Природный газ стал одним из основных источников энергетического перехода, без его использования достичь углеродной нейтральности в современных условиях будет практически невозможно. Об этом Николай Шульгинов заявил на пленарной сессии Петербургского международного газового форума – 2023.
Он отметил, что снижение в 2022 году мирового спроса на природный газ на 1,6% в дальнейшем будет компенсировано за счёт увеличения потребления в Азии и Африке.
По словам Министра, в глобальном масштабе в долгосрочной перспективе ожидается рост потребления электроэнергии, поэтому и доля газовой генерации тоже будет постепенно увеличиваться.
Кроме того, уверен он, сохранится и общемировая тенденция по достижению углеродной нейтральности, но движение к этой цели исключительно за счёт ВИЭ-проектов чревато увеличением финансовой нагрузки на конечных потребителей. Поэтому расширение «зелёной» повестки закладывает основу для роста мирового рынка газа как топлива переходного периода, сказал Николай Шульгинов.
«Газ – это уникальный инструмент достижения углеродной нейтральности», – подчеркнул Министр.
Говоря о Европе, глава Минэнерго отметил, что из-за планомерной политики Еврокомиссии по отказу от российского энергоресурса в ЕС сформировался волатильный рынок газа, а спотовые цены выросли с $400 в сентябре до $600 в октябре.
Фактически, добавил Николай Шульгинов, на европейском газовом рынке складывается система одного покупателя.
«Это создание рынка одного покупателя – они агрегируют спрос и пытаются таким образом оказывать влияние на производителей», – пояснил Министр. Такие действия, по его словам, дестабилизируют глобальный рынок.
Он также считает, что даже при практически заполненных подземных хранилищах газа (ПХГ) ЕС не сможет пройти зимний сезон исключительно на одних этих запасах – для удовлетворения спроса потребуются дополнительные объёмы.
«Только поставки российского газа могли бы действительно снизить спотовые цены в ЕС», – сказал Министр.
Дальнейший рост спроса на газ будет обусловлен увеличением производства удобрений, метанола и в целом развитием промышленности, включая металлургию, заключил Николай Шульгинов.