VIII Международная конференция «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика – 2023»)

Второго и третьего марта 2023 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялась VIII Международная конференция «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика – 2023»). В её работе приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, бизнеса, учёные, специалисты-практики из различных сфер деятельности.

Организатором конференции выступило Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнёрство «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Официальную поддержку работы форума осуществляли Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации.

Генеральные партнёры VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика – 2023») – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова и Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН.

Официальные партнёры конференции – Управляющая компания «Уральская сталь», Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева, альянс компаний «Восток – Запад», Оленёкский эвенкийский национальный район Республики Саха (Якутия).

В качестве экспонентов в конференции участвовали такие предприятия, как «Завод периметральных ограждений “Егоза”», «Завод строительных материалов», «ПлакАрт», «RMExcellance. РМС подрядчик», группа компаний «ОПТИКЭНЕРГО».

Общее количество участников масштабного международного форума превысило 430 человек, среди которых были представители 20 регионов Российской Федерации, более 10 высокопоставленных чиновников федеральных органов исполнительной власти, 10 глав административных округов, более 10 представителей общественных организаций, в том числе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

В работе конференции «Арктика: устойчивое развитие» приняли участие первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гаджибуттаевич Гусейнов, заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Алексей Васильевич Ересько, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природы и экологии Российской Федерации Андрей Александрович Филатов, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, старшее должностное лицо Арктического совета Николай Викторович Корчунов, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Максим Альбертович Фатеев.

Было проведено 2 пленарных заседания и 12 круглых столов, модераторами работы которых являлись 17 высококвалифицированных специалистов.

Открывая пленарную сессию 2 марта 2023 года, её модератор Александр Константинович Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Федерального Собрания Российской Федерации, передал участникам конференции пожелания успешной работы от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Ивановны Матвиенко и заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Галины Николаевны Кареловой.

 На прошедшем 7 февраля 2023 года заседании организационного и программного комитетов конференции «Арктика – 2023» в повестку дня форума было внесено большое количество новых, ранее не обсуждавшихся в данном формате вопросов. В этом году впервые прошли заседания двух круглых столов по вопросам: «Авиатранспортная отрасль российской Арктики: текущее состояние и перспективы развития» и «Глобальные процессы в области естественных, гуманитарных и общественных наук в Арктике и Азии». Инициатором и соорганизатором последнего выступил Северо-Восточный Федеральный университет имени М. К. Аммосова. Обсуждение актуальных вопросов, связанных с организацией авиасообщения в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке, было приурочено к отмечавшемуся в феврале 2023 года 100-летию российской гражданской авиации.

Впервые в рамках конференции «Арктика: устойчивое развитие» в этом году в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошло специальное совещание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «О совершенствовании нормативно-правовой базы в области обращения с отходами производства и потребления с учётом особенностей Арктической зоны Российской Федерации». Модератором выступила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Геннадьевна Зленко.

На полях конференции были подписаны соглашение о сотрудничестве между Межрегиональным научно-технологическим, деловым и образовательным партнёрством «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и Российско-Азиатским консорциумом арктических исследований и соглашение о сотрудничестве между Межрегиональным научно-технологическим, деловым и образовательным партнёрством «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и Агентством по привлечению инвестиций.

Международная конференция «Арктика – 2023» имела научно-практический характер: в ней принимали активное участие учёные – представители более 20 вузов и сотрудники научно-исследовательских институтов. В частности, весомый вклад в работу форума внесли ряд ведущих учёных нашей страны: доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН С. В. Иванов, директор Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова А. Н. Николаев.

Участники конференции детально рассмотрели вопросы, имеющие отношение к организации всех сфер жизни в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Спектр вопросов, связанных с развитием северных и дальневосточных регионов нашей страны в условиях изменившейся геополитической реальности и новых реалий экономики, оказался настолько велик, что на VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» были организованы две пленарные сессии: первая сессия проходила 2 марта, вторая –  3 марта 2023 года.

Обсуждались стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), обеспечение национальной безопасности в этом регионе нашей страны на период до 2035 года и вопросы, связанные с пересмотром стратегических задач развития российского Заполярья в новых геополитических условиях в сфере экономики, энергетики, транспорта и машиностроения.

АЗРФ рассматривается как макрорегион будущего, как основа экономического роста России в XXI веке, что связано с созданием в северных и дальневосточных регионах нашей страны территорий опережающего развития и свободных экономических зон.

Была подчёркнута особая роль Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации как важнейшего центра, создающего условия для объединения усилий представителей бизнеса, законодательной и исполнительной власти, науки, направленных на развитие Арктической зоны РФ. Весьма велико значение ТПП РФ и в информационном сопровождении деятельности, ориентированной на ускоренное развитие регионов Арктики и Дальнего Востока.

Предметом рассмотрения участников конференции был и вопрос о состоянии и развитии рынка труда в арктических и дальневосточных регионах страны. Подчёркивалась важность системной работы, направленной на формирование кадрового потенциала в этих регионах, на привлечение высококвалифицированных специалистов, что требует, по мнению участников конференции, скорейшего создания достойных условий жизни и труда людей на Севере и Дальнем Востоке. Была особо отмечена ключевая роль коренных народов Севера как основы кадрового потенциала АЗРФ. Речь шла о необходимости активизации работы, направленной на повышение качества жизни коренных народов Севера и Дальнего Востока.

Участники конференции подчёркивали, что в настоящее время ускоренное развитие Арктической зоны Российской Федерации приходится осуществлять в условиях санкционного давления Запада на нашу страну, однако экономический и научно-технический потенциал России позволяет нам продолжать опережающее развитие этих территорий. Залог успеха – чёткое планирование развития Севера и Дальнего Востока и системное импортозамещение.

Докладчиками отмечалась важность всесторонней информационной поддержки деятельности, направленной на развитие арктических и дальневосточных регионов России, на создание в них комфортных условий жизни и труда людей, на реализацию национальных интересов России в Арктике и на Дальнем Востоке.

Генеральные партнёры VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова и Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН, а также партнёр круглого стола «Энергетическая безопасность регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока» Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева вручили благодарственные письма исполнительному директору Международной конференции «Арктика – 2023» Тамаре Ивановне Мордасовой, руководителю Межрегионального научно-технологического, делового и образовательного партнёрства «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

         Во время работы конференции «Арктика – 2023» сенаторы Российской Федерации А. К. Акимов, Е. Г. Зленко и А. И. Широков вручили благодарственные письма участникам форума, своей многолетней трудовой деятельностью внёсшим значительный вклад в развитие арктических регионов России.

