Отечественные разработки высокоэффективных микрогазотурбинных энергоустановок

 

Современные парогазовые установки (ПГУ) большой мощности являются наиболее совершенными устройствами преобразования химической энергии органического топлива в электричество. Топливная эффективность (КПД) мощных ПГУ последних поколений превышает 62%, однако в энергетике в основном эксплуатируются установки с КПД 58…60%. Высокая эффективность достигается увеличением агрегатной мощности генерирующего оборудования (более 300 МВт в одном газотурбинном двигателе (ГТД)).

Мощные ПГУ находят эффективное применение в крупных энергосистемах в составе объединенных энергетических систем, обеспечивающих возможность энергоснабжения потребителей по протяженным разветвленным электрическим сетям высокого, среднего и низкого напряжения с охватом больших территорий.

Вместе с тем централизованное энергоснабжение на базе электростанций большой мощности оказывается эффективным лишь в случае превышения некоего предельного значения удельного энергопотребления в расчете на единицу площади территории, где расположены потребители. При низких плотностях энергопотребления эффективность использования крупных энергоустановок снижается в связи со значительными потерями энергии в электрических сетях и на преобразующих напряжение устройствах. Кроме того, в условиях рассредоточения потребителей на значительных территориях непомерно возрастают капитальные затраты на обустройство электрических сетей. В условиях России такая ситуация характерна для многих развивающихся удаленных от централизованных систем энергоснабжения районов, где развитие малой распределенной генерации (МРГ) становится более экономически целесо­образным, чем централизованной.

Сегодня МРГ базируется преимущественно на дизельных электрогенераторах единичной мощностью от 30 кВт до
3 МВт, потребляющих дизельное топливо и имеющих КПД на уровне 35–40%. Дизельные энергоустановки обеспечивают энергоснабжение потребителей в Арктике, на Дальнем Востоке и в других отдаленных районах страны.

Вместе с тем им присущи существенные недостатки:

          частая периодичность технического обслуживания (ТО) – через каждые 250–350 часов эксплуатации (замена масла, фильтров и т.п.);

          значительное повышение удельного расхода топлива при отклонении мощности более 20% от номинальной, что существенно снижает интегральный КПД энергоустановки;

          монотопливность или возможность работы только на дизельном топливе.

В последнее время на основе использования современных научно-технических достижений в ряде ведущих стран мира ведутся разработки и находят все более широкое практическое применение в МРГ микрогазотурбинные энергоустановки (МГТУ), которые потенциально обладают характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность по отношению к дизель-генераторам, и отвечают требованиям использования в распределенных сетях генерации.

МГТУ мощностью от нескольких десятков кВт до нескольких сотен кВт, реализованные на простом термодинамическом цикле Брайтона, в отличие от используемых в ПГУ крупных ГТУ, из-за невозможности достижения высокой степени совершенства газодинамики проточных частей, термодинамической и кинематической схемы установки не могут обеспечить высокий КПД преобразования энергии.

Так, отечественные и зарубежные МГТУ с ГТД «простого» цикла имеют КПД не более 15%. Однако, как показывает анализ (см. Косой А. С., Попель О. С.,
Бесчастных В. Н., Зейгарник Ю. А., Синкевич М. В. Газотурбинные установки малой мощности в энергетике: пути повышения эффективности и масштабов внедрения // Теплоэнергетика. 2017.
№ 10. С. 25–32), существует множество резервов увеличения эффективности МГТУ, связанных с совершенствованием термодинамических, механических, электромеханических и электронных процессов преобразований энергии.

Прежде всего оно может быть обеспечено путем использования регенеративного цикла Брайтона, в котором реализуется внутрицикловая рекуперация тепла.

На рис. 1 приведена тепловая схема термодинамического цикла МГТУ с рекуперацией тепла газов, выходящих за турбиной. Атмосферный воздух поступает на вход компрессора, сжимается в нем и подается на вход рекуператора, где нагревается теплом газов, выходящих из турбины. Подогретый воздух поступает в камеру сгорания, куда подается также топливо. В результате сгорания топлива температура рабочего тела за камерой сгорания повышается. Горячий газ из камеры сгорания поступает в сопловой аппарат турбины, разгоняется и направляется в рабочее колесо турбины. В рабочем колесе турбины газ совершает работу, необходимую для привода компрессора и электрогенератора.

У большинства МГТУ конструктивная схема одновальная. Компрессор –
одноступенчатый центробежный. В отличие от ГТУ большой мощности, охлаждение деталей проточной части, обеспечивающее возможность увеличения начальной температуры рабочего тела в двигателях малой мощности, технически нереализуемо. Рост начальной температуры обеспечивается целиком за счет применения жаропрочных материалов. Для современных широко распространенных материа­лов приемлемы температуры 1200 К перед турбиной и 900 К за турбиной.

В идеальном рекуперативном цикле при ограничениях на температуру рабочего тела (1200 К перед турбиной и 900 К за турбиной) и стандартной температуре атмосферного воздуха (288 К) предельный достижимый КПД составляет 68%. Имеющиеся ограничения эффективности агрегатов ГТД снижают это значение. Так, тепловая эффективность МГТУ С-30 фирмы Capstone мощностью 30 кВт при адиа­батическом КПД компрессора 0,77, адиабатическом КПД турбины 0,87, суммарных потерях полного давления 12% и степени рекуперации 0,87 составляет 35%.

Необходимо отметить, что существенное снижение КПД МГТУ происходит также в процессе преобразования и передачи энергии (подшипники, электрогенератор, выпрямитель, инвертор, трансформатор). На таких преобразованиях, по экспертной оценке, МГТУ С-30 теряет еще около 8% КПД.

Таким образом, практически один из лучших зарубежных образов МГТУ С-30 имеет КПД 28%, что уступает эффективности установок аналогичной мощности с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Однако при возможном повышении экономичности таких машин уже на 5…8% преимущества газотурбинных агрегатов перед ДВС становятся неоспоримыми.

К этим преимуществам относятся:

          отсутствие необходимости в постоянном техническом обслуживании. Это достигается путем использования высокооборотных (до 100 тыс. оборотов в минуту) газовых турбин на воздушных подшипниках, что позволяет избавиться от масляных систем;

          возможность сохранения низкого удельного потребления топлива в широком диапазоне изменения мощности в результате использования современных интеллектуальных электротехнических систем преобразования электрической энергии;

          возможность создания политопливных энергоустановок, работающих как на дизельном топливе, так и на природном газе, СПГ и других видах топлива;

          относительно небольшие масса и габариты;

          более надежный запуск в холодных условиях;

          низкий шум и вибрации.

Учитывая эти обстоятельства, ПАО «НПО «Алмаз» совместно с Объединенным институтом высоких температур РАН приступили к реализации проекта создания ключевых технологий, обеспечивающих возможность отечественной промышленности осуществить выпуск высокоэффективных энергетических МГТУ. Совместное решение ОИВТ РАН и ПАО «НПО «Алмаз» опирается на постановления Правительства РФ по опережающему развитию Арктической зоны и других удаленных районов России, выполнение которых невозможно без создания в этих районах эффективной энергетической инфраструктуры, базирующейся на развитии малой распределенной энергетики, основой которой могут стать МГТУ нового поколения.

Разработка технологий осуществляется в следующих направлениях:

          высокотемпературные газовые теплообменники;

          высокоэффективные лопаточные машины;

          высокооборотные турбогенераторы;

          эффективные системы управления и преобразования электрической энергии (САУ и СПЭ);

          высокотемпературные лепестковые газодинамические подшипники (ЛГДП).

В обеспечение проведения НИОКР по данным направлениям в ОИВТ РАН созданы специальные научно-технологические стенды. Так, для отработки компрессоров и турбин с целью повышения их эффективности разработан уникальный стенд физического газодинамического эксперимента (Стенд физического газодинамического эксперимента (ФГДЭ) //  Интернет-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=xpCkgr1BJTQ).

Стенд предназначен для проведения испытаний макетов центробежных компрессорных ступеней и радиальных турбинных ступеней в модельных условиях. Организация испытаний при низких (крио­генных) температуре и давлении обеспечивает возможность использования макетов из полимеров и металлов, полученных при помощи аддитивных технологий, что значительно сокращает время получения характеристик испытуемого объекта и снижает стоимость работ.

Для оснащения стенда разработан и изготовлен специальный контейнер датчиков давления, который позволяет проводить измерения давления в большом количестве точек в исследуемом объекте, с возможностью самодиагностики и калибровки датчиков в процессе проведения испытаний.

Для отработки ЛГДП изготовлены подшипниковый и роторный стенды (рис. 2). Подшипниковый стенд снабжен устройством нагрева подшипника в обеспечение отработки высокотемпературных антифрикционных покрытий.

Для исследований высокотемпературных теплообменников разработан стенд рекуператоров (рис. 3).

Стенд позволяет моделировать натурные условия по теплоносителям с помощью внешнего компрессора и электрического нагревателя и определять тепловые и газодинамические характеристики теп­лообменников.

