Комитет Госдумы по энергетике подвел итоги работы в весеннюю сессию.

Отчет и план работы на осень утвердили  на заседании Комитета 19 июля 2023 г.

В весеннюю сессию Государственной Думы были приняты три федеральных закона, ответственным за которые был Комитет по энергетике,  еще три могут быть приняты в ходе оставшихся до конца сессии пленарных заседаний.

В качестве комитета-соисполнителя в течение отчетного периода было подготовлено 21 заключение на проекты федеральных законов. Один из них –  законопроект  № 358146-8 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «дальневосточному» маршруту». Документ  подготовлен в рамках реализации положений Соглашения, подписанного 31 января 2023 г. в г. Москве и г. Пекине  и определяющего основные условия сотрудничества в части поставок природного газа из России в Китай по «дальневосточному» маршруту, включая трансграничный участок газопровода через реку Уссури (Усулицзян) в районе  г. Дальнереченска и г. Хулинь.

Как пояснил председатель Комитета Павел Завальный,  с учетом текущей геополитической ситуации России требуется ускоренное наращивание экспортного потенциала, в том числе,  за счет диверсификации экспортных поставок природного газа. Китай играет в этом процессе ключевую роль. «Дальневосточный» маршрут увеличит объем поставок российского газа в Китай на 10 млрд. куб. м., общий их объем достигнет 48 млрд. куб. м в год. «Сегодня отношения между Россией и Китаем находятся на очень высоком уровне взаимного доверия и партнерства, и отношения в газовой сфере – важная часть этого партнерства. Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией является важным фактором мировой энергетической безопасности, устойчивого развития мирового рынка энергоресурсов и достижения климатических целей. Ратификация  Соглашения будет способствовать  реализации этих задач», заявил Павел Завальный.

В качестве соисполнителя Комитет готовил заключения на законопроекты, вносящие изменения в Налоговый кодекс, направленные на развитие водородной отрасли и нефтегазохимии.  Проект федерального закона № 343050-8 «О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает установление НДПИ на добычу  газа на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и Гыданский, используемых исключительно для производства аммиака и водорода, в размере 0 рублей, а также предоставление возможности установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, ведущих эту деятельность, на уровне регионального законодательства.

Водородным технологиям отводится особая роль в низкоуглеродном развитии. Сегодня 75% всего производимого в мире водорода  обеспечивается природным газом. Такой «голубой» водород является перспективным коммерческим продуктом, важно поддержать его производство с тем, чтобы Россия смогла занять выгодные позиции на формирующемся мировом рынке энергетического водорода. Производство аммиака является альтернативным способом монетизации газа по отношению к производству СПГ, оно технологически доступно и полностью вписывается  в стратегию развития водородной энергетики.

Проект федерального закона № 343052-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о налогообложении акцизами синтетического каучука) предоставляет право производителям синтетического каучука заключать соглашение с Минэнерго России сроком до 10 лет для использования особого порядка налогообложения. Как отметил председатель комитета Павел  Завальный, комментируя заключение комитета, Россия является одним из крупнейших производителей синтетического каучука в мире. В связи с санкциями со стороны Евросоюза на поставки синтетического каучука, необходимо наращивать экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, учитывая рост спроса со стороны Индии и Китая. При  этом, по данным Росстата, производство синтетических каучуков в стране в 2022 году снизилось на 12% по сравнению с 2021 годом. Данное снижение потенциально создает угрозы ряду отраслей: автомобильной, авиационной, медицинской и другим, включая производство продукции военного назначения. Предлагаемые меры поддержки направлены на стимулирование нефтехимической отрасли для повышения ее надежности и качества жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

Отдельно  в качестве важного итога сессии председатель Комитета по энергетике отметил закон, повышающий безопасность эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и контроль над ним. Работа над законопроектом № 337041-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» шла в течение пяти лет.  «Принятый закон вернул государственное регулирование, системный и ответственный подход за содержанием и обслуживанием газового оборудования в многоквартирных домах, с привлечением лицензируемых и  профессиональных организаций, а также определяет более четкий и жесткий контроль над состоянием газового оборудования и систем вентиляции в МКД. Закон должен вступить в силу с 1 сентября этого года, а значит, уже  в ближайшей перспективе количество аварий и гибели людей, связанных с использованием бытового газа в многоквартирных домах,  снизится», полагает Павел Завальный.

В плане работы на осень – 7 законопроектов, в том числе, проект федерального закона № 362749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации), уже принятый в первом чтении.

Механизм «дальневосточной надбавки» был веден  в декабре  2016 года со сроком действия – с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. Суть его  в снижении размера розничных цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) для потребителей Дальневосточного Федерального округа, для которых цены на электрическую энергию превышают установленные базовые уровни, за счет увеличения оптовых цен на территориях первой и второй ценовых зон Оптового рынка электроэнергии за счет применения надбавки к цене на мощность, поставляемую ПАО «Русгидро» потребителями первой и второй ценовых зон оптового рынка электроэнергии. Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 480-ФЗ механизм «дальневосточной надбавки» был продлен до 1 января 2028 года. При этом были закреплены требования по поэтапному сокращению его применения в отношении бюджетных организаций и организаций ЖКХ – до 1 января 2027 года; для организаций в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, и организаций ТЭК – до 1 января 2025 года.

 Проектом предлагается нераспространение требований по поэтапному сокращению применения механизма выравнивания тарифов, и продление его применения до 1 января 2028 года  для организаций, инвестиционные проекты которых включены до 29 декабря 2020 года в утвержденный Правительством РФ перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ДФО, вне зависимости от их отраслевой принадлежности.  Как пояснила заместитель председателя комитета Наталья Назарова, проектируемый механизм в незначительной степени повлияет на величину «дальневосточной надбавки». По оценкам Минэнерго России, общее увеличение «дальневосточной надбавки» составит не более 10%.

В ходе сессии в Государственной Думе прошел Правительственный час на  тему «О реализации приоритетных проектов развития энергетики» с участием Министра энергетики Николая Шульгинова. ТЭК, выступая и опорой, и локомотивом российской экономики, показывает устойчивость работы даже в условиях жесточайшего давления и ограничений на рынках. Доля ТЭК в ВВП по итогам 2022 года составила 27,1%, а доля нефтегазовых доходов в бюджете – 41,7%.  Реализация приоритетных проектов в ТЭК – важная составляющая  достижения целей национального развития, определенных Президентом.

 Государственная Дума утвердила Постановление по итогам правительственного часа.  В рамках контроля над его реализацией  предлагается провести в период осенней сессии 2023 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике и Комитета Государственной Думы по контролю.

За отчетный период проведено 23 заседания Комитета, на которых рассмотрено 92 вопроса. 6 заседаний прошли в расширенном формате с выступлениями представителей федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. В плане на осень – также 6 таких мероприятий, в том числе – обсуждение  проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и проектов федеральных законов, вносимых одновременно с ним.

 В ходе весенней сессии проведено  10 круглых столов комитета, в том числе, 2 выездных. Мероприятие в Якутске было посвящено законодательному обеспечению развития распределенной энергетики в изолированных и труднодоступных территориях. Площадкой для обсуждения была выбрана именно Республика Саха (Якутия), где развитие энергетики в децентрализованной зоне энергоснабжения в силу значительных расстояний между населенными пунктами, географических и климатических особенностей идет по особому пути. В границах России расположено большое количество изолированных и труднодоступных территорий, не охваченных централизованным электроснабжением. Большая их часть приходится на территорию Арктики, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Энергетический комплекс  там характеризуется слабым уровнем развития инфраструктуры; большим износом основных фондов; высоким уровнем перекрестного субсидирования. Распределённая генерация обеспечивает  малые сроки ввода и окупаемости мощностей, более гибко реагирует на спрос, чувствительна к появлению новых технологий, поэтому имеет большой  потенциал для обеспечения энергоснабжения таких территорий,  снижения стоимости электроэнергии и объема перекрестного субсидирования.

В Буденновске,  где находятся крупные мощности нефтехимии, парламентарии, представители органов исполнительной власти и нефтегазовых компаний обсудили законодательное  регулирование нефтегазохимической  отрасли, инвестиционные планы и приоритеты технологического развития. Тема имеет большое значение: Россия обладает крупнейшими в мире запасами газа, одними из крупнейших – нефти, и для их эффективной монетизации должна занять достойное место на мировом рынке нефтегазохимии. Основу проактивной позиции государства для увеличения доли нефтегазохимического комплекса в ВВП должны составить комплексные  меры стимулирования, как самих  производств, так и внутреннего спроса. По мнению курирующего тему члена комитета Юрия Станкевича, увеличение выпуска нефтегазохимической продукции  позволит удовлетворить масштабные возрастающие потребности многих отраслей российской экономики: авиации, судостроения, медицины, строительства и ЖКХ, транспорта, связи, сельского хозяйства и др.

В плане на осеннюю сессию – 4 экспертных мероприятия. Тема формирования топливно-энергетических балансов России и регионов, которой в июне было посвящено расширенное заседание Комитета по энергетике, станет предметом обсуждения запланированных на ноябрь парламентских слушаний.

В рамках весенней сессии  состоялся визит делегации Государственной Думы в Республику Беларусь. В ходе визита состоялись  рабочие встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Беларусь Борисом Грызловым, министром энергетики Республики Беларусь Виктором Каранкевичем, депутатами Комиссии Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по энергетике и транспорту. На Белорусской АЭС прошло выездное совещание депутатов Государственной Думы с участием руководства БелАЭС, представителей Минэнерго, Госатомнадзора, белорусских парламентариев, представителей ГК «Росатом» и НО «РАО» по вопросам российско-белорусского сотрудничества при строительстве и эксплуатации атомной электростанции на территории Республики Беларусь. Участники всех мероприятий неоднократно подчеркивали, что сотрудничество России и Беларуси в экономике и энергетике носит стратегический характер и планомерно расширяется по всем направлениям. Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный  отметил, что в условиях глобального противостояния, развязанного коллективным Западом, взаимовыгодное и уважительное партнерство между дружественными странами особенно важно и ценно.

         В ходе всей весенней сессии активно работали 19 секций Экспертного совета и 7 рабочих групп Комитета.

С полным отчетом и планом работы Комитета можно ознакомиться на его сайте: http://komitet-energo.duma.gov.ru/

На 27 июля 2023 года запланирована пресс-конференция председателя Комитета по энергетике Павла Завального в МИА «Россия сегодня». https://pressria.ru/20230727/955107912.html

Аккредитация – на сайте МИА.  По всем вопросам обращайтесь accreditation@ria.ru