Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации

Гость редакции / РЭЭ № 1, 2023

Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации

В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гусейнов Гаджимагомед Гаджибуттаевич

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Гусейнов Гаджимагомед Гаджибуттаевич

Арктическая зона Российской Федерации

В 2014 году Указом Президента России были определены границы Арктической зоны Российской Федерации.

Основные характеристики этой территории известны: это 4,8 млн кв. км (28% площади страны), 9 регионов, 2,6 млн жителей, включая представителей 13 коренных малочисленных народов Севера (более 100 тысяч).

При этом Арктика – настоящая сокровищница самых разнообразных природных ресурсов. Здесь добывается 76% горючего природного газа и 21% нефти в Российской Федерации. Богата Арктика и твердыми полезными ископаемыми, такими как платиноиды (79% от общероссийских запасов), медь (41% от запасов), титан (30% от запасов).

Российская Арктика влияет на всю мировую экономику. По отдельным полезным ископаемым запасы в АЗРФ составляют значительный процент от общемировых (платиноиды – 25%, природный газ – 19%, титан – 11%).

 

Развитие Арктики – государственный приоритет

В 2019 году Указом Президента Минвостокразвития России переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктики.

В 2020 году Владимиром Владимировичем Путиным утверждены ключевые стратегические документы – Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

В 2020 году принят федеральный закон о поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне.

В 2021 году утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны».

В 2022 году Правительством Российской Федерации утвержден План развития Северного морского пути на период до 2035 года.

Нормативное регулирование Арктической зоны обеспечено в достаточном объеме, но продолжает совершенствоваться.

 

Преференциальные режимы

Вся территория российской Арктики признана свободной экономической зоной, на которой используются инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов.

Созданы ТОР «Столица Арктики» и ТОР «Чукотка». Резидентам доступны различные налоговые льготы и преференции, в том числе таможенные преференции в рамках свободной таможенной зоны, льготы по НДС для грузоотправителей при транспортировке грузов по СМП для стимулирования экспортного грузопотока, механизмы субсидирования строительства инфраструктуры для инвестиционных проектов.

Минвостокразвития России во взаимодействии с инвесторами на постоянной основе проводит работу по усовершенствованию созданных инструментов поддержки. В Правительство РФ внесен 5-й пакет поправок, направленный на оптимизацию градостроительных процедур в ТОР, предоставление частей акваторий водных объектов, включенных в ТОР, резидентам без проведения торгов, совершенствование процедуры предоставления земельных участков резидентам АЗРФ и многое другое.

 

Первые результаты работы по привлечению инвестиций

Созданные в 2020 году механизмы государственной поддержки позволили привлечь инвесторов в 634 инвестиционных проекта объемом 1,6 трлн руб.

Реализация указанных проектов предполагает создание около 35 тыс. новых рабочих мест (около 10 тыс. рабочих мест уже создано).

Потенциал – гораздо больше, и затрагивает практически все отраслевые направления.

По объемам инвестиций первое место занимает горнорудная промышленность (42 проекта на почти 800 млрд руб.), второе – нефте- и газохимическая промышленность (12 проектов на 207 млрд руб.), третье – энергетика (4 проекта на 154,7 млрд руб.), далее – логистика (61 проект на 122,5 млрд руб.), машино- и судостроительная промышленность (8 проектов на 80,2 млрд руб.), строительство и девелопмент (117 проектов на 50 млрд руб.).

Если говорить об отраслевой структуре по количеству реализуемых сейчас проектов, то лидируют сфера услуг, строительная отрасль и девелопмент, туризм, логистика, горнорудная промышленность.

 

Крупнейшие инвестиционные проекты

Несколько слов о крупнейших и ключевых инвестиционных проектах, которые уже сейчас реализуются в Арктике.

  1. Газохимический комплекс ООО «Русхим Газ» (резидент АЗРФ). Инвестор: Группа Русхим. Инвестиции: 204 млрд рублей. Создается 1 693 рабочих мест.
  2. Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦС КМС) (ТОР «Столица Арктики»). Инвестор: ПАО «Новатэк». Инвестиции: 79,5 млрд рублей (фактические – 129,7 млрд рублей).
  3. Комплекс перегрузки угля МТП «Лавна» (ТОР «Столица Арктики»). Инвестор: ООО «МТП «Лавна» (АО «ГТЛК»). Инвестиции: 58,5 млрд рублей. Создается 545 рабочих мест.
  4. Сырадасайское месторождение (резидент АЗРФ). Инвестор: ООО «Северная звезда» (Группа «AEON»). Инвестиции: 33,8 млрд рублей. Создается 1 168 рабочих мест.
  5. Туристический «Валла-Тунтури» (резидент АЗРФ). Инвестор: ООО «Валла-Тунтури» (ООО «Роза Хутор»). Инвестиции: 27,8 млрд рублей.

Ну и конечно крупнейший проект, реализуемый сегодня на ТОР «Чукотка» – ГОК «Баимский» (ТОР «Чукотка»). Инвестор: ООО «ГДК Баимская» (KAZ Minerals). Инвестиции: 570,0 млрд рублей. Создается 2 175 рабочих мест.

 

Инфраструктура ТОР

Помимо налоговых льгот и административных преференций для оказания содействия инвесторам Министерством реализуются и иные формы поддержки.            В 2022 году нами принято решение о строительстве энергетической инфраструктуры на ТОР «Столица Арктики», это решение позволит обеспечить как минимум 3 крупных проекта (Морской терминал Тулома, Русатом Карго, Терминал Ударник) необходимой мощностью около 50 МВт, и позволит привлечь более 73 млрд рублей частных инвестиций.

 

Льготное финансирование

Еще один ключевой вопрос инвесторов – доступное льготное финансирование, для решения этой потребности Минвостокразвития России совместно с ВЭБ.РФ реализуются механизмы льготного субсидируемого кредитования инвестпроектов.    В настоящее время такая поддержка уже предоставляется 13 проектам, в том числе в рамках антикризисного субсидирования процентной ставки. Общий объем частных инвестиций по этим проектам около 600 млрд рублей. Наиболее крупные проекты – Газохимический комплекс «Русхим» в НАО (204 млрд рублей инвестиций и 1 693 рабочих места), Комплекс перевалки угля в Морском торговом порту «Лавна» (58,5 млрд рублей инвестиций и 545 рабочих места).

 

Северный морской путь

Сегодня очевидно, что традиционных маршрутов недостаточно, чтобы обеспечить транспортировку всех грузов, которые производит российская экономика. Северный морской путь открывает более короткий морской путь между западом и востоком России, и в перспективе более выгодный торговый маршрут между Европой и Азией.

В 2022 году Правительством России утвержден комплексный план развития Северного морского пути до 2035 года. План включает в себя 152 мероприятия. Это самый подробный документ за всю современную историю Севморпути. Он содержит мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС России. В совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 триллиона рублей до 2035 года.

Эти инвестиции государства защищены юридически обязывающими соглашениями, которые по поручению Президента РФ были заключены с одной стороны, между компаниями, реализующими крупнейшие проекты на трассе СМП – это Роснефть, Новатэк, Газпром-нефть, Норникель и другие; с другой стороны, Росатомфлотом, как ответственным за навигацию по Севморпути, и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, ответственным за формирование единого плана развития СМП.

Так, при целевом показателе 2024 года в 80 млн тонн грузов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») юридически обязывающими соглашениями защищены 71,8 млн тонн груза, что составляет 90% от целевого показателя. Целевой показатель 2030 года, установленный стратегической инициативой «Круглогодичный Севморпуть»  на уровне 150 млн тонн груза, полностью защищен данными соглашениями (192,2 млн тонн).

Субсидируемые рейсы.

В 2022 г. утверждены правила субсидирования каботажных рейсов по СМП,        а также расширен перечень портов, в которые возможны субсидируемые судозаходы.

Выполнено 2 кругорейса, перевезено 8,5 тыс. тонн грузов, в т.ч. 6 тыс. тонн во втором рейсе, что свидетельствует о росте информированности логистического рынка (загрузка второго рейса составила 90% на восток и 46% на запад).

 

Проект федерального закона «О северном завозе»

Важной составляющей жизнеобеспечения и развития территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера, является северный завоз. В товарной структуре северного завоза более 95% приходится на топливно-энергетические ресурсы, остальное – продовольственные товары, лекарственные средства, товары народного потребления.

Для обеспечения бесперебойного снабжения районов Крайнего Севера, снижения их стоимости и сокращения сроков доставки товаров северного завоза Минвостокразвития России по поручению Президента Российской Федерации разработан проект федерального закона «О северном завозе» и корреспондирующий ему проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации).

Законопроекты предполагают создание правовых и организационных основ северного завоза, предусматривающих распределение полномочий между всеми уровнями власти (федеральным, региональным и местным), определение координатора северного завоза на федеральном уровне, внедрение единого механизма планирования северного завоза, создание единого морского оператора северного завоза, а также федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.

