Грамотная логистика существенно снизит стоимость жизни в Арктическом регионе

Гость редакции / РЭЭ № 2, 2022

Грамотная логистика существенно снизит стоимость жизни в Арктическом регионе

В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал Директор Федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») М.Е. Кузнецов

Директор Федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») 

Михаил Евгеньевич Кузнецов

Транспорт играет ключевую роль в экономической, социальной деятельности в Арктике, а грамотная логистика является одной из важнейших основ для успешного развития региона и улучшения качества жизни людей.

Одной из важнейших задач в рамках развития транспортной инфраструктуры в Арктике является обеспечение бесперебойного снабжения жителей регионов Крайнего Севера основными жизненно необходимыми товарами, продовольствием и топ­ливно-энергетическими ресурсами.

Стоит сказать, что к территориям с ограниченными сроками завоза грузов относятся 25 субъектов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Доставка грузов в отдаленные регионы известна как северный завоз.

Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозится около 3,1 млн т грузов жизнеобеспечения. Из них 75% составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджета на северный завоз за 2020 год составили 14,2 млрд рублей. Из них более 80% обеспечили Красноярский край и Магаданская область.

Безусловно, обеспечение бесперебойного снабжения жителей является важной логистической задачей, от грамотного решения которой зависит жизнь людей и развитие Арктической зоны РФ.

Осуществление северного завоза невозможно без государственной поддержки. Сегодня она в основном представлена мерами финансовой поддержки на региональном и муниципальном уровнях.

Отсутствие в настоящее время единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок, правовому регулированию осуществления северного завоза определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий и не позволяют сформировать единый алгоритм организации поставок грузов. Возрастают риски снижения обеспеченности отдельных населенных пунктов жизненно необходимыми товарами и возникновения сбоев в организации их доставок.

Ключевой проблемой, которую мы видим, является отсутствие целостной информационно-аналитической системы осуществления северного завоза. Встречаются случаи, когда в регионах отсутствует понимание, какой объем завоза осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно, а какой – в рамках централизованных поставок.

Вместе с тем мы видим значительные возможности для повышения эффективности северного завоза.

Это можно сделать за счет оптимизации логистики. Речь идет в первую очередь о создании аналитического центра принятия решений, а также о  создании инфраструктурного каркаса – то есть о модернизации существующих транспортных узлов и строительстве новых.

Реализация крупных инфраструктурных объектов – строительство мостов, расширение сети автодорог и строительство железнодорожных магистралей –
позволит значительно усовершенствовать процесс осуществления северного завоза. Кроме того, мы выступаем за использование альтернативных видов транспорта, безопасная и эффективная эксплуатация которых возможна в суровых арктических условиях: беспилотников, дирижаблей, аэроботов и гусеничных транспортеров.

Все это позволит преодолеть фактор сезонности в доставке продуктов и значительно удешевить логистику.

Еще один важный фактор совершенствования механизма северного завоза – создание адекватных инструментов финансовой поддержки.

На сегодняшний день основными формами поддержки северного завоза являются субвенции, субсидии, бюджетные кредиты и государственные гарантии. Наиболее распространены субвенции и субсидии. Их высокая распространенность связана с условиями предоставления, предусматривающими обязательное софинансирование мероприятий получателем поддержки, что особо актуально в условиях ограниченности бюджетных средств регионов северного завоза.

Одним из ключевых направлений предоставления поддержки участникам северного завоза является возмещение недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями.

Высокая стоимость зимних видов топлива, преимущественно децентрализованная система эксплуатации и транспортные ограничения делают подобный вид господдержки крайне востребованным.

Еще одна  форма государственной поддержки (в основном в форме субсидий и бюджетного кредита) –
это возмещение части затрат по транспортной доставке грузов, что связано с высокими издержками,  связанными с удаленностью большинства территорий и их сезонной транспортной доступностью.

Предметом государственной поддержки в большинстве анализируемых регионов являются социально значимые продовольственные товары и топливо.

Подобная система поддержки имеет большой недостаток – наличие временного разрыва между понесенными издержками и выплатами по их возмещению, что предполагает необходимость использования кредитов или резервирования финансовых средств для выполнения обязательств по осуществлению северного завоза. Все эти факторы приводят к существенному удорожанию поставляемых продуктов и топлива.

Решением проблемы покрытия кассового разрыва может стать более активное предоставление льготных бюджетных кредитов участникам северного завоза. В настоящее время регионы из-за отсутствия средств в бюджете слабо используют данную меру поддержки.

Также эффективной мерой, направленной на снижение цены контрактов на закупку топлива, является применение схемы быстрых расчетов (без отсрочки): экономия составляет 20% от цены при сравнении с практикой поставок с отсрочкой оплаты. Подобный опыт применяется в Хабаровском крае.

Однако необходимо разработать на региональном уровне систему предоставления гарантий участникам цепочек поставки (на базе предоставления ключевым организациям бюджетных кредитов) для налаживания системы своевременной оплаты услуг инфраструктурных и сервисных организаций (порты, судоремонт, техобслуживание).

Не менее важна актуализация законодательства в сфере северного завоза. У понятия «северный завоз» отсутствует на сегодняшний день правовой статус. Поэтому принятие нормативно-правовой базы по северному завозу является одним из основных направлений для скорейшего обеспечения эффективности.

В этой связи мы считаем важным разработать НПА о северном завозе: с таким предложением выступил в декабре прошлого года заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Для большего совершенствования нормативно-правовой базы и регулирования процесса доставки продуктов необходимо внести дополнительные изменения в существующие законы – ФЗ №44-ФЗ. Все это позволит регламентировать  работу и навести в процессе управления  северным завозом порядок.

Совершенствование организационного механизма северного завоза обеспечит цифровизация и автоматизация процедур его осуществления, в том числе применение единого агрегатора торговли для централизованных поставок, а также повышение вовлеченности предпринимателей из малого и среднего бизнеса в этот процесс.

Улучшить процесс осуществления северного завоза позволит и создание мониторинговой системы – цифрового двойника, позволяющего проводить оперативное отслеживание и прогнозирование ситуации.

При этом безусловный приоритет – надежность поставок жизненно важных товаров.

Таким эффективным инструментом анализа и планирования северного завоза должен стать создаваемый ФАНУ «Востокгосплан» по заданию Министерства развития Дальнего Востока и Арктики  «Цифровой двойник северного завоза», который на основе большого массива данных о завозе обеспечит прозрачность всей цепочки: совокупные потребности в топливе и товарах в каждой точке завоза, все доступные единицы транспорта, альтернативные маршруты и временные слоты для доставки, условия хранения и характеристики логистических пунктов.

Система на базе оптимизационной модели дает ответы на вопросы, какие конкретно инфраструктурные объекты и где необходимо создать, как оптимизировать логистические потоки при различных сценариях, например при условии строительства Ленского моста, при повышении интенсивности использования Северного морского пути, при формировании возможностей обратного «вывоза» металлолома в рамках программы «Чистая Арктика», при использовании новой контейнерной линии или беспилотного транспорта, который уже планируется к внедрению для перевозки грузов на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Уже сейчас нами собрана полная база данных по Якутии, смоделировано более 2 тыс. маршрутов и производится разработка оптимизационной модели, которая будет включать 1,5 тыс. единиц транспорта, 65 портов и перевалок, более 630 населенных пунктов, более 200 аэропортов и аэродромов, более 35 поставщиков.

Презентация прототипа цифрового двойника северного завоза была представлена на совещании с Постоянным Представительством Республики Саха (Якутия), 8 ведомствами, ответственными в Якутии за северный завоз, и 3 ключевыми поставщиками и подрядчиками. Первый этап разработки высоко оценен всеми участниками, создана рабочая группа для верификации данных модели.  На данном этапе система тестируется и верифицируется властями региона.

В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы северного завоза.

Ожидается, что создание «Цифрового двойника» и реализация на его основе комплекса предлагаемых мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения территорий, снижению стоимости продукции и расширению ассортимента, а также сокращению рисков сбоя поставок.

Уверен, что разработка и применение цифровых инструментов сможет впоследствии привести к развитию инфраструктуры в АЗРФ и лучшему контролю за доставкой грузов по северному завозу.

Резюмирую рекомендации по совершенствованию северного завоза, которые уже на сегодняшний день позволяет спрогнозировать наша система мониторинга – «Цифровой двойник северного завоза»:

             необходима разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы по северному завозу, актуализация существующих норм правового регулирования;

             важным видится создание Правительственной комиссии по вопросам северного завоза для координации его осуществления;

             развитие транспортно-логистической инфраструктуры и использование новых видов транспорта;

             создание и распространение на все регионы системы мониторинга северного завоза;

             создание федерального фонда государственной финансовой поддержки северного завоза.

Считаю, что поэтапная реализация всех предложенных мер позволит глобально улучшить логистику в АЗРФ, а также обеспечить бесперебойное снабжение жителей необходимыми продуктами. Все это в конечном итоге должно привести к повышению уровня жизни людей.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик