Гость редакции / РЭЭ № 2, 2021
Нам нужна единая энергетическая стратегия России и Казахстана
Интервью с Президентом Ассоциации “ЭнергоИнновация” Михаилом Михайловичем Смирновым
Нефтегазовая инфраструктура строилась в общем доме – СССР, и это сейчас дает нам новые возможности в работе на глобальных рынках.
– Михаил Михайлович, у России и Казахстана тесные и неразрывные связи. Это обусловлено как общей историей, так и современными геополитическими реалиями. Общеизвестно, что у нас самая протяженная сухопутная граница в мире, общее историко-культурное наследие. С Байконура стартовал «Восток» с Юрием Гагариным. Насколько эффективно международное сотрудничество России и Казахстана в области энергоресурсов? Как развиваются экономические проекты в области топливно-энергетического комплекса?
– Важнейшим примером такой исторически сложившейся интеграции экономик наших стран является ТЭК. Тот факт, что нефтегазовая инфраструктура строилась в общем доме – СССР, сейчас дает нам новые возможности и преимущества интеграции и сотрудничества в работе на глобальных рынках. Так, примерно три четверти добываемой в Казахстане нефти экспортируется транзитом через Россию. А через Казахстан идет транзит российской нефти в Китай. Развитие добычи и переработки нефти и газа в Казахстане, модернизация и дальнейшее строительство нефтегазовой инфраструктуры являются важнейшим и, я бы сказал, обязательным направлением экономического сотрудничества наших стран. Кстати, не надо думать, что в сфере ТЭК игра идет в одни ворота. Например, казахстанские горнодобывающие компании успешно работают в России, причем не только в приграничных регионах РФ, но и на Дальнем Востоке. Но и в других отраслях есть огромные возможности для взаимовыгодного сотрудничества –
в развитии транспортных коридоров, в дорожном строительстве, в сельском хозяйстве, в туризме… Короче говоря, общая история, долг перед нашими отцами и дедами обязывает нас не просто развивать сотрудничество, а вывести его на новый, современный уровень.
– Можно ли цифрами проиллюстрировать тот факт, что Россия является главным внешнеэкономическим партнером Казахстана?
– Да. Еще пару лет назад доля РФ в казахстанском импорте составляла 36 %. Что касается экспорта из Казахстана в РФ, то он примерно в 3 раза меньше импорта из России и составляет по итогам 2019 года 5,57 млрд долларов. Структура его обусловлена опять же общей исторической судьбой. Около 40 % казахстанского экспорта в Россию составляют углеводороды. И здесь есть как возможности для дальнейшего развития сотрудничества, так и серьезные вызовы. Обозначу только два направления.
Во-первых, нефть. Это феномен, но нефть не только экспортируется из Казахстана в Россию, но и импортируется Казахстаном из РФ. И это результат логистики углеводородов и расположения перерабатывающих мощностей в СССР. Ну так в чем проблема? Если такая интеграция сложилась, ее надо развивать и делать нашим глобальным конкурентным преимуществом. Единое экономическое пространство, упрощение внешнеэкономической деятельности дают возможность выбрать оптимальные способы и маршруты логистики и переработки нефти и газа. Во-вторых, уголь. Это одна из важнейших статей экспорта Казахстана. Вызов здесь заключается в общемировом курсе на углеродно-нейтральную экономику, а уголь считается самым «грязным» видом топлива. В этом плане для Казахстана особенно важно держаться отношений с Россией, потому что только Россия поддержит Казахстан, когда весь мир закроет двери перед казахстанским углем после какого-нибудь очередного выпада Греты Тунберг. В наших общих интересах спрогнозировать будущее угледобывающей отрасли и совместно выработать стратегию ее интеграции в «энергетику 4.0» – энергетику четвертой промышленной революции. Интересны и перспективы развития экспорта из Казахстана в РФ в сфере сельского хозяйства, в железнодорожной технике, в металлургии и химической промышленности.
– Какие резервы существуют для наращивания взаимовыгодного экономического развития?
– Резервы есть. Для их использования, на мой взгляд, в ближайшее время очень важно разработать и принять на межправительственном уровне общую стратегию развития рынка энергоресурсов России и Казахстана. Первый шаг – создать правовую базу, которая помогла бы обеспечить развитие торгово-экономических связей между двумя странами в области энергетики, сформировать условия для свободного транзита энергоресурсов и проведения согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в отраслях энергетического сектора.
Ведь на сегодняшний день транспортировка нефтегазовых ресурсов осуществляется несколько однобоко – в западном направлении. При этом упускаются быстро растущие рынки Восточной Азии, и прежде всего Китая. Если сгладить этот перекос и сформировать совместный российско-казахстанский картель, это позволило бы усилить позиции наших стран на мировых рынках нефти. Мы могли бы оказывать влияние не только на крупных игроков, но и на мировые нефтяные цены.
Основной составляющей будущей нефтегазотранспортной инфраструктуры является нефтепроект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Он обеспечивает выход казахстанской нефти на экспортный терминал Черного моря. Реализация данного проекта создает достаточные мощности для экспорта нефти и позволяет увеличить экспорт казахстанской и российской нефти на мировой рынок. По КТК прокачивается боле 32 млн тонн казахстанской нефти. Труба соединяет западноказахстанские месторождения, в том числе и крупнейшее из них – Тенгиз, с российским портом Новороссийск. Правда, министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин предполагает, в случае необходимости, заменить его на маршруты транспортировки нефти в обход России с выходом к Черному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю. Но это другая история.
Важное значение в развитии нефтегазотранспортной инфраструктуры двух стран имеет участие России и Казахстана в проекте Балтийской трубопроводной системы. Он предназначен для экспорта нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также регионов Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефти других государств СНГ, и в первую очередь казахстанской нефти через балтийский порт Приморск. Учитывая, что в долгосрочной перспективе истощение североморских месторождений будет стимулировать спрос на нефтяные ресурсы в северо-западной Европе, актуальность экспорта нефти в данном направлении будет возрастать.
Формирование единого экономического пространства окажет положительное влияние на развитие нефтегазовой отрасли Казахстана и России, создаст условия для свободного передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.
В сфере сотрудничества наших стран в нефтегазовой области эксперты называют следующие проблемы:
сохранить качество каспийской нефти в системе трубопровода Атырау – Самара;
решить проблемы недискриминационного доступа в газотранспортную систему Российской Федерации для транспортировки казахстанского газа в третьи страны;
отрегулировать вопрос по поставкам нефти на Павлодарский нефтехимический завод;
повысить конкурентоспособность нефтегазовой промышленности Казахстана;
усовершенствовать механизм государственного регулирования рынка нефтепродуктов в Казахстане и в целом в рамках ЕЭП.
– Не тревожит ли вас тот факт, что ТЭК доминирует в торговле двух стран?
– Я не вижу проблемы в том, что сфера ТЭК занимает большую долю во взаимной торговле. Ведь об этом говорят, когда некая страна слишком подсаживается на свой углеводородный экспорт и становится заложником колебаний мировых цен на нефть или, как говорили раньше, превращается в «сырьевой придаток мирового империализма». Касательно России и Казахстана такая угроза существует в части экспорта наших стран в третьи страны. Но такой угрозы или проблемы нет относительно двусторонней экономической деятельности. Напротив, мы можем совместно сделать гораздо более энергоэффективным ТЭК и вообще промышленность Казахстана, увеличить глубину переработки углеводородов. То есть расширение сотрудничества в сфере ТЭК в нашем случае – это не усиление сырьевой зависимости кого-то из наших стран, а движение в прямо противоположном направлении, к энергоэффективности и новым технологиям. И здесь мы, безусловно, говорим о товарах с высокой добавленной стоимостью. Так, один из участников нашего Делового совета – российская компания ИНГК – поставляет в Казахстан компрессорные станции для магистральных газопроводов. Это высокотехнологичная, сложная продукция, плод и современного тяжелого машиностроения и высокой инженерии, плод наилучших доступных технологий. Благодаря такой компрессорной станции газ пришел в столицу Казахстана, город Нур-Султан (Астана). Долю таких товаров во взаимной торговле довольно трудно определить (потому что критерии размыты), но, полагаю, она будет неизбежно расти. Этому будут способствовать дальнейшее разделение труда и развитие технологий, вызванные четвертой промышленной революцией. В наших общих интересах осмыслить эти процессы и совместно выработать общий курс на укрепление положения наших стран в новой мировой экономической реальности.
– Решением каких первоочередных проблем должен заниматься Деловой совет?
– Безусловно, интеграция России и Казахстана в рамках развивающейся концепции Таможенный союз –
ЕврАзЭС (Сообщество) – ЕАЭС (Союз) существенно улучшила экономические отношения между нашими странами. Однако если посмотреть на графики взаимного экспорта и импорта, то в период 2011–2020 годов мы увидим провал. Он связан, конечно, не с отношениями наших стран, а с процессами в мировой экономике, с падением стоимостей нефти и наших нацвалют. Тем не менее, несмотря на все выпавшие нам в последние годы мировые вызовы и трудности, экономические отношения между нашими странами продолжают развиваться. Это заслуга и верховных властей наших стран, и бизнес-сообщества: Торгово-промышленной палаты России, казахстанских деловых объединений, простых предпринимателей из наших стран. Но, еще раз скажу, мы лишь нашли то, что чуть было не растеряли в 1990-е годы, – мы остались верны тому братству, которое исторически объединяло наши народы. Барьеров и проблем еще достаточно – это недостаточная защищенность инвесторов и партнеров, отсутствие должного информационного обмена, непрозрачность некоторых сфер бизнеса.
В прошлом году в Омске мы наметили некоторые подходы к их решению: повышение транспарентности взаимного участия в конкурсных процедурах и госзакупках, улучшение информационного обмена в интересах экономического взаимодействия, унификация процедур подтверждения происхождения (локализации) продукции, создание рабочей группы по разработке взаимосвязанной долгосрочной стратегии развития ТЭК России и Казахстана, разработка программы межрегионального приграничного туризма… Работы еще много.
Российско-Казахстанский деловой совет начал работу в 2006 г. В сентябре 2015 г. после XII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств его деятельности придан больший импульс. Кураторами совета стали представители ТПП РФ и члены Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Совет создан с целью развития межрегионального сотрудничества России и Казахстана в торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической, энергетической, транспортной, агропромышленной и других областях, представляющих общий интерес для деловых кругов двух стран.
Традиционно ежегодные заседания РКДС проходят в рамках Форумов приграничного сотрудничества России и Казахстана, в которых принимают участие президенты двух стран.