«Компактный город» на Севере и в Арктике – как повысить качество городского хозяйства в северных городах за счет механизмов «управляемого сжатия»

РЭЭ № 2, 2023

«Компактный город» на Севере и в Арктике – как повысить качество городского хозяйства в северных городах за счет механизмов «управляемого сжатия»

В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов  Данькин Максим Андреевич

Директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов 

Данькин Максим Андреевич

Арктическая зона Российской Федерации обладает рядом специфических особенностей, таких как экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры, неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов и др.

Подобные условия арктических городов, так называемый фронтирный цикл развития населенных пунктов в районах, специализирующихся на разработке природных ресурсов и закономерно переживающих фазы роста и падения уровня добычи, приводит к закономерным колебаниям численности их населения в зависимости от текущих экономических и экологических условий.

В российской и мировой Арктике есть немало примеров городов, численность населения которых в период с начала XX века изменялась в несколько раз как в сторону падения (Доусон, Игарка), так и в сторону роста (молодые города Западной Сибири, Уайтхорс в Канаде и др.). Многие города испытывали более сложные, волнообразные колебания в зависимости от экономической ситуации (Норильск, Кируна, Анкоридж и др.).

Так называемые пульсирующие города – гипотетическая концепция организации городского пространства, адаптированная к возможным многократным изменениям численности населения.

Такая нестабильность численности населения арктических городов стала предметом различных научных исследований.

В частности, автономной некоммерческой организацией «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» совместно с автономной некоммерческой организацией «Институт регио­нального консалтинга» в прошлом году была проведена большая научно-исследовательская работа на тему: «Концепция «Компактный город»: анализ моделей адаптации планировочной структуры и инфраструктуры к городскому сжатию (на примере городов Воркуты и Архангельска)».

На примере таких различных городов достаточно глубоко и емко был исследован процесс городского сжатия.

Избранные для анализа города – Воркута и Архангельск –
представляют собой принципиально разные типы протекания городского сжатия, каждый из которых широко представлен в арктических городах России. Специфика Воркуты состоит в том, что в ней имеется значительный избыток жилищного фонда (в том числе жилищного фонда, не являю­щегося ветхим и аварийным – его избыточность вызвана большим масштабом исходящей миграции из Воркуты). Специфика Архангельска иная – здесь, напротив, практически нет вакантного жилого фонда, но значительный объем ветхого и аварийного жилья.

Так что же это такое «городское сжатие» и как оно применимо для арктических городов?

Простыми словами, городское сжатие представляет собой процесс сокращения экономической активности и численности населения в определенном городе. При этом подразумевается, что городское сжатие включает не только собственно сокращение населения и экономической активности, но и целый комплекс сопутствующих процессов: рост пустых пространств и бесхозной недвижимости, ухудшение имиджа города, изменение социального состава его населения и др.

Как правило, городское сжатие связано с перераспределением населения и, таким образом, падение численности населения и экономической активности в одном месте сопровождается их ростом в другом.

Управляемое сжатие – процесс городского сжатия, сопровождаемый принятием органами власти (местного, регионального или федерального уровня) специальных мер, нацеленных на уменьшение отрицательных последствий городского сжатия, таких как:

             переселение жителей удаленных районов населенных пунктов или пригородных поселков в избранную часть сжимающегося населенного пункта в целях уменьшения общей площади активно используемой городской территории;

             прекращение эксплуатации части социальной и коммунальной инфраструктуры в закрываемых районах города или пригородных поселках;

             пересмотр транспортной схемы, схемы теплоэнергоснабжения и др.

В настоящее время программа «управляемого сжатия» реализуется в Республике Коми: «Комплексное градоэкономическое преобразование города Воркута» (далее – Программа). С начала 1990-х годов Воркута потеряла почти половину своих жителей, а темпы убыли в последнее время сохраняются на уровне 1,5–2% ежегодно.

Программа вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» 2022 года в категории «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развития жилищно-коммунального хозяйства» и является положительным примером «по управляемому сжатию» населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации.

Программа направлена на создание комфортной городской среды в городе, население которого сокращается. Она состоит из пяти этапов и предусматривает планомерное переселение граждан и перенос социальных и иных учреждений в центральные кварталы с целью уменьшения площади территории города, которая используется населением и требует обслуживания, а также сокращения числа эксплуатируе­мых объектов недвижимости.

Пригородные поселки постепенно расселяются, город становится более компактным, его пространственная структура соответствует количеству оставшихся жителей.

Результат – сокращение затрат муниципалитета на содержание пустующего муниципального фонда, значительная экономия бюджетных средств. Так, за четыре этапа
реализации программы (в 2017–2022 годах) переселено более 400 семей, отремонтировано около 460 квартир, экономия бюджетных средств уже составляет около 100 млн рублей в год.

При этом оценка эффективности программы «управляемого сжатия» в Воркуте требует не только оценки возвратности денег, вложенных в проект, как это бывает в случае реализации бизнес-проектов, но оценки совокупности прямых и косвенных эффектов от реализации программы, которые часто имеют разных выгодоприобретателей, с целью консолидации всех общественно значимых выгод от сжатия жилищного фонда.

Так, отсутствие необходимости содержать пустые и полупустые жилые дома, разветвленную сеть плохо загруженной инженерной инфраструктуры, а также отдельные объекты предоставления социальных и прочих услуг – все это позитивно отражается на финансово-экономических показателях местного бюджета и ресурсоснабжающих организаций. Отсутствие необходимости содержать избыточную инфраструктуру отражается на снижении стоимости коммунальных услуг для потребителей, а следовательно, содействует росту уровня благосостояния населения города. Существует также ряд косвенных следствий, которые обеспечивают социально-экономическое развитие сжимаю­щихся территорий. Снос пустующих домов, возможность принципиальной смены функций на таких территориях позволяют внедрять наиболее современные градостроительные решения для формирования комфортной и удобной для проживания населения среды. Подобные трансформации могут повлиять на миграционные настроения жителей, а также привлечь в город новое население и потенциальных инвесторов. Кроме того, пустующий фонд всегда сопровождается высоким риском маргинализации и потенциальным снижением безопасности территории в целом. Даже в том случае, если реальных криминальных прецедентов не будет, ощущение безопасности населением будет утрачено или существенно снижено. Тем самым ликвидация пустующего фонда еще и повышает уровень безопасности в городе.

Таким образом, управляемое сжатие убывающих городов следует рассматривать как проектную деятельность, которая имеет конкретную четко сформулированную цель, конечные сроки реализации и ресурсы, необходимые для достижения этой цели.

Вместе с тем необходимо понимать, что «управляемое сжатие» не подменяет собой понятие «ликвидации» населенных пунктов, и работа по его внедрению должна строиться исключительно на основе глубокого изучения и анализа демографической, экономической и социологической ситуа­ции каждого населенного пункта, а также анализа муниципального управления.

Например, в Архангельске, областной столице и крупнейшем городе в Арктической зоне РФ (более 300 тыс. человек), где вакантного жилищного фонда практически нет, подход к управляемому сжатию может быть совершенно другой – с помощью механизма комплексного развития территорий, сокращение аварийного жилищного фонда в городе.

Поскольку риски реализации проектов комплексного развития территорий в рамках договоров с органами местного самоуправления ложатся на бизнес-структуры застройщиков, то здесь модель сжатия видится принципиально другой – это модель инвестиционного проекта строительства с классическими оценками его окупаемости.

Данный подход позволит как решить проблему аварийного жилья в центральных районах города, так и может обеспечить постепенное стягивание жителей аварийных домов с окраин города в новые дома, построенные в рамках комплексного развития территорий.

Поэтому для Архангельска актуальна модернизация инфраструктуры и обновления жилищного фонда для выхода в рост численности населения, а также улучшения качества жизни местных жителей.

Отдельные мероприятия с признаками «управляемого сжатия» реализуются в рамках федеральных программ и сегодня. Так, в рамках утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2021 года №3528-р Комплексного плана социально-экономического развития города Норильска до 2035 года, помимо мероприятий по реновации жилищного фонда и создания новой современной социальной инфраструктуры, реализуются мероприятия по ликвидации аварийного и подлежащего признанию аварийным жилищного фонда, пустующего фонда и по развитию новых районов в рамках механизма комплексного развития территорий, ведется модернизация коммунальной инфраструктуры – источником финансирования названных мероприятий являются как федеральный и региональный бюджеты, так и внебюджетные средства.

Таким образом, считаю, что эффективность механизма управляемого сжатия возможна только при планировании четких мероприятий, направленных на адаптацию городской экономики, рынка труда, жилищного фонда и инфраструктуры к новым реалиям.

Самое главное, о чем важно помнить, – политика управляемого сжатия должна опираться на четкие и обоснованные перспективы социально-экономического развития территории, ведения хозяйственной деятельности в границах города, обеспечивая максимальные выгоды как для его жителей, так и для обслуживающих население и территории организаций. Ведь за каждым решением стоят люди.

Надежда Гордиенко

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик