Судоремонт в Арктической зоне: нужны мощности

Судоремонт в Арктической зоне: нужны мощности

 

Директор Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «СОЗВЕЗДИЕ», директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области»

Сергей Владимирович Смирнов

События последних двух лет изменили ситуацию на российском рынке судоремонта. До начала — середины 2022 года владельцы гражданского флота, работающего в Арктике, предпочитали ремонтировать флот на европейских верфях. Так, в Норвегии, Финляндии, Латвии, Польше, Турции и некоторых других странах Европы осуществлялся ремонт и техническое обслуживание практически половины всего объема арктического коммерческого флота.

Загрузка российских судоремонтных предприятий на Северо-Западе страны не была пиковой (и где-то даже оставалась средней) и в значительной мере была обеспечена гособоронзаказом. Еще до начала спецоперации государством предпринимались попытки создания условий для привлечения отечественных судовладельцев на домашний рынок. Но в целом на рынке сохранялась инерция, и судоходные и рыболовные компании продолжали ориентироваться на западные ремонтные мощности. В частности, обсуждались меры по обнулению ставки НДС для выполнения работ по ремонту судов. В феврале 2023 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ соответствующий законопроект, а 24 июня 2023 года данный федеральный закон был подписан. Однако необходимо констатировать, что в 2022 году ситуация на рынке арктического судоремонта значительно изменилась.

Спрос и предложение

После того как европейские партнеры один за другим начали отказываться от работы с российскими заказчиками, владельцы арктических судов оказались в новой для себя ситуации: возник дефицит отечественных судоремонтных мощностей. Российским судоходным компаниям пришлось в спешном порядке пересматривать свою политику и развивать отношения с российскими же верфями. Те, в свою очередь, оказались не в состоянии удовлетворить резко возросший спрос, и многим судовладельцам пришлось встать в очередь на российских судоремонтных заводах и параллельно налаживать контакты с верфями в Турции и странах Азиатско-­Тихоокеанского региона, которые ожидаемо повысили цены на дефицитные услуги.

Сегодня рынок лишь отчасти адаптировался к существующему положению дел. Выстроены новые логистические цепочки, судоремонтные предприятия постепенно наращивают производственные возможности. Однако спрос по-прежнему превышает предложение, более того, растет опережающими темпами. Особенно актуальна эта проблема для Арктики: развитие судоходства по Северному морскому пути и реализация крупных инфраструктурных проектов в Арктической зоне требуют не только поддержания технического состояния действующих судов, но и обновления и расширения состава флота. Для обслуживания этого флота нужны доки и верфи.

При этом расширение арктического флота происходит в первую очередь не за счет размещения заказов на отечественных верфях, а путем приобретения судов на вторичном рынке. Соответственно, средний возраст флота стареет. Более половины работающих в Арктике судов (около 54%) имеют возраст, превышающий нормативный срок эксплуатации (30 лет), что приводит к повышенному спросу на услуги по их ремонту и техническому обслуживанию.

Вопросы развития судоремонта активно обсуждаются на разных уровнях. Государство и бизнес вместе ищут пути преодоления нехватки кадров, повышения уровня производительности и технологической оснащенности предприятий, роста качества и совершенствования ценовой политики. Однако этот процесс требует времени. Кроме того, многие предприятия, расположенные в Арктической зоне и способные проводить ремонт и техническое обслуживание морских судов и судов смешанного плавания, ориентированы в первую очередь на ремонт кораблей ВМФ и выполнение гособоронзаказа, поэтому рынок гражданского судоремонта остается сравнительно слаборазвитым.

Нехватка доков

В 2023 году ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области» при поддержке Правительства Архангельской области и АНО АО «Агентство регионального развития» провела исследование рынка судоремонтных услуг в Арктической зоне и на территории региона. Результаты изучения проблемы показали, что к российским арктическим портам приписаны или иным образом тяготеют практически 700 морских судов и судов смешанного плавания. В ближайшие годы это число может увеличиться. Согласно базовому прогнозу экспертов компании INFOLine, до 2030 года необходимо построить около 200 судов арктического флота, в первую очередь буксиров, газовозов и танкеров. Все эти суда должны проходить регулярное обслуживание и ремонт. Ожидается, что с 2023 до 2035 года спрос на услуги судоремонта для арктического флота вырастет примерно на треть.

Ключевые мощности по ремонту арктического флота сосредоточены на территориях Архангельской, Мурманской, Ленинградской и Калининградской областей. В этих четырех регионах действуют около 50 судоподъемных средств, включая сухие доки, плавдоки, док-секции и слипы. Однако лишь чуть более трети из них могут быть использованы для ремонта и технического обслуживания арктического флота. Таким образом, имеющихся мощностей недостаточно для обеспечения спроса на услуги судоремонта арктического флота, а в случае расширения состава флота коэффициент обеспеченности судов подъемными средствами может еще снизиться.

Архангельск и Мурманск

Учитывая возможности действующих судоремонтных заводов и растущие потребности судовладельцев, представляется перспективным и даже необходимым создание в Арктической зоне нового предприятия, ориентированного на обслуживание, ремонт и модернизацию арктического флота. В частности, уже есть планы создания такого предприятия на территории Архангельской области, имеющей все предпосылки для того, чтобы быть опорной базой для судоходных компаний, обеспечивающих строительство объектов инфраструктуры и реализацию добывающих проектов в Арктике, а также осуществляющих северный завоз. Это предложение поддерживают Правительство Архангельской области и представители регионального бизнес-­сообщества, а также Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.

Архангельск является ключевым портом для сухогрузного, вспомогательного и технического флота, работающего в Арктике, и играет роль важнейшего перевалочного пункта для арктических проектов. Ледоколы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» обеспечивают круглогодичную навигацию в порту и Белом море. Развитая сеть учреждений высшего и среднего профессионального образования поддерживает высокий кадровый потенциал, в том числе в области судоремонта, а общее число занятых в отрасли судостроения, судоремонта и машиностроения жителей региона превышает 50 тыс. человек. Архангельскими предприятиями накоплен значительный опыт обслуживания арктических судов и морской техники, в регионе работают многочисленные поставщики сопутствующих сервисов, предлагающие производство и поставку оборудования, материалов, предоставление в аренду специальной техники и другие услуги.

Другой перспективный проект — формирование современного высокотехнологичного комплекса по ремонту торгового и рыбопромыслового флота на базе существующей площадки в Мурманской области. Соответствующее соглашение было подписано в 2022 году между АО «ГТЛК» и Правительством Мурманской области.

Однако, учитывая растущий спрос на услуги судоремонта в Арктическом бассейне при сохранении санкционных ограничений, создание даже двух предприятий едва ли сможет закрыть все потребности рынка. Для удовлетворения нужд судовладельцев, обеспечения стабильного грузопотока по Севморпути и развития АЗРФ необходимо развитие судоремонтных мощностей во всех промышленно развитых регионах Арктической зоны и вблизи действующих портов.

Соавторы:

Заместитель директора Ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области», старший преподаватель Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Максим Леонидович Марченков

Главный редактор журнала «Созвездие Review» Михаил Владимирович Прынков