Российская энергетика создавалась с большим запасом прочности

Российская энергетика создавалась с большим запасом прочности

 

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике

Валерий Сергеевич Селезнёв

– Валерий Сергеевич, завершились парламентские каникулы. Скажите, пожалуйста, какие важные для развития нашей страны решения в сфере энергетики были приняты в предыдущем сезоне работы Государственной Думы, какие решения планируется принять в начале текущего сезона?

– В весеннюю сессию был принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», которым предусматривается введение в законодательство Российской Федерации об электроэнергетике новых понятий: атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии. Введение указанного инструментария в законодательство Российской Федерации об электроэнергетике существенно расширит возможности и повысит гибкость компаний, включая крупнейших экспортеров, в вопросах подтверждения «зеленого» (низкоуглеродного) энергопотребления и расчета углеродного следа продукции в соответствии с лучшими мировыми практиками и общепринятыми стандартами. Это, в свою очередь, укрепит конкурентные позиции российского бизнеса на мировых рынках в свете постоянного повышения роли ESG-критериев и внимания к климатическим показателям.

В текущей осенней сессии в работе находится множество законопроектов, один из наиболее ожидаемых из них – проект федерального закона № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности). Данный законопроект направлен на создание правовой основы для функционирования агрегаторов на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

– Есть ли сейчас в области энергетики проблемы, требующие незамедлительного решения?

– Если говорить о безотлагательных вопросах, я бы отметил ситуацию на топливных рынках и некоторый дефицит отдельных топлив, который наблюдается в нескольких регионах, особенно в южной части страны. Правительство и профильные министерства уже занимаются стабилизацией ситуации. В целом же энергетика функционирует у нас стабильно и надежно, а все проблемы планомерно решаются.

– Повлияли ли на развитие российской энергетики и на ее текущее состояние геополитические и геоэкономические вызовы?

– Российская энергетика создавалась с большим запасом прочности, поэтому никакие геополитические и геоэкономические вызовы не могут повлиять на заданный путь ее развития. Безусловно, санкционное давление повлияло на работу отдельных энергоблоков с зарубежным оборудованием, где-то были временно приостановлены проекты строительства ВИЭ-генерации. Но в целом курс, заданный Энергостратегией, сохраняется.

– Нашим стратегическим ориентиром является достижение технологического суверенитета, о чем говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года. Как решается эта задача в энергетической сфере?

– Действительно, электроэнергетика стремится к технологическому суверенитету, и задача решается достаточно активно. Другое дело, что разработка собственной газовой турбины большой мощности – дело не быстрое. Однако, думаю, в ближайшие годы мы уже увидим опытные образцы отечественных газовых турбин на электростанциях. Планируется и создание суверенной ветроустановки, сейчас над ее проектом ведется активная работа Минпромторгом и экспертным сообществом.

– Предмет особой заботы нашего государства – территории Арктики и Дальнего Востока. Как известно, предполагается их опережающее развитие, которое невозможно без современной, мощной и устойчивой энергогенерации. Многие районы арктических и дальневосточных регионов Российской Федерации являются энергоизолированными в силу их природно-географических особенностей. Такие районы нуждаются в кардинальном обновлении всей энергетической инфраструктуры, чтобы они могли максимально эффективно выполнять функции точек экономического роста. Как и в каких масштабах сегодня на уровне Государственной Думы решаются актуальные вопросы энергообеспечения наших северных и дальневосточных территорий?

– Вопросы энергообеспечения северных и дальневосточных территорий уже в достаточной мере проработаны федеральными исполнительными органами власти. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из целей определено «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, в том числе за счет развития распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удаленных и изолированных энергорай­онах» (п. 15, в).

Реализация указанной цели была предусмотрена Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р: «Развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах» (раздел II, п. 4, задача 2).

Во исполнение указанного пункта распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 7456п-П9 был утвержден отдельный План модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях, основной целью которого определено внедрение механизмов поддержки повышения эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации, в том числе за счет использования ВИЭ, автономных гибридных энергосистем, сжиженного природного газа, местных видов топлива и систем накопления энергии.

Однако не все планы реализуются с необходимой скоростью, поэтому Государственная Дума активно участвует в разработке дополнительных мер. Одной из таких мер с целью обеспечения реализации инвестиционных проектов по развитию распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики и привлечения частных инвестиций в эту сферу является разработка «Концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики». Есть все основания полагать, что ее реализация позволит обеспечить привлечение частных технологических и финансовых инвестиций в проекты строительства и модернизации объектов локальной энергетики в зоне децентрализованного электроснабжения, которая охватывает большую часть территории Дальнего Востока и Арктики.

– Совсем недавно, 29 августа 2023 года, в поселке Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) началась реализация уникального инновационного проекта – строительства первой в мире наземной атомной электростанции малой мощности (АСММ). Скажите, пожалуйста, насколько широко планируется применять атомную энергогенерацию в арктических и дальневосточных регионах России?

– Активное освоение Арктики, Дальнего Востока и Сибири действительно подстегнуло развитие АСММ. Насколько я знаю, в настоящее время в разработке еще три инновационных проекта. В 2013 году Президент РФ утвердил стратегию развития российской Арктической зоны. В ней сформулированы приоритеты: комплексное социально-экономическое развитие территорий, их экологическая и военная безопасность. Эти задачи наиболее эффективно можно решить с помощью AСММ, поэтому уверен, что у АСММ большой потенциал как в России, так и за рубежом.

– Валерий Сергеевич, спасибо Вам большое за то, что Вы уделили время нашей встрече, за интересную и весьма содержательную беседу. В новом сезоне работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации желаем Вам больших успехов в Вашей деятельности на благо нашего Отечества!

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик