовку площадок для строительства объектов энергетической инфраструктуры, обеспечение оборудованием и т. п. ППК будет формировать единые требования к стандартам и технологиям, обеспечивать типизацию проектных и ценовых решений.
Принципиально важно найти баланс между государственным регулированием и рыночными механизмами. К сожалению, рыночные механизмы в их чистом виде оказываются несостоятельными, когда требуется принимать оперативные меры, направленные на устранение дефицитов и снижение аварийности, — не говоря уже об опережающем развитии энергетической инфраструктуры, что особенно важно для успешного решения поставленной Президентом РФ В. В. Путиным задачи опережающего социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.
Следующим шагом на государственном уровне должны стать долгосрочное прогнозирование, формирование отраслевого заказа и поддержка энергетического машиностроения.
Развитие энергетики на Дальнем Востоке
Уже сейчас дальневосточные регионы демонстрируют рост экономики выше среднего по России, в силу чего энергопотребление там более чем в 2 раза превышает общероссийский показатель, и тенденция к росту экономики и, как следствие, энергопотребления на Дальнем Востоке будет только укрепляться. Весьма интенсивный ввод в строй в этих регионах новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры требует значительно больших объемов электрической и тепловой энергии, чем тот, который в настоящее время обеспечивают существующие на Дальнем Востоке энергогенерирующие мощности. Для решения этой проблемы предусмотрен целый ряд мер: продление срока действия механизма дальневосточной надбавки; направление дивидендов ПАО «РусГидро» на инвестиции в ДФО; увеличение доли продаж электроэнергии ГЭС по рыночным ценам; использование механизма фабрики проектного финансирования и ряд других. Предлагается и создание инвестиционной надбавки к цене на мощность на оптовом рынке, но она должна быть использована для достижения конкретной цели — финансирования новых объектов в изолированных энергосистемах.
Необходимо учитывать важные особенности дальневосточного макрорегиона — большую территорию и наличие технически изолированных районов: Сахалина, Магаданской области, Чукотки, Камчатки, севера Якутии. Поэтому Министерство энергетики РФ приступило к актуализации топливно-энергетических балансов (ТЭБ) каждого дальневосточного региона. ДФО стал пилотным макрорегионом, где план перспективного развития энергетики будет составляться исходя из расчетов ТЭБов. И в перспективе такой подход будет распространен на все регионы РФ.
В ДФО важно с учетом особенностей развития каждого региона определиться в ТЭБах с первичными источниками энергии.
Для развития на Дальнем Востоке гидроэнергетики, строительства там новых ГЭС необходима государственная поддержка. ГЭС строится от 6 до 12 лет в зависимости от ее размеров. Уже есть решение о необходимости строительства ГЭС. Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2024 года № 4153‑р «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года» предполагает строительство семи ГЭС и пяти ГАЭС общей мощностью 7,5 ГВт. Пять гидростанций мощностью более 3 ГВт будет располагаться в ДФО. В Приморском крае планируется строительство одной гидроаккумулирующей станции мощностью 600 МВт. По данным объектам начаты предпроектные и проектные работы.
Планируется постепенно перейти на продажу электроэнергии ГЭС по свободным ценам. Это позволит сформировать у гидрогенерирующих компаний дополнительные источники доходов. В целом необходимо выработать механизм для возврата инвестиций при строительстве ГЭС и обеспечить безубыточность деятельности сетевых активов.
Предполагается развитие геотермальной энергетики. ПАО «РусГидро» и АО «Зарубежнефть» реализуют совместный проект по строительству новой Мутновской ГеоЭС‑2, рассматривается вариант добавления нового бинарного энергоблока мощностью до 16,5 МВт на действующей Мутновской ГеоЭС‑1, идут проектирование и доразведка месторождения, которые должны завершиться до конца 2027 года. Проект может быть полностью реализован до конца 2029 года. После ввода в строй Мутновской ГеоЭС‑2 мы сможем на 40% сократить завоз дорогого углеродного топлива на 172,9 тыс. т условного топлива в год. Однако в указанных компаниях подчеркивают, что для реализации проекта без роста тарифной нагрузки необходимы льготное финансирование, проведение конкурсного отбора ВИЭ на Камчатке и получение статуса резидента ТОР «Камчатка».
