Круглый стол «Развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики: роль государства и бизнеса» состоялся в Общественной палате РФ 18 мая. В его работе приняли участие председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, модератор Галина Дзюба и член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Юлия Величко.
В своем вступительном слове Галина Дзюба отметила, что для нашей страны данная тема очень актуальна, поскольку Дальний Восток занимает треть территории России.
О развитии распределенной генерации в удаленных и изолированных районах как стратегической задаче рассказал заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Сергей Романов. Он напомнил, что эта задача нашла отражение во множестве стратегических и программных документов в сфере энергетики и социально-экономического развития, в частности в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года и др.
Эксперт отметил, что проблематика локальной энергетики актуальна как для ДФО, так и для большинства регионов всего Крайнего Севера. Дизельные электростанции, которые являются источником энергии для самой многочисленной группы потребителей — малых населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других), наиболее изношены физически и морально.
Здесь, констатировал эксперт, сосредоточен наибольший потенциал внедрения современных технологий, в том числе на основе возобновляемых источников энергии. Малый объем потребления ведет к наибольшим трудностям с обеспечением окупаемости проектов.
Населенные пункты в зоне децентрализованного электроснабжения со своим локальным источником энергии есть в 17 из 18 субъектов ДФО и Арктической зоны РФ. Наибольшее количество их находится в Якутии (144), в Красноярском крае (61), Камчатском крае (42), Ямало-Ненецком автономном округе (41) и т. д. Совокупное число таких населенных пунктов только в границах ДФО и Арктической зоны РФ — 527, в них живут более 300 тысяч человек, привел статистические данные Сергей Романов.
Он добавил, что в настоящее время разрабатывается открытая база данных объектов локальной энергетики в виде инвестиционной карты.
«Конечной ее целью является предоставление профильным инвесторам первичной информации о потенциальных инвестиционных проектах модернизации и новому строительству объектов распределенной генерации, а также о возможных мерах государственной поддержки реализации таких проектов. Формирование инвестиционной карты ведется поэтапно, по основным группам потребителей», — сказал Сергей Романов.
Он также отметил, что данная карта будет в свободном доступе для всех инвесторов, чтобы они могли видеть, во-первых, где расположены площадки, какие у них есть параметры с точки зрения подключения газа, электричества, тепловой энергии, и, во-вторых, какие есть потенциальные проекты по развитию локальной энергетики, которые уже могут быть в какой-то степени проработаны регионами или имеют возможность получить региональные льготы.
О необходимости модернизации действующих неэффективных источников энергии и строительства новой генерации для промышленных потребителей, о высокой потребности в инвестициях в добычу полезных ископаемых на Дальнем Востоке и в Арктике говорил исполнительный директор Некоммерческого партнерства горнопромышленников России Анатолий Никитин.
Он отметил, что более 50 добывающих предприятий находится на Дальнем Востоке, с частными предприятиями их число составит свыше 400. В ближайшие пять — семь лет будет построено еще 50 предприятий.
«Этот проект создаст примерно 3,5 тысячи рабочих мест. Также появятся места для обслуживания этой компании — они поставляют части оборудования, продукты питания, одежду. То есть на каждое рабочее место, созданное горной добычей, мы создаем еще 10, которые непосредственно вовлечены в нашу сферу деятельности», — подчеркнул он.
О том, каким образом мерами тарифного регулирования были созданы условия для модернизации распределенной генерации в труднодоступных изолированных районах Дальнего Востока и Арктики, рассказал заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Дудкин.
Так, в 2020 году впервые на территориях изолированных локальных энергосистем было введено долгосрочное регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Также были установлены требования по раскрытию информации об объектах распределенной генерации по показателю, в частности, удельного расхода топлива и обязательства по повышению их энергоэффективности, то есть по снижению удельного расхода топлива не менее чем на один процент ежегодно до 2025 года. Основной мерой, которая в рамках тарифного регулирования позволяет сохранять экономию, является повышение эффективности данного топлива. Начавшаяся в 2020 году работа на дала свои результаты: в сфере электроэнергетики начало реализовываться более 100 инвестиционных проектов.
В ходе обсуждения эксперты неоднократно указывали на отсутствие доступа к централизованной энергетической инфраструктуре, необходимость модернизации действующих неэффективных источников энергии и строительства новой генерации для промышленных потребителей, привлечения профильных инвесторов посредством механизма государственно-частного партнерства и т. д.
Так, с предложением создать фонд развития распределенной генерации в Арктике на принципах государственно-частного взаимодействия выступил заместитель генерального директора Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Воротников.
«В этот фонд должны войти регионы и компании, участвующие в проектах распределенной генерации. Фонд должен осуществлять подготовку проектов распределенной генерации за счет своих средств с последующим возвратом их из прибыли от реализации проекта», — считает эксперт.
Эксперты высоко оценили эффективность применения механизмов концессии, энергосервисных договоров, а также предложили популяризовать положительные варианты взаимодействия, которые уже сложились на данный момент. Они также согласились с тем, что необходимо выявлять лучшие практики и придавать им типовой характер, что даст возможность продвинуть процесс и решить проблему разрозненности действий, сформировав типовые решения как в части договорных схем, так и в части технической реализации.
Эксперты сошлись во мнении, что для эффективного решения вопросов распределенной энергетики необходимы совместные усилия государства, бизнеса, некоммерческого сектора.
«Без взаимодействия бизнеса и органов власти продвижение невозможно, без обсуждения с Общественной палатой и общественностью, конечно, здесь не обойтись. Во всем, что мы делаем, мы должны быть нацелены на человека, на конкретного потребителя, конечного пользователя любых наших услуг», — подытожила Галина Дзюба.