Дискуссия второго дня Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» о бизнесе новых регионов. Интеграция в Россию: проблемы и перспективы

Ключевое событие XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» – участие представителей промышленности и бизнеса четырех новых субъектов РФ. С момента вхождения в состав России это событие крупнейшее, посвященное экономике Донбасса. В рамках второго дня Форума прошло обсуждение проблем развития промышленности и бизнеса Донбасса и Причерноморья в российском нормативном поле.

Интеграция бизнеса новых регионов в российскую экономику основана на принятии правил внутреннего рынка, и вопросы интеграции делятся на три базовые темы:

  • статус производственной собственности,
  • доступ к федеральной поддержке,
  • работа в российской системе закупок.

В первую очередь, для решения проблем интеграции в постоянном режиме фиксируются все нормативные трудности вхождения в российскую юрисдикцию. Накануне в Ростове-на-Дону Министерство промышленности и торговли РФ свело воедино информацию по всем существующим мерам поддержки в российском нормативном поле и довело ее до компаний Новороссии.

Как отметил Алексей Беспрозванных, заместитель министра Министерства промышленности и торговли РФ, «радует, что многие уже сориентировались и выбирают для себя участие в программах развития. Однако такие компании составляют сейчас порядка 40% от местного бизнеса. В каждом регионе есть министры промышленности, которые лично отвечают за развитие предприятий. Их задача на местах запустить навигацию по мерам поддержки (как финансовые, так и включение в кооперационные цепочки)».

Одна из ключевых проблем – это доступность банковского финансирования на новых территориях. Одними только средствами от Фонда развития промышленности вопрос не решить. Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов напомнил об аналогичном опыте Крыма. Сегодня нужно учитывать подобный опыт, нельзя ограничиваться присутствием одного опорного банка на новых территориях.

Когда начал вырисовываться круг проблем нормативного регулирования закупок для четырех новых регионов, то оказалось, что кроме технических процедурных вопросов существует еще множество подводных камней, таких, как логистика, отсутствие отчетности, что не дает выстраивать планы. «Эти проблемы, на первый взгляд, не имеют отношения к закупкам, но они на них серьезно влияют», – подчеркнул Павел Лисин, Замдиректора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений». У предприятий Донбасса недостаточно финансирования. На текущий момент Промсвязьбанк – единственный игрок, работающий на территориях, и банк прорабатывает механизмы развития в рамках своих программ, адресованных местному бизнесу.

Представитель ПАО «Промсвязьбанк» Константин Басманов, заместитель председателя правления, в рамках Дискуссии Форума-выставки ГОСЗАКАЗ рассказал о ключевых приоритетах и проблемах.

– Главная задача ПСБ на новых территориях сейчас – интеграция и восстановление финансового рынка. То, что касается предоставления услуг по российским стандартам в объеме и количестве для населения (физлиц), мы сможем обеспечить своими силами с общероссийским качеством и уровнем сервиса. Наших масштабов деятельности и финансовых ресурсов хватит, чтобы в ближайшие годы обеспечить такое же качество услуг и для МСП. А вот проблемы восстановления крупной промышленности решить будет проблематично без специальных мер и банков, которые могут работать из Москвы. 

По наблюдениям экспертов ПСБ, компании Донбасса пока не могут адекватно оценить преимущества и возможности работы в отечественной системе госзаказа. В процессе общения с ними будет сформулирован набор конкретных мер, которые необходимо принять на региональном и федеральном уровнях власти.

Какие основные проблемы обозначились по работе в системе госзаказа:

  • Основная проблема – это попадание в существующий Реестр поставщиков. Без конкретных консалтинговых, административных решений на соответствие стандартам сертификации по каждому предприятию бесполезно рассуждать об эффективности или прибыльности системы госзаказа.
  • Вторая проблема – это навыки и помощь в составлении конкурсной документации. Информационная прозрачность российской системы госзаказа такова, что можно увидеть сотни потенциальных возможностей контрактации, но правильно пройти заявочную кампанию, зарегистрироваться на электронной площадке, подать комплект документов – это барьер, который необходимо преодолевать. Сегодня рыночных консультантов в этой отрасли нет. Для этого рекомендуется использовать обучающую и поддерживающую инфраструктуру общественных организаций: «ОПОРЫ РОССИИ», Торгово-промышленных палат, центров «Мой бизнес».

Со стороны ПСБ принята программа для поставщиков, которые уже существуют в Едином реестре участников госзаказа: снять ограничение на выдачу гарантий по контрактам, которые начали размещать новые субъекты. Такие сделки уже существуют в ЕИС, и составляют порядка 3 млрд рублей.

На прошлой неделе Правительство РФ утвердило кредитный меморандум для ПСБ, который позволяет принимать повышенные риски при принятии кредитных решений в новых субъектах (делать скидку на отсутствие отчетности, на неурегулированность права собственности, земельные вопросы).

У поставщиков четырех субъектов одинаковые технические проблемы. Связаны они не с отсутствием опыта и знаний, а с неизбежными разночтениями закона, так как нормативное регулирование только формируется.

Очень сложный вопрос связан со статусом промышленной собственности на новых территориях. Решение по нему только принято. В рамках обязательной национализации имущества компании всех четырех субъектов должны будут пройти процедуру переоформления. Приоритетным и единственным механизмом для этого выбрана форма аренды с дальнейшим приоритетным правом выкупа. Это касается всей индустриальной и любой торговой недвижимости новых регионов (предприятия и земельные участки под ними, объекты для складского хранения и размещения офисов, торговые центры, магазины, общепит).

Что касается мер господдержки для бизнеса и предприятий Донбасса, то на текущий момент обозначилось три источника:

  1. Единая региональная субсидия. Обратившись в правительство своего субъекта, бизнес может рассчитывать на государственную компенсацию своих производственных затрат.
  2. Программы Фонда развития промышленности (ФРП). Для регионов Новороссии предусмотрены специальные дополнительные кредиты на восстановление предприятий.
  3. Вхождение в состав промышленного кластера. На высокоиндустриализированной территории Донбасса есть множество компаний-производителей комплектующих, которые могут входить в кооперационные цепочки с российскими предприятиями с выбором единой управляющей организации. Все предприятия, входящие в систему, могут рассчитывать на специальные льготы и режимы.