Российская Арктика: актуальные проблемы и перспективы развития

(по материалам выступлений на пленарных сессиях)

            Экономические аспекты освоения Арктики (по материалам выступления первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гаджибуттаевича Гусейнова)

Гаджимагомед Гаджибуттаевич Гусейнов  в своем выступлении на конференции подчеркнул: «Развитие Арктики –  государственный приоритет». «Российская Арктика влияет на всю мировую экономику. По отдельным полезным ископаемым запасы в АЗРФ составляют значительный процент от общемировых (платиноиды –  25%, природный газ – 19%, титан – 11%)».

Один из ключевых  вопросов  для  этого региона, по мнению Г. Г. Гусейнова, –  реализация существующих и перспективных масштабных инвестиционных проектов в северных и дальневосточных регионах России и создание условий для привлечения инвестиций в эти регионы, в том числе преференций для инвесторов, для максимального увеличения инвестиционной привлекательности регионов Севера и Дальнего Востока России. По словам первого замминистра, «вся территория российской Арктики признана свободной экономической зоной, на которой используются инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов». В Арктике созданы территории опережающего развития: ТОР «Столица Арктики» и ТОР «Чукотка», резидентам которых доступны различные налоговые льготы и преференции, в том числе таможенные преференции в рамках свободной таможенной зоны, льготы по НДС для грузоотправителей при транспортировке грузов по Северному морскому пути (СМП) для стимулирования экспортного грузопотока, механизмы субсидирования строительства инфраструктуры для инвестиционных проектов. Минвостокразвития России во взаимодействии с инвесторами на постоянной основе проводит работу по усовершенствованию созданных инструментов поддержки. В Правительство РФ внесён пятый пакет поправок, направленный на оптимизацию градостроительных процедур в ТОР, предоставление частей акваторий водных объектов, включённых в ТОР, резидентам без проведения торгов, совершенствование процедуры предоставления земельных участков резидентам АЗРФ и многое другое.

Г. Г. Гусейнов рассказал о первых результатах инвестиций, о реализации крупнейших инвестиционных проектов, об инфраструктуре ТОР, о механизме льготного финансирования, о развитии Северного морского пути, о субсидируемых авиарейсах, об особенностях законопроекта «О северном завозе», о развитии городов Арктики, о механизме арктической концессии, о программах «Гектар в Арктике» и «Дети Арктики», о программе государственной поддержки коренных и малых народов Севера. Он также затронул вопросы кадрового обеспечения Арктики, упомянул мероприятия на арктических территориях нашей страны в текущем году в рамках Председательства Российской Федерации в Арктическом совете.

Программы, направленные на развитие сферы строительства и ЖКХ в арктических регионах (по материалам выступления заместителя министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Алексея Васильевича Ересько)

Алексей Васильевич Ересько в своём выступлении отметил, что факт проведения конференции «Арктика: устойчивое развитие» свидетельствует о значимости северных регионов для нашей страны. А. В. Ересько подчеркрнул важность участия арктических регионов России в федеральных программах. Одной из таких программ является федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», в которой участвуют все 9 субъектов Арктической зоны Российской Федерации. Среди других программ с участием арктических субъектов РФ – «Чистая вода», направленная на обеспечение жителей Севера качественной питьевой водой и «Модернизация ЖКХ». Фонд национального благосостояния является одним из основных источников финансирования улучшения условий жизни населения северных регионов нашей страны. Из 20 поданных регионами АЗРФ заявок на финансирование из средств данного фонда 18 заявок одобрено. Это составило почти 8 504 000 000 рублей.

Модернизация сферы ЖКХ арктических субъектов РФ (в частности, Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Республик Коми и Карелия) осуществляется с привлечением также средств Фонда развития территорий.

С удовлетворением А. В. Ересько отметил, что в строительстве и модернизации сферы ЖКХ в АЗРФ, наряду с Министерством строительства и ЖКХ РФ, активно участвуют северные субъекты страны, в частности, в программе «Безопасные и качественные дороги».

Экология и наука в Арктике (по материалам выступления директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природы и экологии Российской Федерации Андрея Александровича Филатова)

Андрей Александрович Филатов обратил внимание на особую важность проблемы ликвидации накопленного ущерба природе регионов Арктической зоны Российской Федерации, в частности, в рамках реализации проекта «Генеральная уборка».

Особое внимание А. А. Филатов обратил на необходимость сохранения экосистемы Арктики и её биологического разнообразия и в качестве примера привел программы государственного экологического мониторинга и сохранения белого медведя.

Одной из актуальных экологических проблем Арктики является деградация вечной мерзлоты, что одновременно весьма негативно сказывается на добыче углеводородного сырья. В связи с этим, по мнению представителя Минприроды и экологии, необходим экологический мониторинг вдоль побережья северных морей. 

Затронув актуальный вопрос о развитии научно-исследовательской деятельности в Арктике, А. А. Филатов проинформировал участников конференции об уникальном достижении отечественной науки и техники – ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс», способной находиться в автономном режиме и исследовать труднодоступные районы Арктики.

Взаимодействие Российской Федерации и других стран мира в сфере развития Арктики (по материалам выступления Посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, старшего должностного лица Арктического совета Николая Викторовича Корчунова)

Николай Викторович Корчунов подчеркнул, что устойчивое развитие Арктики, являющееся приоритетом России, предполагает не только интенсивную экономическую, коммерческую деятельность в северных регионах, но и активное развитие там социальной сферы, заботу об экологии, бережное отношение к окружающей среде.

Москва ориентирована на конструктивное взаимодействие в деле освоения Арктики со всеми странами мира, но при учёте интересов нашей страны и уважительного отношения к ней. В качестве положительного примера такого взаимодействия он привел сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и другими странами БРИКС.

Большое значение, по мнению Н. В. Корчунова, имеет сотрудничество самих наших арктических регионов.

Развитию Арктики способствуют совместные научные исследования и подготовка кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации. В качестве примера успешного сотрудничества вузов были приведены консорциумы высших учебных заведений, которые в этом году проведут свои совместные мероприятия в Томске и в Москве. 

Представитель МИД России уделил должное внимание интенсивному процессу урбанизации регионов АЗРФ.

В контексте завершения в 2023 году председательства России в  Арктическом совете  (АС) и  перехода председательства  к Норвегии Н. В. Корчунов выразил озабоченность возможностью конструктивного сотрудничества нашей страны с недружественными государствами Запада.

Отметив, что «в Арктике нет вопросов, требующих военного решения», Н. В. Корчунов обратил особое внимание на важность мысли Президента Российской Федерации В. В. Путина о том, что Арктику следует рассматривать не как поле для геополитических интриг, а как территорию сотрудничества.

Задачи развития российской Арктики и роль Торгово-промышленной палаты РФ и региональных торгово-промышленных палат в их решении (по материалам выступления вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Максима Альбертовича Фатеева)

Максим Альбертович Фатеев передал участникам конференции «Арктика – 2023» приветствие президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации Сергея Николаевича Катырина, в котором отмечена важность решения социальных, экономических, инфраструктурных задач в Арктике и подчеркнута принципиальная важность взаимодействия ТПП РФ и ТПП арктических регионов в процессе решения проблем региона. Одновременно президент ТПП РФ подчеркнул необходимость создания комфортных условий для ведения бизнеса в Арктике.

Вице-президент ТПП РФ отметил, что, несмотря на пандемию и западные санкции, Россия весьма успешно выполняет обязанности председателя Арктического совета в период с 2021 года по настоящее время.

Очень важно, как подчеркнул М. А. Фатеев, поддерживать и развивать экономику арктических регионов нашей страны, беречь  окружающую среду и интенсивно развивать социальную сферу в российской Арктике. Основной задачей в АЗРФ он считает повышение уровня жизни коренного населения Севера и работающих в арктических регионах людей. Сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера также является принципиально важной задачей.

Подготовка высокообразованных кадров для Арктического региона как необходимое условие устойчивого развития Заполярья должна основываться на тесной связи с ведущими университетскими центрами России. Одновременно приоритетной задачей является разработка программы привлечения в Арктику владеющих современными технологиями специалистов для реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе учителей и работников культуры.

М. А. Фатеев отметил важность плодотворного сотрудничества государства и бизнеса при участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации как основы устойчивого развития Арктики. Кроме того, весьма важно и эффективное сотрудничество ТПП РФ и Ассоциации торгово-промышленных палат северных регионов страны, а также взаимодействие торгово-промышленных палат Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов.

Немаловажное значение для успешного экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации имеет консолидация усилий гражданского общества, научных, образовательных учреждений и бизнеса.

М. А. Фатеев выразил также уверенность в том, что конференция «Арктика-2023» поможет выработать новые решения, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие северных и дальневосточных регионов России.

Актуальные проблемы развития Арктики в современных условиях (по материалам выступления заместителя председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера доктора экономических наук, профессора Александра Константиновича Акимова)

Александр Константинович Акимов отметил: «Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, насколько велико значение арктических регионов для развития национальной экономики и обеспечения безопасности государства. Мы видим, что сейчас со стороны государства Арктике уделяется особое, если не сказать исключительное, внимание. Приняты основополагающие стратегические документы, задающие векторы дальнейшего развития российской Арктики. Это Основы государственной политики в Арктике и Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, план мероприятий по их реализации».

А. К. Акимов подчеркнул, что «современные геополитические вызовы ставят перед нами новые задачи по развитию арктического макрорегиона. Это касается, в том числе, и повышения инвестиционной привлекательности территорий с особым статусом. Надо сказать, что в этом направлении уже созданы значительные заделы. В частности, принято 6 федеральных законов и более 40 подзаконных актов в этой сфере. Впервые создана единая система преференций для компаний, работающих в Арктике. Привлечение инвесторов и развитие экономики арктических регионов должно стать локомотивом, в том числе для развития социальной сферы данных территорий, способствовать повышению уровня и качества жизни проживающего там населения».

Особое внимание А. К. Акимов обратил на одну из важнейших задач в сфере социального развития Арктики – «создание системы государственной поддержки завоза жизненно необходимых товаров в удалённые труднодоступные населённые пункты». «Важную роль в доставке грузов будет играть Северный морской путь», который «является одним из основных и в значительной степени единственным транспортным коридором для перемещения грузов в Арктике».

Сенатор подчеркнул важность участия бизнеса в развитии АЗРФ: «Участие бизнеса в развитии территорий – это отражение зрелой, социально ответственной позиции». Отметив комплексный характер  процесса  устойчивого  развития арктических регионов, А. К. Акимов назвал запущенную  в 2021 году программу “Гектар Арктики” «важным инструментом создания условий для комфортной жизни и работы людей в арктических условиях. По его мнению, «задача ближайшего времени – обобщить практику применения закона об арктическом гектаре и при необходимости внести предложения по его совершенствованию».

 В своём выступлении А. К.  Акимов указал на принципиальную важность заботы о коренных народах Севера со стороны государства.

Уделил внимание сенатор РФ и вопросам экологии. Он подчеркнул, что «одним из национальных интересов в Арктике является охрана природы, ликвидация накопленного вреда окружающей среде. Важно обеспечить баланс между экономическим развитием и сбережением арктической природы, сохранением её уникальных, хрупких экосистем. <…> В Арктике на протяжении ряда лет ведётся практическая работа по ликвидации последствий накопленного экологического вреда. Сейчас на рассмотрении Государственной думы находится законопроект, направленный на уточнение порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в том числе в Арктике. Считаю, что нужно уделить приоритетное внимание скорейшей доработке законопроекта с учётом позиций заинтересованных сторон».

 В своём выступлении А. К. Акимов поднял проблему транспортной доступности для жителей арктических регионов. «Особое значение для людей, живущих и работающих в Арктике, имеет транспортная доступность. Для многих населённых пунктов в Арктике практически безальтернативным видом транспорта является воздушный. Сегодня в Арктической зоне 39 аэропортов, 10 из них планируется модернизировать к 2027 году. Вместе с тем пока не решена проблема обновления устаревшего воздушного флота, используемого в суровых арктических условиях. Кроме того, остро стоит проблема стоимости билетов на местные авиарейсы. Субсидирование местных авиарейсов сейчас осуществляется за счёт средств региональных бюджетов, что для них является достаточно тяжёлым бременем». Сенатор выразил надежду на разработку в ближайшее время механизма субсидирования этих авиаперевозок за счёт федерального бюджета. Он также затронул проблемы, связанные с водным транспортом, не менее важным для арктических регионов. «Арктические реки играют важную роль в обеспечении доставки грузов и перевозки людей. Вместе с тем заиливание рек, устаревание речного флота и причальных сооружений препятствуют развитию этого вида транспорта».

В заключении сенатор подчеркнул важное значение АЗРФ. «Арктика и Дальний Восток сегодня – форпост России. Страну надо укреплять со всех сторон: обороноспособность, национальную и продовольственную безопасность и многое другое. Надо строить свои космодромы, нефте- и газоперерабатывающие заводы, создавать территории опережающего развития, улучшать демографические показатели. Многие уже начинают понимать это и развернулись лицом к Востоку. Ключевой фактор развития России в XXI веке – опережающее развитие Дальнего Востока и Арктики. Приоритеты объявлены, вектор задан, надо серьёзно работать в этом направлении».

Экологические аспекты устойчивого развития Арктики (по материалам выступления заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елены Геннадьевны Зленко)

Опережающее развитие территорий Арктической зоны Российской Федерации необходимо осуществлять только при ориентации на сохранение весьма чувствительной природы Севера, отметила Елена Геннадьевна Зленко. В последние годы принят ряд стратегических документов в целях правового обеспечения эффективного использования ресурсного и логистического потенциала Арктики, реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов, устойчивого развития арктических регионов: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Е. В. Зленко обратила внимание на одно из направлений государственной экологической политики, а именно на совершенствование природоохранного законодательства с целью противодействия экологическим и климатическим рискам в Арктике и выделила ряд масштабных задач, связанных с охраной окружающей среды в Арктике:

1. Мониторинг и оценка состояния окружающей среды.

2. Решение национальных природоохранных задач. Рациональное использование природных ресурсов при освоении Арктики. Влияние транспорта и промышленности.

3. Борьба с нефтяными загрязнениями.

4. Защита арктической морской окружающей среды.

5. Механизм обращения с отходами в Арктике, включая содействие формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций в природоохранную сферу.

Е. В. Зленко представила систему мер для решения каждой из перечисленных задач.

В 2022 году были разработаны нормативно-правовые акты, направленные на снижение негативного воздействия на арктические экосистемы; утверждён комплекс мероприятий, ориентированных на минимизацию выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты загрязняющих веществ. Среди конкретных принятых мер сенатор выделила: стимулирование перевода автомобильного, внутреннего водного и морского транспорта на использование природного газа в качестве топлива; развитие заправочной и сервисной инфраструктуры в портах АЗРФ; установление повышающих коэффициентов платы за выбросы вредных веществ в атмосферу и в водные объекты; установление экологических нормативов качества окружающей среды для АЗРФ.

Экологические меры, связанные с интенсивным развитием Северного морского пути, включают: создание системы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути; разработку и реализацию долгосрочной программы реабилитации акватории арктических морей от затонувших и затопленных радиоактивных объектов; расчистку акваторий от затонувших судов (данная программа начала действовать с 2021 года); подготовку предложений о внесении в законодательство изменений, направленных на осуществление непрерывного экологического мониторинга состояния и загрязнения атмосферы и водных объектов при перевалке в портах пылящих навалочных грузов. Е. В. Зленко отметила важность утверждения таких документов, как «Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации» и «План мероприятий по реагированию на попадание в Арктическую зону РФ из-за рубежа высокотоксичных и радиоактивных веществ, а также опасных микроорганизмов».

Сенатор упомянула также меры, направленные на предупреждение нефтяного загрязнения арктических территорий, включая механизмы финансового обеспечения мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов и изменение порядка зачисления платежей, вносимых в целях возмещения вреда, причинённого водным объектам.

Отметив такую серьёзную общемировую проблему как накопление микропластика в океане, Е. В. Зленко подчеркнула, что «Совет Федерации выступает за сокращение объёмов неперерабатываемых отходов. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поддержала инициативу Правительства РФ о запрете использования неперерабатываемого пластика, в том числе одноразовой посуды. <…> Пластиковый мусор находят в Мировом океане во всей водной толще от поверхностного до придонного слоя, включая донные отложения от Арктики до Антарктики». Сенатор привлекла внимание участников конференции к необходимым мерам, направленным на выявление  и снижение негативных последствий загрязнения микропластиком экосистемы Арктики:

1. Создание самостоятельного направления государственной экологической политики для защиты поверхностных водных объектов от попадания в них микропластика. При этом требуется законодательное закрепление понятия микропластика с указанием типов полимеров, их размеров и других характеристик относящихся к микропластику частиц, на которые будет распространяться соответствующее эколого-правовое регулирование.

2. Разработка широкомасштабной международной исследовательской программы, ориентированной на создание системы мониторинга микропластика в морях Арктики.

3. Формирование механизма сокращения попадания морского мусора и пластика в воды арктических морей, включая строительство мусороперерабатывающих предприятий, способных утилизировать и вторично перерабатывать пластик; повышение штрафов за выброс отходов в водоохранной зоне; информирование и просветительскую работу с населением по темам пластикового загрязнения; использование бытовых предметов и упаковки из материалов, альтернативных пластику; внедрение раздельного сбора мусора.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отметила: «На площадке Совета Федерации уделяется постоянное внимание вопросу обращения с отходами в Арктике. На рассмотрение поступают предложения от субъектов Российской Федерации, направленные на развитие системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Арктике». Е. В. Зленко упомянула экологические предложения, поступившие от регионов АЗРФ. В январе 2022 года на пленарном заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Александрович Козлов проинформировал законодателей о реализации национального проекта «Экология». Совет Федерации принял постановление № 49 «О ходе реализации национального проекта “Экология”», в котором Министерству природы и экологии РФ было рекомендовано подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обращения с отходами производства и потребления с учётом особенностей Арктической зоны Российской Федерации на основе результатов проведённых научно-исследовательских работ.

Сенатор сообщила, что «на совещании в Совете Федерации, которое проводится совместно с VIII Международной конференцией «Арктика: устойчивое развитие», будут определены сроки внесения законопроектов по регулированию обращения с отходами производства и потребления применительно к Арктической зоне».

Е. В. Зленко акцентировала внимание участников конференции на поручении Президента РФ В. В. Путин Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти арктических регионов и с привлечением автономной некоммерческой организации “Чистая Арктика” проанализировать проблемы, возникшие при осуществлении волонтёрами деятельности по сбору, накоплению, транспортированию и утилизации отходов в АЗРФ и при необходимости представить предложения о внесении изменений в законодательство для решения этих проблем.

В октябре 2022 года в Совете Федерации состоялось открытие выставки общественного проекта “Чистая Арктика”, где были подведены итоги его реализации в 2022 году и озвучены амбициозные планы на текущий год.

В заключение заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отметила: «Впереди ещё много законодательной работы, направленной, с одной стороны, на сохранение хрупкой экологической системы Арктики, с другой стороны, – на развитие этого стратегически важного для России региона. Уверена, что конструктивное сотрудничество законодательных и исполнительных органов государственной власти, экспертного сообщества, бизнеса позволит решить актуальные для российской Арктики вопросы».

Актуальные проблемы развития нефтегазового сектора в российской Арктике (по материалам выступления президента Союза нефтегазопромышленников России кандидата экономических наук, действительного члена Академии горных наук Генадия Иосифовича Шмаля)

Генадий Иосифович Шмаль отметил, что, несмотря на большие успехи, достигнутые отечественной нефтегазовой отраслью, в сложившихся геополитических и экономических условиях необходимо выработать комплексный, стратегический подход к развитию нефтегазовой отрасли, что нужны государственная заинтересованность и по-хозяйски рачительный взгляд на нефтегазовый комплекс, на использование природных ресурсов. Жизненно важно наличие государственного планирования развития нефтегазового комплекса нашей страны, разработка отечественных инновационных технологий, связанных с извлечением полезных ископаемых и переработкой нефти и газа. Необходимы долгосрочные цели и приоритеты технологического суверенитета, директивное планирование, выраженное в конкретных цифрах. С учётом этого должна быть разработана новая государственная энергетическая стратегия.

Г. И. Шмаль подчеркнул, что в условиях сегодняшней ситуации, того тяжелейшего положения, в котором оказались все компании нефтегазовой отрасли России, без прямой или косвенной поддержки со стороны государства обойтись будет очень сложно, какой бы сильным и финансово устойчивым ни был нефтяной бизнес. По мнению президента Союза нефтегазопромышленников, «нам просто необходима эффективная государственная поддержка», в первую очередь, для малых и средних нефтяных компаний.

Представитель нефтяного бизнеса России отметил важность изменения условий налогообложения предприятий нефтегазового сектора. «Сегодня увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, включающее повышение ставки на добычу полезных ископаемых, рост экспортных пошлин привели к тому, что вся налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний неподъёмной, а для некоторых и убийственной. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний. <…> Волатильность цен на нефть, жесточайшие санкции, прошедшая пандемия, падение спроса, который сократился ориентировочно на 25 –  30%; всё это ударило по доходам компаний. При этом компании  работают  в разных условиях: у одних дебит скважин 100 т в сутки, у других и 10 не набирается. А налог на добычу полезных ископаемых платится одинаковый. Естественно, такая налоговая политика впрямую влияет на объём инвестиций. <…> Нам нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов. Необходимо стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, увеличить коэффициент нефтеотдачи. Должны, наконец, быть разработаны налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться налоговые каникулы и налоговые кредиты». Существующая система налогообложения не позволяет предприятиям топливно-энергетического комплекса России участвовать в конверсии предприятий ВПК, в их переходе к производству продукции нефтяного и газового машиностроения, что принципиально для импортозамещения. «Поэтому мы уже давно говорим о необходимости государственного регулирования экономических процессов. Говорим о том, что намеченный курс на инновационное развитие нефтегазового комплекса, на глубокое импортозамещение, на увеличение глубины переработки сырья, на модернизацию перерабатывающих отраслей, строительство новых мощностей, развитие отечественной химической промышленности, на укрепление технологического суверенитета должны носить комплексный характер и иметь полноценную государственную поддержку», – подчеркнул Г. И. Шмаль.

По словам президента Союза нефтегазопромышленников России, «в компаниях, таких, как «Роснефть», исходят из того, что Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортёром высокотехнологичных нефтесервисных услуг. Это высокостратегическая задача!» Необходимость государственной поддержки занимающихся добычей нефти и газа в Арктике компаний определяется тем, что, во-первых, в Арктике всё дороже, а во-вторых, ряд серьёзных факторов препятствует масштабному освоению недр на шельфе. Среди них: неблагоприятное, с точки зрения природно-климатических и экономических условий, местоположение большинства перспективных районов; отсутствие необходимой для добычи и транспортировки ресурсов инфраструктуры. Г. И. Шмаль подчеркнул, что «если государство озабочено задачами освоения арктических ресурсов, то здесь нужна специальная государственная программа по поддержке компаний, работающих на шельфе, участвующих в создании инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов, в строительстве судов специальных характеристик». И здесь важную роль сыграло бы введение достаточных и постоянных налоговые стимулов для потенциальных инвесторов. В Союзе нефтегазопромышленников считают необходимым выработать такую систему налогообложения предприятий нефтегазового сектора, которая будет стимулировать продажу не сырой нефти, а продуктов её переработки, что жизненно важно для нашей страны.

Президент Союза нефтегазопромышленников России отметил наличие большого числа стратегических задач у компаний нефтегазового комплекса.  В частности, «Роснефть» планирует не только добычу нефти в северных заполярных широтах и ее транспортировку по нефтепроводам, но создание собственного судостроения для строительства танкеров усиленного ледового класса. В рамках развития Северного морского пути строится новый металлургический завод. Судостроительный комбинат «Звезда» при достройке и полной загрузке сможет дать 300 тыс. т корабельной стали в год. Мультипликативный эффект колоссальный: строительство танкеров для перевозки нефти в конечном счёте даст огромную загрузку и для металлургов, и для газовиков, и для энергетиков, и для машиностроителей. Кроме того, следует учесть, что в недрах топливно-энергетического комплекса рождаются продвинутые научные исследования и инновации. По мнению Г. И. Шмаля, разработка новой государственной политики с комплексным, стратегическим подходом к развитию экономики, естественно, требует и полного пересмотра финансовой политики и в отношении нефтегазового комплекса, и в отношении других стратегических отраслей нашей промышленности.

Для решения важнейшей современной задачи по укреплению технологического суверенитета нашей страны необходимо и  увеличение объёма финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что, в свою очередь, возможно только при наличии государственной стратегии развития промышленности, и в частности – нефтегазовой отрасли, а также директивного государственного планирования.

Актуальные проблемы развития транспорта в Арктике (по материалам выступления руководителя ООО «Гекон», научного сотрудника ИМЭМО РАН, члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, члена Научного совета Российской академии наук по изучению Арктики и Антарктики кандидата геолого-минералогических наук, академика РАЕН Михаила Николаевича Григорьева)

Михаил Николаевич Григорьев отметил, что в процессе трансформации системы управления развитием инвестиционных проектов освоения минерального сырья в Арктической зоне РФ, осуществляется разработка документов стратегического планирования развития Арктической зоны РФ на основе выделения минерально-сырьевых центров, являющихся объектами управления развития и освоения минерально-сырьевой базы. Минерально-сырьевые центры, представляющие собой совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связываются общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеют единые пункты отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную либо региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) с целью доставки потребителям. Важно, что капитализация минерально-сырьевого потенциала возможна лишь при обеспечении транспортировки добываемой продукции.

В этом контексте принципиальное значение имеет активное развитие Северного морского пути, что является ярким примером учёта транспортно-логистической обеспеченности добычи и переработки минерального сырья. Академик подчеркнул, что прогнозирование развития судоходства в акватории Северного морского пути, связанного с формированием грузовой базы проектов освоения минеральных ресурсов, должно опираться не только на заявления компаний, но и на их экспертизу профильными федеральными органами исполнительной власти: Министерством природы и экологии  РФ и Министерством транспорта РФ. Экспертиза со стороны Минприроды РФ должна быть связана с оценкой ресурсной обеспеченности заявленных объёмов добычи сырья и их соответствия утверждённой проектной документации на разработку месторождений. От Минтранса РФ требуется оценка транспортной обеспеченности деятельности, связанной с добычей и переработкой минерального сырья.

Социальные аспекты трудовой деятельности людей в Арктике (по материалам выступления кандидата технических наук, вице-президента Русского географического общества, члена коллегии Высшего горного совета Юрия Ивановича Важенина)

Юрий Иванович Важенин привлек внимание участников конференции к вахтовому методу работы специалистов в арктических регионах и необходимости создания достойных условий их проживания.

По информации вице-президента Русского географического общества,  к 2035 году в Арктике должно быть создано 200 тысяч новых рабочих мест, а потребность в вахтовых работниках может составить до 460 тысяч человек. Высокая экономическая эффективность вахтового метода работы сопровождается проблемами социального характера. При этом одной из главных проблем является отсутствие законодательных требований к работодателям в области доставки специалистов к месту проживания и трудовой деятельности, организации питания работников, медицинского обслуживания, досуга и культуры.

Наиболее острым является вопрос транспортного сообщения между вахтовыми посёлками и другими населёнными пунктами, включая доставку больных к месту оказания квалифицированной медицинской помощи.

Среди мер, необходимых для улучшения качества жизни работающих вахтовым методом специалистов, было отмечено введение на федеральном уровне законодательного регулирования организации и функционирования вахтовых посёлков, что предполагает определение их статуса в административно-территориальном устройстве региона, обеспечение социальных и бытовых гарантий вахтовиков, возможность их участия в управлении вахтовых поселений.

Ю. И. Важенин отметил важность определения пробелов в сфере нормативно-правового и законодательного обеспечения вахтового метода организации труда в Арктике, на основе чего возможно комплексное решение проблем, связанных с трудоустройством, бытом и социальным обеспечением работающих вахтовым методом людей.

Государственная поддержка развития энергетической сферы в северных и дальневосточных регионах нашей страны (по материалам выступления руководителя направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики кандидата технических наук Максима Михайловича Губанова)

Максим Михайлович Губанов отметил принципиальную важность развития распределённой генерации энергии в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики и государственной поддержки локальной энергетики.  Апробированные модели таких энергетических систем, по его словам, могут быть использованы для многих объектов на территории ДФО и АЗРФ.

Масштаб этой задачи нуждается в наличии федеральной поддержки в виде нормативного обеспечения и льготного финансирования, что можно осуществить на площадке отраслевого фонда развития распределённой генерации. К основным задачам этого фонда относятся: проведение технико-экономической экспертизы инвестиционных проектов локальной энергетики и регулярной отраслевой аналитики по всем субъектам Российской Федерации; предоставление льготного государственного финансирования и капитальных грантов, сопровождение реализации инвестиционных проектов локальной энергетики; продвижение законодательных инициатив по совершенствованию механизмов возврата инвестиций в проекты локальной энергетики, а также по совершенствованию системы государственного управления развитием локальной энергетики и по развитию государственно-частного партнёрства; реализация государственной политики по импортозамещению и достижению технологического суверенитета в сфере распределённой генерации.

М. М. Губанов подчеркнул, что соответствующая инициатива широко обсуждалась профессиональным сообществом и получила поддержку со стороны профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, субъектов РФ и компаний-инвесторов.

Развитие транспорта в Арктике

В ходе конференции большое внимание было уделено развитию транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации. Рассматривались вопросы о формировании транспортной сети АЗРФ, основные направления развития транспортной инфраструктуры с учётом природно-климатических особенностей северных регионов, обсуждались пути синхронизации различных видов транспорта в рамках единой транспортной системы Заполярья. Была подчёркнута важность развития арктической транспортной системы для выхода нашей страны на новые азиатские рынки и формирования новых логистических цепочек.

Отдельно и обстоятельно были проанализированы различные аспекты функционирования Северного морского пути, расширение Северного морского транспортного коридора для обеспечения выхода России на новые рынки. Предметом пристального внимания участников конференции стали вопросы, связанные с реализацией Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года.

Отмечалась значимость развития инфраструктуры и судоходства внутренних водных путей для экономики Арктической зоны РФ и нашей страны в целом.

Был рассмотрен один из определяющих для настоящего и будущего развития российской экономики вопрос о создании торгово-логистических центров в АЗРФ.

Затрагивалась проблематика, связанная со строительством судов для работы в Арктике: новые технологии в судостроении; преодоление влияния экономических санкций на судостроительную отрасль; меры для скорейшего импортозамещения оборудования и комплектующих, необходимых для производства арктических судов; развитие и модернизация ледокольного флота; создание ледокольных баз на Северном морском пути.

Был рассмотрен особенно важный для экономики Российской Федерации вопрос о создании северного широтного железнодорожного хода, ввод в эксплуатацию которого позволит соединить северные территории европейской и азиатской части Российской Федерации.

Затрагивались и проблемы развития автомобильного транспорта в Арктике. Суровые климатические условия северных и дальневосточных регионов делают особенно актуальным создание вездеходов различных типов как инновационного и весьма перспективного вида транспорта для северных регионов с целью обеспечения бесперебойного круглогодичного транспортного сообщения между удаленными территориями Заполярья.