Создаются научно-производственные площадки по развитию геотермальной энергетики на Камчатке и Сахалине.
Принято решение оставить дивиденды ПАО «РусГидро» для решения задач, связанных со строительством новых объектов энергогенерации, продлить срок действия механизма дальневосточной надбавки до 2035 года, однако при этом до 50% от этой надбавки должно направляться на программы развития энергетики на изолированных территориях ДФО, что даст возможность ПАО «РусГидро» обновить электросети на данных территориях.
В Приморском крае ПАО «НК «Роснефть» разрабатывает проект Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК), включающий строительство НПЗ мощностью 12 млн т нефти в год и нефтехимического комплекса на 3,4 млн т. Уже готова проектная документация, получены положительные заключения госэкспертизы, но в условиях текущей макроэкономической неопределенности компания отложила дальнейшую работу, поскольку пока невозможно дать обоснованную оценку долгосрочным инвестициям. Развитие проекта возможно после достижения макроэкономической стабильности.
В Сахалинской области рассматривается возможность реализации проекта завода ПАО «Газпром» по переработке газового конденсата мощностью 4,5 млн т. Сейчас проходит процедура обоснования инвестиций. Ресурсной базой для предприятия может стать проект «Сахалин‑3». При этом ПАО «Газпром» рассматриваются и другие варианты переработки углеводородов в регионе.
Дальневосточные регионы потребляют больше светлых нефтепродуктов, чем производят. Потребности этих регионов покрываются поставками нефтепродуктов с заводов Сибири, Урала и Поволжья. Сейчас компаниями прорабатывается несколько проектов новых НПЗ: в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. В частности, АО «Независимая нефтегазовая компания» (АО «ННК») рассматривает несколько вариантов для второй очереди Хабаровского НПЗ: модернизацию действующего завода со строительством новых установок или вариант расширения мощностей первичной переработки. Еще одним вариантом видится строительство НПЗ на новой площадке за городом мощностью от 5 млн до 10 млн т.
Ситуация с обеспечением моторным топливом дальневосточных регионов достаточно надежна и позволяет полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка.
В ДФО действуют два НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске. Нефтяные компании рассматривают возможность строительства еще одного НПЗ на Дальнем Востоке, обсуждают модернизацию действующих заводов с целью увеличения их мощности. Министерство энергетики РФ готово подключиться к этой работе, в частности сформировать механизмы экономической поддержки.
В России в целом завершается реализация программы модернизации НПЗ, что позволит увеличить производство бензина на 4–5 млн т, нарастить запас прочности отрасли и сведет к минимуму риски топливных кризисов в будущем.
В числе приоритетов — развитие атомной энергогенерации на Дальнем Востоке: уже выбрана площадка для строительства АЭС в Приморском крае, в перспективе — реализация аналогичного проекта в Хабаровском крае. Будет построена АЭС малой мощности (АСММ) в Республике Саха (Якутия), недалеко от поселка городского типа Усть-Куйга Усть-Янского улуса.
Развитие угольной отрасли
Минэнерго России разработало систему адресных мер поддержки угольной отрасли, и они уже дали положительные результаты в сфере производства. В первом полугодии 2025 года удалось сохранить объем добычи угля на уровне 2024 года — 218,8 млн т, хорошую динамику демонстрирует экспорт угля: за первые три квартала текущего года наблюдается рост экспортных поставок на 5,5%. Предприятия угольной отрасли в целом продолжают работать и своевременно выплачивать зарплаты. Все это свидетельствует о действенности мер господдержки отечественной угольной отрасли.
Был сформирован перечень более чем из 130 угольных компаний, уже получивших налоговые льготы, помогающие им сохранить оборотный капитал и поддерживать ликвидность. Приняты меры поддержки перевозок угля.
Для оказания угледобывающим предприятиям адресной поддержки комиссия под руководством Министра финансов РФ А. Г. Силуанова рассматривает индивидуальные заявки — уже изучены заявки 42 предприятий, на рассмотрении находятся еще 8, около 15 угледобывающих компаний планируют подать документы в ближайшее время.
При прекращении работы ряда угольных предприятий с недостаточно эффективной экономической моделью их персонал и техника были переведены на другие предприятия, с лучшими условиями: с более высоким уровнем производительности оборудования или транспортным плечом меньшей протяженности.
Россия не планирует отказываться от использования угля в сфере энергетики. Более того, предполагается развитие угольной энергогенерации, которую современные технологии позволяют сделать экологически чистой. В ходе Восточного экономического форума в сентябре 2025 года Президент РФ В. В. Путин обратил внимание на то, что запасов угля различного класса нашей стране хватит почти на тысячу лет. На текущий момент угольная генерация является наиболее надежной и стабильной, и уголь продолжает оставаться одним из самых низких по стоимости источников энергии, а это важнейший фактор, принимаемый в расчет при формировании цены на электроэнергию.
Нет никакого сомнения в перспективах спроса на уголь, который до сих пор остается основным видом топлива для производства электроэнергии в мире: на его долю приходится 35% энергогенерации. Более того, мировые агентства пересматривают прогнозы потребления угля в сторону увеличения. Мы считаем, что только в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшие 5 лет будет введено в эксплуатацию 374 ГВт
новых угольных ТЭС. Поэтому спрос на российский уголь будет устойчивым в долгосрочной перспективе. Так, крупным потребителем российского угля является, в частности, Индия, и к 2035 году планируется увеличить объем экспорта угля в Индию до 40 млн т.
Действует утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2020 года № 1582‑р «Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года», предполагающая масштабное смещение угледобычи на восток нашей страны, что обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепит позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона; продолжение создания новых центров добычи угля в восточных регионах РФ: в Республике Тыва, Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях, в Чукотском автономном округе. Начнется добыча угля на новых месторождениях антрацитов на полуострове Таймыр в Арктической зоне РФ, будет осуществляться дальнейшее развитие предприятий действующих угольных бассейнов: Печорского, Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского.
«Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года» предусматривает реализацию проектов разработки новых угольных месторождений на территориях Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, территориально близких к рынкам сбыта, освоение Тунгусского угольного бассейна с учетом строительства необходимой транспортной инфраструктуры.
Добыча трудноизвлекаемых запасов углеводородов — жизненно необходимая задача
Для обеспечения успешного будущего российской энергетики принципиально важна разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов (ТРИЗ), доля которых оценивается примерно в 60%. Принятая в апреле этого года «Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года» предполагает, что к 2030 году добыча нефти достигнет 540 млн т в год, а это потребует вовлечения в разработку значительных объемов ТРИЗ, в силу чего необходима донастройка налогового режима. И Министерство энергетики РФ совместно с Министерством финансов РФ в настоящее время активно работает над поиском сбалансированного решения, направленного на стимулирование разработки отдельных категорий запасов полезных ископаемых. В данном аспекте высокую эффективность продемонстрировала система налога на дополнительный доход (НДД), поэтому важно продолжить работу, связанную с донастройкой НДД и с поиском новых мер налоговой и неналоговой поддержки нефтяных компаний.
Нефтяная отрасль — основной донор бюджета нашей страны и мощный источник притока инвестиций в смежные отрасли, стимул для их развития, и вопрос о текущем положении нефтяных компаний и параметрах налогового режима находится в прямой связи с решением стратегических задач, связанных с обеспечением нефтедобычи и с сохранением ведущих позиций нашей страны на мировом нефтяном рынке.
При подготовке статьи были использованы материалы, представленные в сети Интернет: опубликованный 17 июля 2025 года на сайте газеты «Энергетика и промышленность России» (www.eprussia.ru) материал «Ключевые заявления Министра энергетики России Сергея Цивилева на заседании в Совете Федерации»; опубликованное 01 октября 2025 года на сайте журнала «Эксперт» (www.expert.ru) интервью с Министром энергетики РФ С. Е. Цивилевым (Александр Волобуев, Екатерина Чабан. «Сергей Цивилев: «Нужно найти баланс между госрегулированием и рыночными механизмами». Глава Минэнерго — о международном ландшафте и перестройке электроэнергетики»); опубликованное 27 октября 2025 года на сайте ТАСС (www.tass.ru) интервью c Министром энергетики РФ С. Е. Цивилевым (Алексей Большов. «Глава Минэнерго Цивилев: мы меняем подход к энергетике России»).
Материал подготовил Дмитрий Парамонов
Фото предоставлены: Пресс-служба Минэнерго РФ, Фотобанк Росконгресс (Сергей Отрошко, Олег Барханов)



