Презентация первого электрокатамарана на солнечных модулях

21 июня 2018 года в Москве состоялась презентация первого электрокатамарана на солнечных модулях, созданного на базе решений компаний группы РОСНАНО. Катамаран создан АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» специально для экспедиции «Эковолна», которая проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты Mаринет НТИ.

В мероприятии приняли участие директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгений Казанов, генеральный директор отраслевого центра Маринет НТИ Александр Пинский, управляющий директор УК «РОСНАНО» Сергей Вахтеров, а также представители компаний «Лиотех», «Хевел» и эксперты в области энергоэффективности, экологии и природопользования.

Электрокатамаран является уникальной разработкой российских инженеров, где реализованы два решения портфельных компаний РОСНАНО – солнечные панели производства «Хевел» (Новочебоксарск) и аккумуляторы «Лиотех» (Новосибирск). Крыша катамарана оборудована солнечными модулями суммарной мощностью 9кВт, разработанными учеными Научно-технического центра тонкопленочных технологий в энергетике. Основой для модулей стали гетероструктурные солнечные элементы, произведенные на российском заводе «Хевел» в Новочебоксарске. Солнечные модули являются основным источником питания для двух электродвигателей.

В периоды низкой солнечной инсоляции, а также в ночное время ход катамарана обеспечивают литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» общей мощностью 70 кВт, благодаря которым катамаран способен преодолевать солидные расстояния автономно около 20 часов без подзарядки. Уникальные энергоэффективные решения позволяют отказаться от использования привычного топлива, тем самым сократив расходы на использованию топлива, а также минимизировать вредное влияние на водную экосистему.

19 мая 2018 года началась экспедиция «Эковолна» по маршруту Санкт-Петербург – Великий Новгород – Москва – Астрахань. За три месяца катамаран пройдет по рекам России более 5000 километров.
Экспедиция по 20 регионам России в сотрудничестве с ведущими вузами страны (МГУ имени М.В.Ломоносова, МГИМО МИД России, Институт географии РАН) изучит гидрохимические характеристики и качество воды по маршруту, параметры портовой инфраструктуры. По итогам исследований будет создана интерактивная экологическая карта России и другие научные материалы.

По ходу движения катамарана в 14 городах маршрута проходит научно-технический фестиваль «Эковолна», в рамках которого проводятся научно-популярные лекции, мастер-классы, конкурсы, викторины и квесты в области экотехнологий.

Директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», руководитель экспедиции «Эковолна» Евгений Казанов: «С помощью российских высокотехнологичных компаний-производителей (Хевел, Лиотех) нам удалось построить маломерное судно, которое способно преодолеть расстояние от Балтики до Каспия, не загрязняя окружающую среду. Экспедиция «Эковолна» демонстрирует людям возможность путешествий по рекам России на энергии солнца. Во всем мире мы видим развитие и продвижение технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Пресная вода – это стратегический ресурс нашей страны, и эффективное использование водных путей России – это вызов для нового поколения инженеров».

Генеральный директор отраслевого центра Маринет НТИ, Александр Пинский: «Эковолна – это один из немногих реально работающих проектов, который может похвастаться тем, что здесь действительно своими руками создаются суда, инновационные решения. Особенно важно отметить тот факт, что это не проект, который был придуман где-то в больших кабинетах и спущен сверху вниз. Наоборот, проект был поднят снизу наверх. Знаете, в рамках Маринет НТИ, мы видим три группы энтузиастов. Первые – это энтузиасты, которые просто готовы говорить о том, что могут что-то сделать. К сожалению, это самая многочисленная группа. Вторые – энтузиасты, которые в состоянии что-то сделать. Это полезные люди, но их немного. Но самая полезная и самая немногочисленная – это третья группа – энтузиасты, которые в состоянии не только делать, но ещё и заряжать своим энтузиазмом окружающих. Это люди, способные стать точкой, вокруг которой могут быть сформированы новые команды, новые сообщества. Инженерные соревнования «Солнечная регата», инициатива «Эковолна», команда проекта и её руководитель Евгений Казанов – это, бесспорно, тот редкий третий тип энтузиастов – самый полезный и самый важный для нашей страны».

Управляющий директор УК «РОСНАНО» Сергей Вахтеров: «Электрокатамаран на солнечных модулях – пример применения энергоэффективных технологий РОСНАНО в области возобновляемой энергии и энергонакопителей. Уверен, что технологии «Хевела» и «Лиотеха» вместе и по отдельности будут востребованы для реализации новых решений в электротранспорте и автономных энергосистемах».

Генеральный директор «Лиотех» Валерий Ярмощук: «Электросуда — это уже не просто красивый эксперимент, это полноценный транспорт, который вошел в наш обиход как некогда диковинные планшет и электромобиль. Несколько заказчиков в России планируют закупку электросудов с использованием аккумуляторов «Лиотех». Электросуда могут применяться как для пассажироперевозок и экскурсий, так и для перевозки тяжелых грузов в акватории рек и прибрежных зон морей Юга России. Такое техническое решение является экономически выгодным вложением, позволяющим не только экономить на топливе, но и избежать вредных выбросов судового топлива и вибрации, негативно влияющих на экосистему в целом».