Гость редакции / РЭЭ № 2, 2021
Мировая климатическая повестка и ТЭК России: от протекционизма к сотрудничеству
В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал Алексей Иванович Кулапин: “Противодействие изменениям климата входит в число важнейших глобальных задач, решением которой сегодня озадачены все страны. Для борьбы с этими неблагоприятными последствиями и для сокращения мировых выбросов парниковых газов в 2016 г. 197 государств, в том числе Российская Федерация, подписали Парижское соглашение по климату.”
В 2019 г. наша страна приняла Парижское соглашение, тем самым заявив мировому сообществу серьезность своих намерений и готовность сотрудничать с другими государствами при условии соблюдения своих национальных интересов.
Задача по противодействию изменениям климата, а также связанные с ее решением потенциальные риски и возможности для страны закреплены в стратегических документах страны: Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. Кроме того, в целях реализации Парижского соглашения в ноябре 2020 г. Президентом РФ был подписан Указ о сокращении выбросов парниковых газов в России.
Сегодня один из ключевых рисков от реализации Парижского соглашения связан с трансформацией мировых энергетических рынков. Национальная экономика зависит от них. Многие страны, являющиеся экономическими партнерами России, берут на себя обязательства по переходу к углеродной нейтральности с нулевой эмиссией выбросов парниковых газов. Так, в соответствии с долгосрочной стратегической концепцией Европейского союза (ЕС) выйти на нулевое сальдо выбросов СО2 планируется до 2050 г.
Достижение этой цели призван обеспечить представленный Европейской комиссией в 2019 г. проект Green Deal («Зеленая сделка»), предполагающий введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР) путем взимания углеродного налога на товары, импортируемые в ЕС из других стран. Концепция механизма была одобрена Европейским парламентом в марте 2021 г.
Парижским соглашением предусмотрены нерыночные подходы для оказания содействия государствам в осуществлении их национальных вкладов в сокращение выбросов парниковых газов. Однако, по оценкам экспертов, это может противоречить отдельным принципам Всемирной торговой организации и положениям Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Вместе с тем положения о ТУР войдут в Европейский закон о климате. Его принятие ожидается летом 2021 г. Полномасштабное введение может быть осуществлено с 2022 г. с поэтапным расширением секторов, на которые будет распространен механизм.
И хотя параметры ТУР еще не до конца определены, уже сегодня можно прогнозировать эффекты такого регулирования для ЕС и его стран-партнеров.
Европейской экономике введение ТУР позволит не только обеспечить углеродную нейтральность, но и поддержать свою конкурентоспособность. Средства, полученные от работы механизма, будут использованы для дополнительного стимулирования и поддержки низкоуглеродных технологий в период выхода из рецессии, связанной с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По оценкам Европейской комиссии, годовой бюджет ТУР в 2021–2027 гг. может составить от 5 до 14 млрд евро, что позволяет говорить о его протекционистской природе.
Россия является давним партнером ЕС. Наибольшую часть российского экспорта составляют углеродоемкие товары: нефть, природный газ, продукция нефтехимии, уголь, цветные металлы и изделия из них, минеральные удобрения. Введение ТУР повлечет за собой повышение их стоимости, что, в свою очередь, может привести к обострению конкурентной борьбы на европейских рынках.
Для российского топливно-энергетического комплекса негативный эффект от введения ТУР оценивается в размере от 2 до 5 млрд евро в год (2,8 трлн руб. за период с 2023 по 2030 г. в базовом сценарии). При этом большая часть нагрузки придется на газовые и угольные компании.
Величина дополнительной финансовой нагрузки на российские компании ТЭК определяется в среднем более высокой углеродоемкостью отечественной продукции в сравнении с европейскими аналогами, а также невозможностью перенаправления многих категорий продукции на экспорт в другие страны.
Однако риски распространения платы за выбросы на добывающий сектор оцениваются экспертами как довольно низкие, поскольку налогообложение нефти и газа не способствует устранению «утечек углерода» и только повышает цены на топливо и электроэнергию в ЕС. Этого стремятся избежать европейские регуляторы.
Ключевые риски для российских экспортеров, которые наряду с самим фактом введения ТУР могут ослабить их конкурентоспособность на европейских рынках, связаны с отсутствием на сегодняшний день в России какой-либо системы учета «углеродного следа». Европейские регуляторы используют этот фактор и оценивают углеродоемкость российской продукции «по верхней планке».
Нивелировать эти риски позволят разработка и развитие российских систем мониторинга выбросов парниковых газов при обязательном условии их гармонизации с мировыми стандартами. В частности, важно принять отраслевые методики оценки углеродоемкости экспортно ориентированной продукции. Для решения этой задачи Минэнерго России уже разработана методика распределения электроэнергии из энергосистемы от ее поставщиков (производителей). Она позволяет подсчитать косвенные выбросы парниковых газов хозяйствующих субъектов.
Еще одним из механизмов, способных нивелировать для России риски ТУР, может стать введение в оборот сертификатов происхождения электрической энергии. Для потребителей электрической энергии такие сертификаты очень важны. Они являются свидетельством снижения «углеродного следа» при производстве конечной продукции. Для собственников генерации, функционирующей на основе использования низкоуглеродных источников энергии, они станут дополнительным источником привлечения инвестиций. Соответствующий проект федерального закона о введении низкоуглеродных сертификатов уже разработан Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России и внесен в Правительство РФ.
По расчетам Минэнерго России, в части «косвенных» выбросов годовой объем потребления электрической энергии экспортно ориентированными энергоемкими предприятиями составляет 237 млрд кВт•ч в год. При этом по итогам 2020 г. объем электрической энергии, производимой на низкоуглеродных генерирующих объектах, составляет 426 млрд кВт•ч в год, из которых 3 млрд кВт•ч в год приходится на возобновляемые источники энергии (ВИЭ: солнечные и ветряные электростанции), 216 млрд кВт•ч в год – на атомные электростанции и 207 млрд кВт•ч в год – на большие гидроэлектростанции. В этой связи важно, чтобы система низкоуглеродных сертификатов распространялась не только на ВИЭ, но и на атомную и гидроэнергетику, которые также являются безуглеродными.
Реализация данных направлений целесообразна в связке с другими мерами государственной политики России по противодействию изменениям климата и охране окружающей среды, которые уже реализуются во всех отраслях ТЭК.
В рамках общеотраслевых мер ведутся развитие инновационных технологий, цифровая трансформация и внедрение в отраслях ТЭК принципов наилучших доступных технологий.
Организации нефтегазового сектора уже планируют свою будущую деятельность с поправкой на изменение климата. В целом по отрасли заявленные цели компаний подразумевают снижение выбросов парниковых газов на 17 % к 2035 г. и на 35 % – к 2050 г. в сравнении с 2019 г.
В нефтяной отрасли осуществляется стимулирование компаний к повышению коэффициента полезного использования попутного нефтяного газа при добыче углеводородов. Модернизация установок на нефтеперерабатывающих заводах позволит выпускать топливо высшего экологического класса.
Для стимулирования использования природного газа как наиболее «чистого» углеводородного топлива ведется расширение его использования внутри страны путем развития газификации регионов Российской Федерации и рынка газомоторного топлива. Для диверсификации поставок газа на экспорт реализуются масштабные проекты по строительству инфраструктуры в восточном и западном направлениях, развивается рынок сжиженного природного газа.
В электроэнергетике в 2019 г. введена обязательная отчетность по выбросам парниковых газов для субъектов электроэнергии с суммарной мощностью генерации выше 500 кВт, реализуется стимулирование тепловой экономичности и сокращения удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии.
Снижение эмиссии CO2 требует масштабных долгосрочных инвестиционных вложений, для привлечения которых в сферу электроэнергетики реализуются программы модернизации тепловых электростанций (КОММод) и неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе путем использования ВИЭ.
Благодаря реализации программы строительства объектов генерации на основе ВИЭ по договорам поставки мощности на оптовом рынке на сегодняшний день возобновляемая энергетика сформировалась в России как отрасль ТЭК. В 2020 г. объем ввода в эксплуатацию новой мощности ВИЭ впервые превысил объем ввода объектов традиционной генерации.
Однако строительство новой мощности – не ключевое достижение российской отрасли ВИЭ. На сегодняшний день высокий уровень ее технологического развития позволяет не только вводить новые объекты в эксплуатацию, но и обеспечивать экспорт отечественной продукции. Для дальнейшего развития потенциала отрасли в 2020 г. установлены новые целевые показатели локализации на территории России производства оборудования для установок ВИЭ и его экспорта.
Наряду с развитием ВИЭ в масштабе крупных электростанций реализуются меры их поддержки на розничных рынках электрической энергии и мощности и микрогенерации до 15 кВт для энергоснабжения частных домохозяйств.
Одним из наиболее перспективных направлений в рамках перехода к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов является развитие водородной энергетики. В 2020 г. на уровне Правительства РФ была принята соответствующая дорожная карта, направленная на увеличение производства и расширение сферы применения водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Реализация этой задачи позволит обеспечить вхождение России в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода. Информационно-аналитическое сопровождение реализации дорожной карты будет обеспечиваться Российским энергетическим агентством Минэнерго России.
Комплексная реализация перечисленных направлений на государственном и корпоративном уровнях позволит российскому ТЭК внести свой вклад в снижение выбросов парниковых газов, улучшить экологическую ситуацию в его отраслях и снизить негативные последствия введения ТУР в ЕС для российских экспортеров.
Однако наиболее важный пласт работы в этой области – впереди. Для обеспечения сопоставимости российского и международного учета эмиссии парниковых газов, разработки отечественной системы оценки углеродоемкости продукции, обеспечения ее признания за рубежом и в целом достижения имиджа климатически ответственного государства необходимо усиление переговорной позиции России на мировом уровне. Освещение усилий нашей страны по противодействию изменениям климата и поиск возможностей для продвижения отечественных климатических инициатив, отвечающих национальным интересам, позволят сохранить конкурентоспособность российского ТЭК и расширить каналы экспорта российских низкоуглеродных технологий на зарубежные рынки.