Также проектами федеральных законов предлагается определить перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, имеющих принципиальное значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза.

Кроме этого, предусмотрены меры государственной и муниципальной поддержки. Ключевыми являются бюджетные кредиты в объемах, которые позволят заместить коммерческие кредиты, субсидирование транспортных расходов, приоритетная транспортировка и обслуживание грузов северного завоза на объектах транспортно-логистической инфраструктуры.

 

Развитие городов Арктики

Одно из важнейших направлений работы по повышению качества жизни людей – создание комфортной городской среды и развитие городов в целом.

Правительство РФ в 2022 году начало финансировать реализацию планов социального развития центров экономического роста, расположенных в Арктической зоне страны. Арктические населенные пункты включены в программу «Единая президентская субсидия», с помощью которой до сих пор велась поддержка центров экономического роста регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Из федерального бюджета выделено:

– на 2022 год 3,11 млрд рублей (Республика Коми – 772 млн руб., Архангельская область – 937 млн руб., Мурманская область – 1004 млн руб., Чукотский автономный округ – 136 млн руб., Ненецкий автономный округ – 268 млн руб.);

– на 2023 год 2,61 млрд рублей (Республика Карелия – 500 млн руб., Республика Коми – 259 млн руб., Республика Саха (Якутия) – 136 млн. руб., Архангельская область – 917 млн руб., Мурманская область – 701 млн руб., Чукотский автономный округ – 74 млн руб., Ненецкий автономный округ – 31 млн руб.).

Продолжается реализация Комплексного плана социально-экономического развития города Норильска до 2035 года объемом финансирования более 120 млрд рублей. План утвержден в 2021 году, реализуется за счет федеральных, региональных средств, а также средств компании, для которой город выполняет функцию опорной базы.

План нацелен на реновацию жилищного фонда, модернизацию ЖКХ, строительство новой социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры безопасности.

Реализуется План развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов Мурманской области с дислокацией военных формирований.

В 2021 году из федерального бюджета на реализацию первоочередных мероприятий было выделено 579,4 млн рублей, софинансирование областного бюджета составило 236,7 млн рублей. В результате в 2021 году реализовано 25 мероприятий в 7 муниципальных образованиях.

Работа в данном направлении продолжается. Совместно с Минобороны России и Правительством Мурманской области разрабатывается план мероприятий по развитию жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов, в которых дислоцированы воинские формирования, на территории субъектов, входящих в состав АЗРФ.

 

Арктическая концессия

Следующим инструментом социально-экономического развития субъектов Арктической зоны является «Арктическая концессия». Концессионный механизм уже показывает большую востребованность и хорошие результаты на Дальнем Востоке. С прошлого года принята необходимая нормативная база для начала работы программы на арктических территориях с возможностью софинансирования со стороны федерального бюджета с 2024 года. В настоящее в Арктике реализуются следующие проекты: строительство Атомной станции малой мощности для минерально-сырьевого центра и инфраструктура для Северного завоза на удаленных территориях в Якутии, строительство автодороги для Баимского ГОКа на Чукотке. Отдельно в работе еще 26 объектов из 8 регионов общей стоимостью около 93 млрд рублей – это объекты спорта, образования и развития детей, освещения городов, здравоохранения, транспортная инфраструктура и объекты ЖКХ.

 

Гектар в Арктике

На территории АЗРФ 1 августа 2021 г. стартовала программа «Гектар                         в Арктике». В программе участвуют 7 регионов: Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская область, Архангельская область, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Общая площадь земельных участков, открытая для предоставления в рамках программы – 1 млн га.

С момента реализации программы (с августа 2021 года) поступило 10 756 заявлений.

Всего заключено 3 489 договоров безвозмездного пользования (3 086,96 га).

 

Программа «Дети Арктики»

С 2022 г. начала реализовываться программа «Дети Арктики» по обеспечению отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне (учащиеся с 5 по 8 классы).

В программе участвуют все субъекты Арктической зоны. Объем финансирования на этот год составил 500 млн рублей, на 2023-2025 годы предусмотрены – 1 350 млн рублей.

В рамках оздоровительной кампании в 2022 г. более 9 620 детей отдохнули на Черноморском побережье Краснодарского края, в Республике Крым и г. Севастополе, на побережьях Азовского, Каспийского и Японского морей, а также в Республике Адыгея, на курортах Кавказских Минеральных Вод.

В 2023 году мы планируем направить на отдых еще 5 338 детей из регионов Арктической зоны.

 

Программа государственной поддержки КМНС

В 2022 году начала реализовываться Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне.

Объем финансирования на этот год составил 500 млн рублей (распределены между 3 субъектами АЗРФ), на 2023-2025 годы предусмотрены 1 350 млн рублей.

В рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии:

– Республикой Саха (Якутия) приобретено 21 транспортное средство для оленеводческих бригад, создано 2 торгово-логистических центра для Северного завоза, 50 объектов – передвижные вагоны, домики для оленеводов, родовых общин, обеспечено 35 жилых помещений оленеводов возобновляемыми источниками энергии;

– в Чукотском автономном округе обеспечена техническая готовность создаваемого этнопарка в п. Эгвекинот на 93%;

– в Ненецком автономном округе создано 3 производственные базы на пути кочевий, мастерская по обработке (переработке) шкуры оленя.

Совсем недавно утверждены изменения в приложение к программе государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

С 2025 года мероприятия будут реализовываться еще в двух субъектах: Республика Коми и Мурманская область.

 

Кадровое обеспечение Арктики

В 2022 году Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики был проведен анализ кадровой потребности Арктических территорий. При подготовке анализа было опрошено более 4 тыс. предприятий. В результате дополнительная кадровая потребность в 2023 году составила 62,6 тыс. человек.

На основании анализа кадровой потребности нами были запущены кадровые проекты:

  • Проект «Трудоустройство военнослужащих» – совместно с Минобороны России организована работа по привлечению и целевой подготовке молодых специалистов, уволенных с военной службы, для дальнейшего трудоустройства на территории АЗРФ.

К участию привлечены ключевые резиденты, организованно проведение 500 очных мероприятий на территории воинских частей Северного флота, и Центрального военного округа, в результате которых охват составил более 15 тыс. молодых людей, собранно и передано 6384 анкеты потенциальных кандидатов на трудоустройство.

  • Проект «Арктический вызов», направленный на привлечение, подбор и оценку кадров для управленческих команд 9 субъектов АЗРФ в 5 этапов, география вакансий распространилась на 44 населённых пункта.

В отборе приняли участие 3270 кандидата, по итогам многоэтапных конкурсных процедур отобрано 200 высококлассных специалистов, потенциально готовых к переезду в Арктическую зону. Среди участников есть кандидаты, готовые не только к работе на конкретной предоставленной должности, но и к реализации проектов на арктических территориях, в том числе, целыми командами.

В рамках проекта дополнительно создан кадровый резерв, доступ к которому представлен всем субъектам. В настоящее время есть первые назначения из них: заместитель министра строительства и ЖКХ в Республике Коми, педагогические работники в Архангельской области, заместитель начальника департамента культуры, спорта и туризма (ЧАО).

  • Организованы и проведены ярмарки вакансий для резидентов АЗРФ с охватом целевой аудитории порядка 750 тыс. человек.

 

Председательство РФ в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

Важным международным направлением нашей работы в 2021-2023 годах является обеспечение реализации мероприятий в рамках Председательства Российской Федерации в Арктическом совете.

Планом председательства предусмотрено проведение 116 мероприятий в 11 субъектах Российской Федерации.

В начале марта 2022 года семь стран-членов Арктического совета приостановили свою деятельность в нем в связи с проведением спецоперации на Украине. Была остановлена работа по ряду мероприятий официального блока.

На время «заморозки» взаимодействия с другими странами-членами в рамках Арктического совета механизм Председательства был перенаправлен на развитие регионов Арктической зоны. Ключевыми направлениями региональной повестки стали: туризм, экология, поддержка коренных народов и акцентирование арктической темы на ключевых деловых площадках страны (ПМЭФ и ВЭФ).

В этом году нас ожидает ряд ярких значимых мероприятий для регионов Арктической зоны:

это туристические Фестиваль «Сила цвета» в рамках закрытия горнолыжного зимнего сезона в Кировске, Арктический фестиваль «Териберка», Фестиваль «Берингов пролив» в Чукотском округе;

мероприятия, посвященные коренным малочисленным народам, включая первый Международный чемпионат по традиционному оленеводству в Якутии, а также павильон коренных малочисленных народов на Улице Дальнего Востока в рамках Восточного экономического форума;

мероприятия экологической тематики, например, Второй всероссийский форум-фестиваль волонтеров «Арктика. Лед тронулся» в Новом Уренгое.

В 2023 году Планом предусмотрено проведение 42 мероприятий.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик