Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года

Приведенная ниже статья является осуществленным редакцией «Региональная энергетика и энергосбережение» анализом Энергетической стратегии РФ на период до 2050 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2025 года № 908‑р.

 

Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2025 года № 908‑р утверждена «Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года». В ней отмечены правительственные документы, на положения которых опирается Стратегия, представлена оценка состояния и тенденций развития мировой энергетики и топливно-­энергетического комплекса нашей страны, текущее состояние и развитие минерально-­сырьевой базы России, рассмотрены внешние и внутренние сценарные условия и перспективы развития мировой и отечественной энергетики, цель, принципы и задачи развития топливно-­энергетического комплекса РФ; условия стабильного и доступного обеспечения граждан и экономики нашей страны продукцией и услугами ТЭК с наименьшими издержками, эффективной реализации экспортного потенциала РФ.

Кроме того, подробно рассматриваются вопросы добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов; развитие нефтепереработки, нефтегазохимии, газовой и угольной отраслей, электроэнергетики (генерации энергии ТЭС, ТЭЦ, АЭС, гидрогенерации, использования ВИЭ); организация теплоснабжения.

Большое внимание уделено охране окружающей среды и достижению национальных целей в области климатической политики; энергосбережению и энергоэффективности в сфере ТЭК; водородной энергетике; улавливанию, использованию и захоронению углекислого газа.

Важное место занимают вопросы достижения технологического суверенитета в сфере ТЭК, обеспечения технологического лидерства нашей страны в области ТЭК (экосистема для обеспечения технологического суверенитета и достижения технологического лидерства; цифровая трансформация ТЭК; развитие кадрового потенциала). Представлены меры, направленные на совершенствование государственного управления и обеспечение экономической безопасности ТЭК.

 

Цель развития энергетики РФ

Цель развития энергетики РФ на период до 2050 года — достижение качественно нового состояния энергетики на основе баланса между доступным и гарантированным обеспечением населения и экономики страны продукцией и услугами ТЭК с наименьшими издержками и эффективной реализацией экспортного потенциала РФ; достижением национальных целей в области климатической политики, охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обеспечением энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей ТЭК.

Фундамент для решения стратегических задач — первоочередные ключевые меры, реализация которых предполагается на первом этапе с получением необходимых результатов до 2030 года.

Годом для установления базового уровня показателей и параметров выбран 2023 год. Значения показателей и параметров на период с 2037 по 2050 год носят оценочный характер и будут уточнены по результатам реализации первого этапа Стратегии.

 

Состояние мировой энергетики

Ключевые тенденции, которые повлияют на развитие мировой энергетики в среднесрочной и долгосрочной перспективе:

l               рост волатильности и ряд рыночных шоков, в том числе из-за несбалансированной климатической политики недружественных государств, направленной исключительно на развитие ВИЭ;

l               отказ от традиционных источников энергоресурсов;

l               недоинвестирование в нефтегазовый сектор и наращивание капиталовложений в сектор возобновляемой генерации при ускорении темпов роста энергопотребления;

l               приоритет энергетической безопасности и стоимости обеспечения энергоресурсами для развивающихся стран, в том числе их ориентация на экономически и технологически наиболее приемлемые технологии и декарбонизацию с использованием газа, ГЭС и АЭС;

l               ускорение перехода на альтернативные источники энергии и внедрение энергоэффективных технологий недружественными государствами будут стимулироваться политикой декарбонизации и введения квот на выбросы парниковых газов;

l               политизация международной природоохранной и климатической деятельности в целях недобросовестной конкуренции, вмешательства во внутренние дела государств и ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов;

l               развитие альтернативных технологий в энергетике, в том числе хранения электроэнергии, улавливания, использования и хранения диоксида углерода и вторичной переработки;

l               использование недружественными государствами глобальной финансовой инфраструктуры и инструментария нелегитимных односторонних ограничительных мер в сфере технологий в целях недобросовестной конкуренции;

l               разрыв устоявшихся цепочек поставок всех энергоресурсов из-за курса недружественных государств на отказ от российских энергоресурсов и изменения глобальной логистики;

l               ужесточение денежно-­кредитной политики и ускорение роста инфляции, приводящие к ухудшению условий привлечения заемного финансирования, рискам недополучения необходимых средств для финансирования инвестиционных проектов, способные замедлить темпы развития топливно-­энергетического комплекса в целом;

l               прогнозируемый рост численности населения планеты и мирового спроса на энергию, повышающего актуальность обеспечения всеобщего доступа к недорогим, чистым, надежным и современным источникам энергии и решения глобальной проблемы энергетической бедности.

 

Тенденции в области первичных источников энергии:

l               увеличение темпов роста потребления природного газа до момента наступления энергетического кризиса в странах Евросоюза в 2023 году за счет развития газовой генерации как инструмента декарбонизации;

l               четырехкратное увеличение объемов торговли СПГ как наиболее доступным способом доставки природного газа до конечного потребителя;

l               ускоренное развитие электротранспорта при сохранении спроса на нефть и его дальнейшем росте за счет увеличения темпов автомобилизации развивающихся стран;

l               ухудшение ресурсной базы углеводородов в ключевых странах-­производителях, политика ряда стран по сокращению инвестиций в разведку и добычу углеводородного сырья, приводящие к риску обеспечения растущего спроса на нефть и газ в долгосрочной перспективе;

l               рекордный рост спроса на энергетический уголь в 2022–2023 годах на фоне ускорения темпов роста мировой экономики и энергопотребления (пик потребления этого ресурса может сдвинуться до 2030‑х годов или даже на более поздний период);

l               необходимость обеспечения надежной и устойчивой работы энергосистем со значительной долей ВИЭ (солнечная и ветряная генерации) в структуре выработки;

l               активизация спроса на развитие ГЭС и АЭС после энергетического кризиса 2022 года, признание ГЭС и АЭС низкоуглеродными источниками вследствие запроса не только на чистую, но и на экономически предсказуемую энергетику.

 

Текущее состояние и развитие минерально-­сырьевой базы РФ

Спрос на литий, никель, кобальт, марганец, графит, редкоземельные металлы, алюминий, медь быстро растет в связи с развитием низкоуглеродной энергетики, включающей ВИЭ и системы накопления электрической энергии (СНЭЭ). Это создает новые возможности для эффективного освоения минерально-­сырьевой базы РФ со значительным ресурсным потенциалом. Высокая конкуренция на мировой арене среди поставщиков энергоносителей обусловливает острую необходимость сохранения и развития конкурентоспособной отечественной минерально-­сырьевой базы энергетического сырья.

Литий, марганец, графит, редкоземельные металлы в России отнесены к дефицитным видам твердых полезных ископаемых. Для их добычи требуется реализация первоочередных мер. Освоение этого уникального ресурсного потенциала сопряжено с рядом вызовов и структурных проблем: исчерпание запасов традиционных месторождений и увеличение доли в них труднообогатимых руд вызывают рост себестоимости добычи, смещают геологоразведку и разработку в более сложные геологические и географические территории; остро необходимо опережающее создание и оперативное внедрение передовых российских технологий геологоразведки, добычи, обогащения, передела минерального сырья по всей технологической цепочке — от месторождения до готового промышленного изделия, в том числе для решения вопроса труднообогатимых руд; санкционные ограничения в области поставок оборудования и услуг требуют ускорения обеспечения технологического суверенитета в данной сфере. Целевое решение задач для снятия указанных вызовов и проблем предусмотрено «Стратегией развития минерально-­сырьевой базы РФ до 2050 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2024 года № 1838‑р.

 

Топливно-­энергетический комплекс

ТЭК включает нефтяную, газовую, нефтегазохимическую, угольную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, занимает существенное место в экономике, является основой формирования доходов бюджетной системы РФ и крупнейшим заказчиком для смежных отраслей.

Наша страна занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером энергоресурсов, входит в число мировых лидеров по запасам углеводородов, объемам производства и экспорта энергоресурсов, по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.

Среди крупнейших экономик мира топливно-­энергетический баланс России один из самых низкоуглеродных. По состоянию на 1 января 2023 года в структуре установленной мощности РФ доля ГЭС — 20,8%, АЭС — 11,7%, ВИЭ — 1,9%.

Развиваются новые технологии в атомной генерации (начата реализация проекта атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ‑200; разрабатываются технологии возможности замыкания ядерного топливного цикла на базе реакторов на быстрых нейтронах). Объем финансирования, связанный с выполнением зарубежных заказов (на весь жизненный цикл) ГК «Росатом», составляет около 200 млрд долл. Силами ГК «Росатом» за рубежом реализуются проекты, предполагающие строительство АЭС: 33 энергоблока большой мощности и 6 энергоблоков малой мощности в 11 странах мира.

В 2023 году были начаты работы по созданию Всероссийского испытательного центра для проведения комплексных исследований и испытаний высоковольтного электротехнического оборудования класса напряжения до 750 кВ (в перспективе до 1150 кВ). Ввод всех лабораторий запланирован на 2035 год; первая очередь строительства — на 2029 год, что позволит проводить исследования и испытания оборудования постоянного тока, крупных силовых трансформаторов до 160 МВ•А, генераторных выключателей до 190 кА; исследования и испытания высоковольтной коммутационной аппаратуры до

750 кВ и 50 кА включительно.

В 2023 году было организовано производство российских газовых турбин большой мощности в диапазоне 100–130 МВт и 150–190 МВт.

В 2025 году завершатся работы по организации производства газовых турбин большой мощности в диапазоне 40–80 МВт.

В 2022 году начато создание двух водородных полигонов для апробации водородных технологий и демонстрации пилотных проектов в сфере водородной энергетики, один из них открыт в Сахалинской области в 2024 году.

Начато строительство двух «гигафабрик» (в Калининградской области и в Москве) суммарной мощностью 8 ГВт•ч в год (в 2025–2026 годах, соответственно, начнут выпускать литий-­ионные аккумуляторы, батареи и системы накопления электроэнергии).

В 2023 году принято решение о создании производства ветроэнергетических установок мультимегаваттного класса. В 2024 году заключен специальный инвестиционный контракт, в рамках которого будет создано серийное производство ветроэнергетических установок мощностью более 6 МВт.

В 2021 году началось строительство двух импортозамещающих производств в сфере солнечной энергетики — кремниевых пластин мощностью 1,3 ГВт и фотоэлектрических преобразователей мощностью 1 ГВт. Промышленный комплекс введен в эксплуатацию в 2024 году.

 

Сценарные условия и перспективы развития энергетики РФ

В основу прогнозных оценок развития российского ТЭК положено пять сценариев: стресс-­сценарий, инерционный, целевой, сценарий технического потенциала и сценарий ускоренного энергетического перехода.

Стресс-­сценарий: значительное снижение производственных показателей отраслей ТЭК на фоне сокращения экспортных возможностей и общего ухудшения внешних условий его функционирования, в том числе при возможном усилении неправомерных односторонних ограничительных мер в отношении российского ТЭК, ускорение темпов декарбонизации. Сценарий предполагает минимально возможный выпуск продукции ТЭК в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка.

Инерционный сценарий: сохранение сложившихся тенденций и действующих подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в их развитие. Сценарий отражает консервативные предпосылки развития ТЭК и предполагает сохранение текущих трендов и регулирования.

Целевой сценарий (приоритетный вариант): учитывается реализация мероприятий для сбалансированного развития отраслей ТЭК с учетом оптимального соотношения надежного и экологичного обеспечения внутреннего рынка с наименьшими издержками и эффективной реализации экспортного потенциала, достижения национальных целей в области климатической политики, технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей топливно-­энергетического комплекса.

В сценарии технического потенциала рассмотрены максимально возможные уровни производственных показателей исходя из текущего и прогнозируемого технического уровня отраслей ТЭК и инфраструктурных ограничений без учета экономической рентабельности и целесообразности проведения возможных мероприятий.

Сценарий ускоренного энергетического перехода предполагает возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе ВИЭ, снятие неправомерных ограничений на поставки в РФ технологий и оборудования.