Была отмечена перспективность для Арктики беспилотных летательных аппаратов, производству которых, по мнению участников конференции, надо уделить большее внимание.

Обсуждение принципиально важного для жизнеобеспечения арктических территорий северного завоза и связанного с ним круга вопросов вызвало повышенный интерес участников форума. Были высказаны предложения о необходимости улучшения северного завоза в условиях новой реальности, а также о создании разветвленной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.

Развитие авиации в Арктической зоне Российской Федерации

Впервые за всю историю конференции «Арктика: устойчивое развитие» предметом осмысления на форуме 2023 года стала проблематика, связанная с текущим состоянием и перспективами авиатранспортной отрасли в арктических и дальневосточных регионах нашей страны.

В участники конференции обстоятельно проанализировали состояние авиационного парка в Арктике, констатировали необходимость его скорейшего полномасштабного обновления и предложили меры, которые позволят вывести авиасообщение в северных и дальневосточных регионах нашей страны на современный уровень. Было подчёркнуто, что без интенсивного развития малой авиации, без активной работы авиационного транспорта как ведущего средства, позволяющего объединять удаленные арктические населённые пункты в единое целое, невозможно интенсивное, ускоренное развитие Арктической зоны Российской Федерации.

Была подчёркнута особая важность ускоренного развития сети аэропортов и посадочных площадок в АЗРФ, скорейшая их модернизация.

В качестве одной из острых была выделена проблема кадрового обеспечения арктической авиации. Во многих авиапредприятиях Севера наблюдается существенный дефицит лётных кадров в силу выхода опытных пилотов на пенсию по возрасту. По мнению участников конференции, для полноценного функционирования авиасообщения в северных и дальневосточных регионах нашей страны и для его развития необходимо значительное количество молодых кадров лётного состава.

Затрагивались также вопросы снабжения топливом северных авиапредприятий, развития и модернизации топливно-заправочной инфраструктуры авиаотрасли в Арктике, обеспечения авиационной безопасности в аэропортах Севера на современном уровне.

Была подчёркнута принципиальная важность субсидирования государством авиаперевозок в северных и дальневосточных регионах нашей страны, поскольку только при этом условии возможно организовать масштабное авиасообщение в АЗРФ. Именно развитое авиасообщение, по единодушному мнению участников конференции, является залогом интенсивного развития арктических регионов России. Оно позволяет оперативно доставлять пассажиров и грузы и существенно улучшает качество жизни людей на Севере и на Дальнем Востоке нашего государства.

Энергетика в Арктике

Участники конференции рассмотрели вопросы модернизации объектов электроэнергетики в Арктике и на Дальнем Востоке, перспективы развития энергетической отрасли, связанные с активным использованием возобновляемых источников энергии, со строительством гибридных и газотурбинных электростанций, атомных электростанций малой мощности, с использованием водородной энергетики в арктических и дальневосточных регионах.

Были проанализированы стратегия развития энергетики в Арктической зоне РФ и вопросы развития топливно-энергетического комплекса в Арктике в условиях новых геополитических реалий.

Специалисты отметили принципиальную важность активного строительства и использования автономных энергокомплексов, внедрение распределенной энергетики на изолированных территориях для обеспечения интенсивного и ускоренного развития северных и дальневосточных регионов России.

Особое внимание было уделено вопросам, связанным со строительством атомных электростанций малой мощности, достаточной для энергоснабжения северных и дальневосточных населённых пунктов (в том числе и плавучих АЭС), с водородной энергетикой, со строительством гибридных электростанций (с малой сетевой углеродно-нейтральной энергетикой).

Была подчёркнута важность возобновляемой энергетики для арктических регионов, рассматривались инструменты государственной поддержки её развития.

Предметом обсуждения участников конференции стали также технологические, проектные и инженерные решения в сфере энергетики для нужд Арктики, лучшие мировые практики по тепло- и энергоснабжению, хранению энергии в условиях северных регионов, «умная» энергетика (автоматические распределение и учет электрической и тепловой энергии, автоматическое обеспечение энергоэффективности, энергосбережения, цифровое управление спросом, микрогенерация энергии).

Развитие нефтегазового и горнорудного комплексов в Арктической зоне Российской Федерации

 На конференции рассматривались вопросы развития нефтегазового и горнорудного комплексов АЗРФ.

Участники форума проанализировали приоритетные проекты освоения минеральных ресурсов в Арктике (в том числе и с учётом новых геополитических реалий), стратегию развития шельфовых проектов в Арктической зоне страны, особенности технологии и оборудования для работы на шельфе, перспективы развития нефтегазовой отрасли в Заполярье, рассмотрели инвестиционные проекты (в том числе проекты, связанные с переработкой нефти и природного газа).

Была подчёркнута важность государственной поддержки освоения минерально-сырьевого потенциала Арктики как необходимого условия её опережающего экономического развития.

Рассматривались и насущные вопросы, связанные с ускоренным развитием отечественных импортозамещающих технологий, которые позволят осуществлять добычу и переработку нефти и природного газа в Арктической зоне Российской Федерации. 

Предметом рассмотрения стали также адаптация технологий и производственных процессов к климату Арктики и комбинированные технологические решения.

Особое внимание было уделено рассмотрению технологий, ориентированных на усиление экологической безопасности объектов нефтегазового комплекса, и вопросам, связанным с ликвидацией последствий аварий на объектах топливно-энергетической инфраструктуры и нефтегазового комплекса.

ESG-принципы в деятельности предприятий в Арктической зоне Российской Федерации и вопросы экологии

На конференции обсуждались вопросы экологии, экологической безопасности. В центре внимания были весьма актуальные в настоящее время ESG-принципы, следование которым принципиально важно для будущего Арктики и Дальнего Востока, для гармоничного и устойчивого развития этих регионов, для создания в них комфортных условий жизни и труда людей.

Участники конференции подчеркнули особую значимость соблюдения ESG-принципов для сохранения уникальной природы регионов Севера и Дальнего Востока в условиях интенсивного опережающего развития АЗРФ. Были рассмотрены «зеленые» и «климатические» финансовые механизмы, ESG-индекс привлекательности для инвестиций, методология работы с ESG-рейтингами, синергетический эффект от ESG-трансформации в компаниях (изменение образа мышления управленческого состава предприятий, социальные и экологические аспекты ведения бизнеса, эффективность и прозрачность управления).

Была отмечена важность проведения консультаций для компаний, начинающих внедрять в свою деятельность ESG-принципы, со стороны организаций, имеющих опыт следования ESG-принципам. Большое значение имеют также необходимость подготовки профильных менеджеров, специалистов среднего технического уровня и отраслевых специалистов, ведущих деятельность в регионе, внедрение партнерских программ для обмена опытом в ESG-трансформации.

Особое внимание было уделено вопросам экологической безопасности Заполярья, в том числе технологиям обращения с отходами, адаптации этих технологий к условиям АЗРФ.

Была подчёркнута важность сохранения уникальной экосистемы Арктики, её биоразнообразия. Рассматривалась реализация государственной программы «Чистая страна» в северных и дальневосточных регионах Российской Федерации.

Отмечалась важность систематического мониторинга весьма интенсивного изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации.

Сфера строительства и ЖКХ в Арктике

 Предметом внимания участников конференции было развитие строительной отрасли в Арктике и на Дальнем Востоке, в том числе реализация значимых для этих регионов крупных инфраструктурных проектов. Особое внимание было уделено вопросам развития территорий и создания комфортной среды для жизни и работы в условиях Крайнего Севера, цифровизации в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке.

Была рассмотрена реализация стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства АЗРФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Строительная отрасль была охарактеризована как основа для восстановления экономики после кризисных явлений.

Всесторонне были проанализированы вопросы, связанные с созданием условий для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан АЗРФ, с жилищным строительством и обновлением северных городов с учетом социальных и экономических эффектов, с обеспечением регионов Заполярья надежным и качественным жильем, с использованием инновационных технологий в строительстве в Арктике, с формированием высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в условиях Севера, с развитием системы ЖКХ и с применением инновационных и высокотехнологичных решений в сфере ЖКХ в Арктической зоне Российской Федерации.

Как принципиально важная для ускоренного развития АЗРФ была отмечена задача создания комфортной городской среды в условиях Крайнего Севера и Арктики, решение которой связано со строительством доступного жилья,  с модернизацией социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Арктики (в том числе систем водоснабжения, водоотведения, водоподготовки, теплоснабжения, микрогенерации тепла), с созданием и модернизацией транспортной инфраструктуры как части комфортной городской среды регионов Крайнего Севера (в том числе сети автодорог), с применением энергоэффективных решений в освещении.

Был проведён отдельный круглый стол, посвящённый вопросам развития территории Оленёкского эвенкийского национального района Республики Саха (Якутия) и созданию комфортной среды в данном районе.

Обсуждалась и экологическая проблематика, в том числе условия, позволяющие минимизировать негативное воздействие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду Арктической зоны Российской Федерации.

Инновационные технологии для развития Арктической зоны Российской Федерации

Участники конференции рассмотрели государственную политику в сфере строительства крупных инфраструктурных объектов в Арктике, перспективные направления и потребности в развитии инфраструктуры в Арктической зоне РФ, современные технологии, используемые в арктических регионах в сфере строительства, в том числе и при реализации крупных инфраструктурных проектов. Предметом обсуждения стали технологические, проектные и инженерные решения для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов АЗРФ, а также вопросы, связанные с адаптацией существующей инфраструктуры к глобальным изменениям климата.

Рассматривался арктический энерготехнохаб.

Предметом особого внимания стал потенциал Арктики для развития металлургической отрасли России. Обсуждалось применение хладостойких, высокопрочных типов стали и сварочных технологий на Крайнем Севере, а также использование новых перспективных материалов и технологий их получения в условиях Крайнего Севера и Заполярья.

Рассматривались коррозионная безопасность арктических объектов и защита от коррозии шельфовых, причальных и морских сооружений и их коррозионный мониторинг.

Международное сотрудничество с целью развития Арктической зоны Российской Федерации

Рассматривались возможности и перспективы международного сотрудничества, направленного на развитие Арктики и Дальнего Востока.

Международное и межрегиональное сотрудничество, по мнению участников конференции, должно стать основой устойчивого развития Арктики и основой развития предпринимательской деятельности в северных и дальневосточных регионах России. При этом определяющим фактором является обеспечение безопасности Российской Федерации и неукоснительное следование её национальным интересам в Арктике.

Были рассмотрены приоритетные направления международного сотрудничества России в Арктике, вопросы, связанные с консолидацией федеральных и региональных органов власти, а также некоммерческих и международных организаций в целях выработки единой позиции России по сотрудничеству в Арктике, с защитой национальных интересов в Арктике и с развитием международного диалога. Отмечалось, что международное сотрудничество может осуществляться на различных уровнях: на государственном, региональном и экспертном.

Участники конференции проанализировали основные итоги  председательства России в Арктическом совете (АС) в 2021 – 2023  годах и сделали выводы, направленные на дальнейшее совершенствование политики нашей страны в области развития Арктической зоны Российской Федерации.

Предметом тщательного осмысления стали сценарии развития сотрудничества в рамках АС, а также сценарии западных стран и сценарии России по будущей архитектуре международного сотрудничества в Арктике. Обсуждался вопрос, возможен ли консенсус России и стран Запада по вопросам, связанным с освоением Арктики.

Были определены перспективы и направление сотрудничества нашей страны с внерегиональными странами в деле освоения Арктики.

Предметом рассмотрения участников конференции стала также сфера туризма как одна из важных движущих сил развития Арктики.

Оценка мероприятия

Открывая конференцию «Арктика: устойчивое развитие» и говоря о желании большого количества специалистов принять участие в этом мероприятии в 2023 году, заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера доктор экономических наук, профессор Александр Константинович Акимов отметил: «На этот раз интерес был огромный».

Конференция получила весьма высокую оценку со стороны её участников.

«Очень полезный форум», – сказал, завершая своё выступление, почётный полярник Алексей Иванович Черепанов, руководитель направления по ледокольному обеспечению ООО «Газпромнефть Шиппинг».

Доктор экономических наук Юлия Викторовна Зворыкина, заместитель директора АНО «Институт ВЭБ», говоря о значимости конференции, отметила: «… это реально полезные наработки».

«Всё было на высоте», – так высказались о работе VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика – 2023») принимавшие в ней участие сотрудники РКЦ «Прогресс» Александр Святославович Егоров и Евгений Александрович Мусатов. 

                                   Материал подготовил Дмитрий Парамонов