Устойчивое финансирование в Арктике: переход в 2021

Межрегиональное партнерство “Устойчивое развитие Арктики”. Приоритетные проекты участников партнерства / РЭЭ № 5-6, 2020

Устойчивое финансирование в Арктике: переход в 2021

Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» доктор экономических наук, профессор МГИМО, заместитель директора АНО Институт Внешэкономбанка, член экспертного совета Межрегионального партнерства “Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации” Юлия Викторовна Зворыкина

Доктор экономических наук, профессор МГИМО, заместитель директора АНО Институт Внешэкономбанка

Зворыкина Юлия Викторовна

Приближается Новый  2021 год, и настало время «сверить часы» и поставить новые цели.
В 2021-2023 гг. Россия будет председательствовать в Арктическом Совете и вполне обосновано, что Арктическая тематика выйдет на передний план национальной научной дискуссии.

Можно предположить, что фокусом глобальной повестки в макрорегионе в ближайшие несколько лет станет обсуждение мер, направленных на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду, согласование плана совместных действий и источников их финансирования. Дополнительными факторами, оказывающими воздействие на устойчивое развитие Арктического региона, стали нестабильность рынков сырья и кризисные явления, вызванные COVID19. Более того, существенное влияние на экономику экспортно ориентированных арктических проектов будет оказывать вводимый Евросоюзом трансграничный углеродный налог.

В этой связи видится целесообразным странам членам Арктического совета провести исследование с целью создания таксономии устойчивого развития Арктики и источников финансирования проектов, нацеленных на достижение целей устойчивого развития, которые могли бы стать ориентиром для действий национальных институтов развития и частных инвесторов. Перспективным здесь видится внедрение механизмов «зеленого» финансирования. «Зеленое» финансирование напрямую связано с достижением целей устойчивого развития ООН и Национальных целей России, а ВЭБ.РФ как институт развития по решению Правительства Российской Федерации стал методическим центром создания национальной таксономии.

Важно отметить, что работа по формированию единых принципов устойчивого развития Арктики и подходов к реализации проектов, дающих наибольший вклад в создание устойчивости региона и сохранение мест традиционного бытования коренных народов, осуществлялась с 2015 года. В рамках проекта Арктический инвестиционный протокол в 2015 году Арктическим экономическим советом были согласованы единые инвестиционные подходы.

Арктика была признана обладающим богатой природой, быстро меняющимся и экологически чувствительным регионом, имеющим высокий инвестиционный потенциал для глобального развития .

России в этой дискуссии отведена лидирующая роль, потому что более половины населения Арктики проживает у нас, и как следствие, подавляющее большинство инвестиционных проектов в макрорегионе, привязаны к российской территории и компаниям.

Запланированное в ходе проекта Инвестиционный Арктический протокол создание единого инвестиционного комитета, в функции которого должен быть включен анализ инвестиционных процессов, обеспечение всех участников проектов информацией, соблюдение прав коренных жителей и прозрачность процедур, так и не реализовалось.

Удаленность и труднодоступность Арктики долгое время ограничивала участие иностранных инвесторов. Но более чем десятилетний период интенсивного изменения климата привел к тому, что сейчас регион нагревается вдвое быстрее, чем другие части мира. Отступление белого ледяного покрова и открывающееся море еще больше ускоряет потепление, поскольку темная вода поглощает больше солнечной радиации. Таяние морского льда расширило карту существующих морских маршрутов в регионе. Ранее судоходство было доступно только в летние месяцы, но теперь период навигации по чистой воде стал продолжительнее. Это ускорило темпы экономического роста и вызвало приток инвестиций в регион. В дополнение к увеличению количества грузовых судов, следующих через Арктику, в регионе открываются заманчивые новые возможности в сфере производства энергии, туризма и рыболовства, что делает Арктику источником продуктов питания.

В январе 2016 года в Давосе на Всемирном экономическом форуме было заявлено, что открытие Арктики может стать одним из самых важнейших событий за прошедшие 12 000 лет – с конца ледникового периода.

Освоение Крайнего Севера стало ключевым вопросом в государственных стратегиях арктических стран: России, Норвегии, США, Канады, Финляндии, Дании и наднациональных организаций, таких как ЕС. Даже неарктические страны, такие как Китай, Сингапур, Япония, разработали активные подходы к региону. Международные корпорации, в том числе нефтегазовые, судоходные и судостроительные компании, а также другие связанные компании активизировали свою деятельность в циркумполярной Арктике. Общая стоимость планируемых инфраструктурных проектов в Арктике, оцененная глобальной инвестиционной и консалтинговой компанией Guggenheim Partners, составляет около 450 миллиардов долларов США.

Если ответственные за создание инфраструктуры институты согласятся на кооперацию (и будут в наличии соответствующие инвестиции), есть шанс развивать Арктику, не разрушая ее, позволит учесть права и знания местных сообществ, и рассматривать их в качестве равноправных партнеров, защищать экосистему (даже несмотря на то, что рост температур сильно ее изменяет). Такие усилия потребуют существенного научного обоснования, особенно учитывая небольшой объем доступных данных на текущий момент, а также то, что немногим из финансистов приходилось бывать за границей Полярного круга.

Созданные при реализации проекта инвестиционного Арктического протокола принципы для идентификации проектов устойчивого развития в Арктике стали основой для проекта Северный бизнес-индекс, инициированного Норвегией. Проект направлен на изучение Баренцева Евро-Арктического региона. Основной гипотезой проекта стало утверждение, что экономическое развитие региона необходимо рассматривать в связи с показателями социального развития. На примере двух северных регионов, Нурланда и Мурманской области, были проанализированы показатели социально-экономической устойчивости.

Цель проекта Business Index North (BIN) – создать повторяющийся, основанный на знаниях, систематический информационно-аналитический инструмент для заинтересованных сторон, таких как предприятия, ученые, правительства и региональные власти, а также СМИ в арктических государствах. В то же время стоит отметить, что фокус проекта был направлен исключительно на европейскую часть Арктики и не затрагивал весь регион.

В ходе подготовки России к председательству в Арктическом Совете в 2021-2023 гг, в марте 2020 г. было официально внесено проектное предложение «Устойчивые финансы в Арктике», которое было дважды обсуждено в ходе пленарных заседаний Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию. Проект нацелен на формирование научно-обоснованных направлений таксономии устойчивости для Арктики и организационно-финансовых моделей их реализации, включая мониторинг и верификацию, и призван в продолжение проектов Арктический инвестиционный протокол и Северный бизнес-индекс создать ориентир для международных институтов развития и инвесторов. Для устойчивых проектов нужны не только формы господдержки, но и источники финансирования, с позиций климатического регулирования важно определить статус офсетных проектов. Основой создания дополнительных источников финансирования может стать создание Россией системы учета и распределения углеродных единиц, с включенной в нее системой мониторинга и биржей на основе национального распределенного реестра RU ETS. Для практического апробирования технических и финансовых параметров, возможностей интеграции с действующими зарубежными системами, видится перспективным реализовать пилотный проект на локальной территории (например, Сахалин, на входе в транспортный коридор на основе Северного морского пути).

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик