4 декабря 2024 года в Москве на форуме «Северный завоз – 2024», состоялась пленарная сессия «Северный завоз: первые итоги и направления развития». На сессии обсуждались первые итоги реализации ФЗ «О северном завозе».
В мероприятии приняла участие руководитель Межрегионального научно-технологического, делового и образовательного партнёрства «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики (МРПА)» Т. И. Мордасова.
На пленарной сессии выступили первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Г. Г. Гусейнов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Н. М. Харитонов, заместитель председателя Комитета совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А. И. Широков, заместитель губернатора Чукотского АО К. Ю. Солонский, первый заместитель генерального директора по управлению бизнесом АО «Русатом Арктик» Д. А. Матвиишин.
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Г. Г. Гусейнов подчеркнул, что в настоящее время существенно расширен перечень грузов, поставляемых в рамках северного завоза (1,5 тыс. наименований – ранее было только 12); Из нововведений замминистра отметил:
- введение на федеральном уровне централизованного планирования северного завоза;
- введение с 2025 года 3-х летнего планирования;
- использование однолетнего казначейского кредита, позволяющего регионам без дополнительных издержек осуществлять финансирование доставки товаров
- приоритет грузов северного завоза при их доставке железнодорожным транспортом и иными видами транспорта;
- ежедневный мониторинг хода реализации северного завоза;
- подготовка ФГИС северного завоза – оптимизация логистики и снижение цен на товары для конечного потребителя;
- создание единого морского оператора северного завоза (ГК «Росатом», ФГУП «Атомфлот»).
Председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Н. М. Харитонов отметил, что ФЗ «О северном завозе» был принят с учётом положения дел на местах. Харитонов обратил внимание на необходимость согласованной регулировки цен перевозки грузов: она постоянно дорожает, в том числе из-за высокой стоимости ледокольной проводки судов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А. И. Широков отметил, что требуется кардинально улучшить качество инфраструктуры опорной сети территорий северного завоза, сделать субсидирование более адресным и точечным, установить ответственность за нарушение ФЗ «О северном завозе» и предусмотреть механизм «обратного северного завоза» – доставки произведённой в северных и дальневосточных регионах нашей страны продукции в другие регионы РФ.
Заместитель губернатора Чукотского АО К. Ю. Солонский отметил значимость для всех регионов северного завоза успешной реализации в 2025 году в Чукотском АО в пилотном режиме доставки грузов северного завоза морским путём единым оператором – АО «Русатом Арктик».
Первый заместитель генерального директора по управлению бизнесом АО «Русатом Арктик» Д. А. Матвиишин подчеркнул важность тщательного анализа всех нюансов доставки грузов северного завоза в Чукотский АО в будущем году, чтобы при необходимости своевременно совершенствовать организацию этого процесса.
Выступивший в финале пленарной сессии первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов севера Республики Саха (Якутия) С. А. Неустроев подчеркнул важность и в целом успешность начала реализации ФЗ «О северном завозе» и сказал, что Якутия поддерживает предложение провести следующую пленарную сессию в Республике Саха (Якутия).
Фото: Пресс-служба Национального центра «Россия»