Имеются также стенды для отработки высокооборотных турбогенераторов, САУ, системы преобразования энергии, МГТУ, топливной и других вспомогательных систем (рис. 4). Уникальность созданных стендов подтверждается полученными патентами.

В настоящее время создана и доведена до промышленного внедрения не имеющая аналогов технология изготовления пластинчатых теплообменников для МГТУ мощностью 30 кВт, которая обеспечивает высокие характеристики рекуператора. Инновационные технологические решения защищены десятками патентов.

В сотрудничестве с отечественной компанией ООО «Моделирование и инжиниринг» (г. Брянск), создателем антифрикционных покрытий, разработана технология нанесения прецизионных высокотемпературных покрытий на гибких пластинах лепестковых газодинамических подшипников. Успешно отработано использование покрытия с работоспособностью до 600 °С, ведутся работы по повышению данной температуры.

Проводимые в ОИВТ РАН испытания на подшипниковом стенде в режиме «пуск-останов» показывают перспективность данных разработок. Помимо теплостойкости, к особенностям и достоинствам новых покрытий необходимо отнести также их коррозионную стойкость, низкий коэффициент трения, высокую износостойкость при пусках, остановах и кратковременных высокоскоростных контактах, технологичность при нанесении композиции и экологическую безопасность.

Прогнозируемые сроки службы лепестковых газодинамических подшипников с новыми покрытиями исчисляются сотнями тысяч часов.

Наиболее важное требование к энергетическим установкам, эксплуатируемым в труднодоступных регионах, –
обеспечение длительной работы в автономном режиме без обслуживающего персонала. Новое поколение МГТУ будет способно работать автономно на объекте без постоянного присутствия персонала и нуждаться в обслуживании не чаще одного раза в год.

К числу ключевых технологий, необходимых для решения этих задач, следует отнести:

          векторные системы преобразования энергии, обеспечивающие все режимы работы МГТУ;

          высокооборотные электрические машины с роторами на постоянных магнитах.

Учитывая перспективность развития малой энергетики и необходимость обеспечения импортозамещения генерирующего оборудования отечественной промышленностью, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» поддержал инновационный проект ПАО «НПО Алмаз» – ОИВТ РАН по созданию высокоэффективной МГТУ мощностью 30 кВт, с расширением номенклатуры мощностного ряда до 200 кВт.

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» выступил инициатором разработки комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла «Разработка критических технологий высокоэффективных политопливных микрогазотурбинных энергоустановок мощностного ряда 8–200 кВт с освоением серийного производства базовой установки мощностью 30 кВт для решения актуальных задач энергоснабжения потребителей в отдельных регионах страны».

Заявленный комплексный проект получил одобрение Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации как обеспечивающий реализацию п. 20б Стратегии «Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии».

В результате выполнения комплексного проекта будет создан комплекс критических узлов для высокоэффективных энергетических МГТУ с освоением серийного выпуска отечественных  конкурентоспособных МГТУ мощностью 30 кВт и выполнено строи­тельство опытно-промышленной полигон-электростанции мощностью 60 кВт. Будет разработана новая методология проектирования перспективного энергетического оборудования, предусматривающая активное использование отечественных инновационных технологий, в частности суперкомпьютерного  оптимизационного моделирования,  сквозной  газодинамической доводки, аддитивных технологий, систем  автоматизированного  проектирования, а также сформирована база данных наилучших конструкторских, технологических и цифровых решений для создания эффективного, надежного энергетического оборудования и систем автономного энергоснабжения нового поколения, разработаны программы управления кластерами МГТУ в составе электростанции. Будут выполнены аванпроекты МГТУ мощностью 8, 100 и 200 кВт c КПД 0,30–0,42, что находится на уровне лучших поршневых машин.

Повышение общей топливной эффективности может быть обеспечено не только повышением КПД самих МГТУ, но и использованием современных технологий интегрирования топливных энерго­установок с установками на возобновляемых источниках энергии и накопителями энергии с применением интеллектуальных систем автоматического управления.

Планируемые сроки выполнения проекта – 2023–2027 годы.

 

Д.т.н., заведующий отделом
проблем теплоэнергетики ОИВТ РАН Александр Семёнович Косой

 

К.т.н., главный конструктор Научно-производственного центра «Системы автономного энергоснабжения» отдельного конструкторского бюро «Лианозовский электромеханический завод» ПАО «НПО «Алмаз»
Владимир Николаевич Бесчастных

 

Д.т.н., главный научный
сотрудник ОИВТ РАН
Олег Сергеевич Попель