Вероятность реализации стрессовых по уровню спроса на российские энергоресурсы сценариев, в том числе сценария ускоренного энергоперехода развития мировой энергетики с отказом от традиционных энергоресурсов в перспективе до 2050 года, сегодня оценивается как низкая: это потребует сокращения энергопотребления минимум на 20% и трехкратного роста мировых инвестиций в ВИЭ, водород и другие альтернативные источники и технологии, что приведет к критической нагрузке на потребителей и мировую экономику.

Добыча и экспорт нефти: при сохранении текущих тенденций имеются значительные риски сокращения объемов производства — стресс-­сценарий и инерционный сценарий. Причины — ухудшение геолого-­физических характеристик разработки действующих месторождений и рост доли трудноизвлекаемых запасов на фоне сохранения текущего уровня добычи углеводородов при значительной доле валовых рентных налогов по отношению к выручке. В случае реализации этих сценариев объемы добычи нефти в России будут достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, однако это ослабит роль России на мировом рынке и ее возможности балансировки мирового спроса и предложения; создаст риски для работы системы магистральных нефтепроводов.

У России есть значительный нераскрытый ресурсный потенциал для поддержания добычи нефти и газового конденсата на уровне не менее 540 млн тонн в год и наращивания свободных мощностей для возможности гибкого реагирования на изменение мирового рынка. Это целевой сценарий. Необходимо создавать условия для разработки нерентабельных запасов (более 10 млрд тонн), в особенности на сложных объектах с низкой проницаемостью (применять горизонтальное бурение, гидравлический разрыв пласта, третичные методы нефтеотдачи пласта, повышение коэффициента извлечения нефти, что позволит вовлечь в разработку более 5 млрд тонн запасов и обеспечит развитие новых регионов добычи, которые дадут около 80 млн тонн добычи на горизонте 2036 года).

Разработка новых запасов (в том числе новых регионов добычи и шельфа) будет способствовать поддержанию добычи на целевом уровне. Внедрение инноваций (в том числе передовых цифровых решений) создаст сотни инновационных продуктов для всех отраслей. Нефтяная отрасль станет и двигателем пространственного развития России: нефтяные компании освоят и разовьют стратегически важные регионы (Арктику, Восточную Сибирь, Дальний Восток); будут обеспечивать социально-­экономическое развитие и других регионов присутствия.

Завершение реализуемых и запланированных проектов модернизации нефтеперерабатывающих заводов позволит увеличить выпуск светлых нефтепродуктов с 64% до 72%, что даст возможность увеличить производство моторного топлива и гарантированно обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.

В целевом сценарии развитие альтернативного транспорта будет способствовать сокращению темпов роста спроса на автомобильный бензин и дизельное топливо и диверсификации автопарка за счет роста доли электротранспорта, автомобилей на газомоторном топливе и в перспективе на водородном топливе с 1% до 14%. При этом за счет роста объема перевозок и увеличения автомобилизации физический объем спроса на моторное топливо значительно не изменится. В результате с учетом удовлетворения спроса на внутреннем рынке объемы переработки нефти в России на горизонте до 2050 года будут зависеть от возможности эффективной реализации экспортного потенциала. При целевом сценарии ожидается сохранение объемов переработки нефти на уровне не менее 283 млн тонн в год.

В инерционном сценарии оценивается риск сокращения экспортной ниши и роста конкуренции в мире, что приведет к оптимизации объема нефтепереработки до 272 млн тонн в 2036 году. С учетом модернизации данный объем будет полностью покрывать потребности внутреннего рынка.

В нефте- и газохимии инерционный сценарий предполагает реализацию проектов, находящихся в стадии строительства, с учетом рисков в сфере поставок оборудования. Производство крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн тонн в 2036 году и не менее 14 млн тонн в 2050 году. Реализация всех проектов плана развития газо- и нефтехимии на период до 2030 года (целевой сценарий) позволит к 2036 году производить 14 млн тонн крупнотоннажных полимеров, в 2050 году — 18 млн тонн. Это приведет к увеличению доли вовлечения легкого углеводородного сырья, направляемого на нефтехимию, до 45% к 2036 году и сокращению доли импорта на быстрорастущем внутреннем рынке полимеров. Развитие более 20 новых цепочек средне- и малотоннажной химии позволит максимизировать стоимость сырья в 5–6 раз.

В газовой отрасли ключевые направления развития — нивелирование негативных последствий отказа стран Евросоюза от сотрудничества и экономически эффективное удовлетворение увеличивающегося спроса на газ внутри нашей страны с учетом использования наилучших доступных технологий в области сокращения фугитивных выбросов.

Целевой сценарий — двукратный рост объемов экспорта относительно уровня 2023 года за счет развития трубопроводной инфраструктуры и реализации проектов по производству СПГ, что позволит на 100% переориентировать экспорт на новые рынки по сравнению с 2023 годом. Будет продолжаться газификация, включая догазификацию в Единой системе газоснабжения и расширение ее на негазифицированные регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктики, экономически эффективное удовлетворение растущего спроса на газ со стороны промышленных потребителей и транспорта с увеличением доли автотранспорта на газомоторном топливе более чем до 10%.

Использование искусственного интеллекта в геологоразведочных работах и в целом на производстве, развитие трудноизвлекаемых запасов позволят вовлечь в разработку более 5 трлн м3 неразрабатываемых запасов с уровнем добычи более 50 млрд м3. В результате объем добычи природного газа на горизонте до 2050 года может превысить 1 трлн м3.

Совокупность всех имеющихся возможностей угольной отрасли позволяет достичь к 2050 году добычи в объеме более 600 млн тонн (3–4-е места в мире) и занять четвертую часть международного рынка (2‑е место). Этому будет способствовать в первую очередь развитие новых кластеров добычи на востоке РФ. Продолжение энергетического сотрудничества позволит укрепить и развить движение к усилению влияния России в международной торговле углем.

Рост обогащения и дальнейшее улучшение качественных показателей российской угольной продукции будут способствовать увеличению доли и занятию новых ниш на мировом рынке, сохранению объемов потребления на внутреннем рынке, в том числе угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке. Выбран ориентир на увеличение научно-­исследовательских и опытно-­конструкторских работ и инноваций, промышленную безопасность, чистые технологии производства угля и угольной продукции, в том числе путем реализации углехимических проектов, поэтому выбросы парниковых газов в угледобыче и обогащении к 2050 году снизятся на 25%.

Ключевое направление развития электроэнергетики — развитие энергосистемы для обеспечения опережающего покрытия темпов роста спроса на электроэнергию с учетом трансформации экономики и промышленности России, модернизация, внедрение современных технологий, обеспечение надежности энергоснабжения потребителей, в том числе в целях повышения экологической и экономической эффективности.

К 2050 году электроэнергетика РФ значительно трансформируется в связи с растущим потреблением электричества. При целевом сценарии оно возрастет более чем на 42% по отношению к 2023 году за счет дополнительного потребления реализуемых в промышленности проектов, направленных на импортозамещение и удовлетворение внутреннего спроса; реализации крупных инфраструктурных проектов, включая развитие железных дорог и увеличение использования автомобильного электротранспорта; стремительного развития технологий обработки данных (центров обработки данных, применения искусственного интеллекта).

Растущие потребности экономики потребуют модернизации и развития энергосистемы (строительства новых объектов генерации; модернизации существующих для повышения их эффективности и надежности; развития ВИЭ, которые будут способствовать диверсификации энергетического баланса и внедрению новых технологий). В результате планируется увеличение доли атомной генерации в общей выработке электроэнергии до 25%.

Особое внимание будет уделено развитию ВИЭ (в том числе ГЭС). Установленная мощность этих видов генерации вырастет более чем на 40% по отношению к 2023 году.

 

 

 

Россия занимает:

Природный газ:

             1‑е место по запасам — 63,4 трлн м3

             2‑е место по добыче — 16% мировой добычи

Нефть:

             3‑е место по запасам — 31,3 м??? ?

лрд т

Уголь:

             5‑е место по запасам — 272,7 м??? ?

лрд т

             6‑е место по добыче угля

Уран:

             4‑е место по мировым запасам урана (705 тыс. т)

             6‑е место по добыче

 

 

Анализ стратегии осуществлен экспертом редакции

«Региональная энергетика и энергосбережение»

Дмитрием Парамоновым