Нам нужна единая энергетическая стратегия России и Казахстана

Гость редакции / РЭЭ № 2, 2021

Нам нужна единая энергетическая стратегия России и Казахстана

Интервью с Президентом Ассоциации “ЭнергоИнновация” Михаилом Михайловичем Смирновым

Президент Ассоциации “ЭнергоИнновация”, председатель российской части Российско-Казахстанского делового совета (РКДС)

Михаил Михайлович Смирнов

Нефтегазовая инфраструктура строилась в общем доме – СССР, и это сейчас дает нам новые возможности в работе на глобальных рынках.

– Михаил Михайлович, у России и Казахстана тесные и неразрывные связи. Это обусловлено как общей историей, так и современными геополитическими реалиями. Общеизвестно, что у нас самая протяженная сухопутная граница в мире, общее историко-культурное наследие. С Байконура стартовал «Восток» с Юрием Гагариным. Насколько эффективно международное сотрудничество России и Казахстана в области энергоресурсов? Как развиваются экономические проекты в области топливно-энергетического комплекса?

– Важнейшим примером такой исторически сложившейся интеграции экономик наших стран является ТЭК. Тот факт, что нефтегазовая инфраструктура строилась в общем доме – СССР, сейчас дает нам новые возможности и преимущества интеграции и сотрудничества в работе на глобальных рынках. Так, примерно три четверти добываемой в Казахстане нефти экспортируется транзитом через Россию. А через Казахстан идет транзит российской нефти в Китай. Развитие добычи и переработки нефти и газа в Казахстане, модернизация и дальнейшее строительство нефтегазовой инфраструктуры являются важнейшим и, я бы сказал, обязательным направлением экономического сотрудничества наших стран. Кстати, не надо думать, что в сфере ТЭК игра идет в одни ворота. Например, казахстанские горнодобывающие компании успешно работают в России, причем не только в приграничных регионах РФ, но и на Дальнем Востоке. Но и в других отраслях есть огромные возможности для взаимовыгодного сотрудничества –
в развитии транспортных коридоров, в дорожном строительстве, в сельском хозяйстве, в туризме… Короче говоря, общая история, долг перед нашими отцами и дедами обязывает нас не просто развивать сотрудничество, а вывести его на новый, современный уровень.

 

– Можно ли цифрами проиллюстрировать тот факт, что Россия является главным внешнеэкономическим партнером Казахстана?

– Да. Еще пару лет назад доля РФ в казахстанском импорте составляла 36 %. Что касается экспорта из Казахстана в РФ, то он примерно в 3 раза меньше импорта из России и составляет по итогам 2019 года 5,57 млрд долларов. Структура его обусловлена опять же общей исторической судьбой. Около 40 % казахстанского экспорта в Россию составляют углеводороды. И здесь есть как возможности для дальнейшего развития сотрудничества, так и серьезные вызовы. Обозначу только два направления.

Во-первых, нефть. Это феномен, но нефть не только экспортируется из Казахстана в Россию, но и импортируется Казахстаном из РФ. И это результат логистики углеводородов и расположения перерабатывающих мощностей в СССР. Ну так в чем проблема? Если такая интеграция сложилась, ее надо развивать и делать нашим глобальным конкурентным преимуществом. Единое экономическое пространство, упрощение внешне­экономической деятельности дают возможность выбрать оптимальные способы и маршруты логистики и переработки нефти и газа. Во-вторых, уголь. Это одна из важнейших статей экспорта Казахстана. Вызов здесь заключается в общемировом курсе на углеродно-нейтральную экономику, а уголь считается самым «грязным» видом топлива. В этом плане для Казахстана особенно важно держаться отношений с Россией, потому что только Россия поддержит Казахстан, когда весь мир закроет двери перед казахстанским углем после какого-нибудь очередного выпада Греты Тунберг. В наших общих интересах спрогнозировать будущее угледобывающей отрасли и совместно выработать стратегию ее интеграции в «энергетику 4.0» – энергетику четвертой промышленной революции. Интересны и перспективы развития экспорта из Казахстана в РФ в сфере сельского хозяйства, в железнодорожной технике, в металлургии и химической промышленности.

 

– Какие резервы существуют для наращивания взаимовыгодного экономического развития?

– Резервы есть. Для их использования, на мой взгляд, в ближайшее время очень важно разработать и принять на межправительственном уровне общую стратегию развития рынка энергоресурсов России и Казахстана. Первый шаг – создать правовую базу, которая помогла бы обеспечить развитие торгово-экономических связей между двумя странами в области энергетики, сформировать условия для свободного транзита энергоресурсов и проведения согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в отраслях энергетического сектора.

Ведь на сегодняшний день транспортировка нефтегазовых ресурсов осуществляется несколько однобоко – в западном направлении. При этом упускаются быстро растущие рынки Восточной Азии, и прежде всего Китая. Если сгладить этот перекос и сформировать совместный российско-казахстанский картель, это позволило бы усилить позиции наших стран на мировых рынках нефти. Мы могли бы оказывать влияние не только на крупных игроков, но и на мировые нефтяные цены.

Основной составляющей будущей нефтегазотранс­портной инфраструктуры является нефтепроект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Он обеспечивает выход казахстанской нефти на экспортный терминал Черного моря. Реализация данного проекта создает достаточные мощности для экспорта нефти и позволяет увеличить экспорт казахстанской и российской нефти на мировой рынок. По КТК прокачивается боле 32 млн тонн казахстанской нефти. Труба соединяет западноказахстанские месторождения, в том числе и крупнейшее из них – Тенгиз, с российским портом Новороссийск. Правда, министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин предполагает, в случае необходимости, заменить его на маршруты транспортировки нефти в обход России с выходом к Черному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю. Но это другая история.

Важное значение в развитии нефтегазотранспортной инфраструктуры двух стран имеет участие России и Казахстана в проекте Балтийской трубопроводной системы. Он предназначен для экспорта нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также регионов Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефти других государств СНГ, и в первую очередь казахстанской нефти через балтийский порт Приморск. Учитывая, что в долгосрочной перспективе истощение североморских месторождений будет стимулировать спрос на нефтяные ресурсы в северо-западной Европе, актуальность экспорта нефти в данном направлении будет возрастать.

Формирование единого экономического пространства окажет положительное влияние на развитие нефтегазовой отрасли Казахстана и России, создаст условия для свободного передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

 

В сфере сотрудничества наших стран в нефтегазовой области эксперты называют следующие проблемы:

             сохранить качество каспийской нефти в системе трубопровода Атырау – Самара;

             решить проблемы недискриминационного доступа в газотранспортную систему Российской Федерации для транспортировки казахстанского газа в третьи страны;

             отрегулировать вопрос по поставкам нефти на Павлодарский нефтехимический завод;

             повысить конкурентоспособность нефтегазовой промышленности Казахстана;

             усовершенствовать механизм государственного регулирования рынка нефтепродуктов в Казахстане и в целом в рамках ЕЭП.

 

– Не тревожит ли вас тот факт, что ТЭК доминирует в торговле двух стран?

– Я не вижу проблемы в том, что сфера ТЭК занимает большую долю во взаимной торговле. Ведь об этом говорят, когда некая страна слишком подсаживается на свой углеводородный экспорт и становится заложником колебаний мировых цен на нефть или, как говорили раньше, превращается в «сырьевой придаток мирового империализма». Касательно России и Казахстана такая угроза существует в части экспорта наших стран в третьи страны. Но такой угрозы или проблемы нет относительно двусторонней экономической деятельности. Напротив, мы можем совместно сделать гораздо более энергоэффективным ТЭК и вообще промышленность Казахстана, увеличить глубину переработки углеводородов. То есть расширение сотрудничества в сфере ТЭК в нашем случае – это не усиление сырьевой зависимости кого-то из наших стран, а движение в прямо противоположном направлении, к энергоэффективности и новым технологиям. И здесь мы, безусловно, говорим о товарах с высокой добавленной стоимостью. Так, один из участников нашего Делового совета – российская компания ИНГК – поставляет в Казахстан компрессорные станции для магистральных газопроводов. Это высокотехнологичная, сложная продукция, плод и современного тяжелого машиностроения и высокой инженерии, плод наилучших доступных технологий. Благодаря такой компрессорной станции газ пришел в столицу Казахстана, город Нур-Султан (Астана). Долю таких товаров во взаимной торговле довольно трудно определить (потому что критерии размыты), но, полагаю, она будет неизбежно расти. Этому будут способствовать дальнейшее разделение труда и развитие технологий, вызванные четвертой промышленной революцией. В наших общих интересах осмыслить эти процессы и совместно выработать общий курс на укрепление положения наших стран в новой мировой экономической реальности.

 

– Решением каких первоочередных проблем должен заниматься Деловой совет?

– Безусловно, интеграция России и Казахстана в рамках развивающейся концепции Таможенный союз –
ЕврАзЭС (Сообщество) – ЕАЭС (Союз) существенно улучшила экономические отношения между нашими странами. Однако если посмотреть на графики взаимного экспорта и импорта, то в период 2011–2020 годов мы увидим провал. Он связан, конечно, не с отношениями наших стран, а с процессами в мировой экономике, с падением стоимостей нефти и наших нацвалют. Тем не менее, несмотря на все выпавшие нам в последние годы мировые вызовы и трудности, экономические отношения между нашими странами продолжают развиваться. Это заслуга и верховных властей наших стран, и бизнес-сообщества: Торгово-промышленной палаты России, казахстанских деловых объединений, простых предпринимателей из наших стран. Но, еще раз скажу, мы лишь нашли то, что чуть было не растеряли в 1990-е годы, – мы остались верны тому братству, которое исторически объединяло наши народы. Барьеров и проблем еще достаточно – это недостаточная защищенность инвесторов и партнеров, отсутствие должного информационного обмена, непрозрачность некоторых сфер бизнеса.

В прошлом году в Омске мы наметили некоторые подходы к их решению: повышение транспарентности взаимного участия в конкурсных процедурах и госзакупках, улучшение информационного обмена в интересах экономического взаимодействия, унификация процедур подтверждения происхождения (локализации) продукции, создание рабочей группы по разработке взаимо­связанной долгосрочной стратегии развития ТЭК России и Казахстана, разработка программы межрегионального приграничного туризма… Работы еще много.

 

Российско-Казахстанский деловой совет начал работу в 2006 г. В сентябре 2015 г. после XII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств его деятельности придан больший импульс. Кураторами совета стали представители ТПП РФ и члены Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Совет создан с целью развития межрегионального сотрудничества России и Казахстана в торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической, энергетической, транспортной, агропромышленной и других областях, представляющих общий интерес для деловых кругов двух стран.

Традиционно ежегодные заседания РКДС проходят в рамках Форумов приграничного сотрудничества России и Казахстана, в которых принимают участие президенты двух стран.

 

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик