Гость редакции / РЭЭ № 2, 2022
Арктика – это возможность испытать себя и достичь результата вопреки
В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал президент АО «Ямалдорстрой», «Человек года – 2021» М.А. Гайнутдинов.
– Марс Ахметович, прежде всего поздравляем вас с вручением премии «Человек года – 2021». Как узнали о столь значимом событии? Какие чувства испытали?
– Узнал о присуждении мне премии «Человек года – 2021» от своих коллег и близких людей, когда начал получать от них поздравления с ссылкой на информацию в СМИ, которая быстро распространилась в моем кругу общения. Главное чувство, которое я испытал в тот момент, – это огромное удовлетворение от проделанной мной и моей командой работы по выполнению государственно значимых задач в топливно-энергетическом развитии страны. Было очень приятно, что нашей работе дана такая высокая оценка.
– Вы во второй раз получаете премию «Человек года» «За весомый вклад в развитие национальных проектов на объектах нефтегазовой отрасли и благотворительную деятельность». Расскажите, пожалуйста, какие проекты реализует сейчас возглавляемая вами компания «Ямалдорстрой»? Насколько значимы эти проекты для развития нефтегазовой отрасли страны?
– Наша компания участвует в реализации таких значимых инициатив, как:
– проект ПАО «Роснефть» «Восток Ойл» на полуострове Таймыр;
– строительство магистрального нефтепровода Ванкор – бухта Север (Диксон);
– инженерная подготовка и строительство сооружений на Иркинском и Паяхском нефтяных месторождениях;
– инженерная подготовка нефтяных месторождений Майского нефтеносного региона ХМАО по заказам ООО «Юганскнефтегаз»;
– инженерная подготовка и строительство внутрипромысловых нефтепроводов на Куюмбинском нефтяном месторождении в Эвенкийском районе Красноярского края;
– инженерная подготовка, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в НАО: на месторождениях Требса и Титова, заказчик ООО «Башнефть» и «РН-Бурение»; на нефтяном месторождении Центрально-Хорейверского поднятия, заказчик ООО «Зарубежнефть»; на Наульском, Лабаганском и Западно-Баганском н/м, заказчик ООО «РН-Северная нефть»;
– инженерная подготовка на шельфе Баренцева моря Мадачагского нефтяного рождения, заказчик ООО «РН-ШельфАрктика», и множество других не менее значимых и ответственных проектов.
– Не секрет, что главная проблема на Северах – транспортная. Как удается ее решать? В чем специфика дорожно-строительных работ на Севере, в Арктике?
– Транспортная проблема в условиях Крайнего Севера является основной, значительно ограничивающей освоение этого региона. К местам проведения работ невозможно подвести круглогодичные подъездные дороги. В результате доставка всех грузов, как правило, производится зимой по автозимникам, а летом – вертолетным транспортом, на что значительно влияют погодные условия.
В наших логистических схемах мы используем доставку грузов морем по Северному морскому пути и баржами по речным артериям в летний период.
Специфика дорожно-строительных работ в Арктике заключается в том, что все основные работы выполняются в зимний период с использованием автозимников. Соответственно, это сложнейшие условия работы: крайне низкая температура, полярная ночь, затяжные метели. Летом работы крайне ограничены, в виду сплошной заболоченности тундры. В результате за короткий период (4–5 месяцев) необходимо выполнить огромный объем работ с привлечением максимального количества людских и технических ресурсов.
– Эксперты отмечают особое отношение возглавляемой вами компании к вопросам экологии при строительстве дорог. Насколько важны эти вопросы? Можно ли строить дороги, новые предприятия, осваивать нефтегазовые районы с минимальным ущербом для природы?
– Вопросы экологической безопасности являются приоритетными в нашей работе. Природный мир Крайнего Севера очень уязвим к внешнему воздействию, и на его восстановление по причине короткого лета требуются десятилетия.
В положениях, действующих в компании, предусмотрены строгие ограничительные правила, исключающие негативное воздействие на природу: применение гидроизоляционных материалов; утилизация отходов производственной и бытовой деятельности; запрет на ловлю рыбы, охоту, сбор ягод и грибов; исключение какой-либо деятельности за пределами землеотвода строительства объекта; применение химически нейтральных строительных материалов; немедленная рекультивация нарушенных земель и многое другое.
– Марс Ахметович, вы член Попечительского совета РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, член Попечительского совета «ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта… Наука, спорт, благотворительность… Когда на все находите время?
– Время – мой самый ценный ресурс. Поэтому тщательное планирование своей деятельности – одно из условий успеха.
Очень важно, в данном случае, делегировать свои полномочия по различным направлениям деятельности, с сохранением строгого исполнительного контроля. И, конечно, выстраивать эффективную систему управления в работе своей команды.
– Получая награду, вы сказали: «Эта награда не только моя, а всей нашей команды. Всех тех сотрудников, которые работают сегодня, не покладая рук, на Крайнем Севере»… Расскажите, пожалуйста, о своей команде. И о том, что значит лично для вас понятие «команда».
– Наша команда – это высококвалифицированный коллектив единомышленников, сплоченный общей целью, прошедший суровые условия Крайнего Севера. В этом году компании исполняется 15 лет, и у нас очень много сотрудников с аналогичным стажем, не имеющих желания поменять место работы.
Мы очень много внимания уделяем всестороннему обеспечению людей, привлекаемых к работе на Севере. Все наши сотрудники трудоустроены по принципу «Все включено»: питание, проживание, банно-прачечные услуги, спецодежда, оплата билетов, обучение – все расходы берет на себя наша компания. Мы создаем все условия, чтобы люди работали максимально комфортно.
– Вы уже много лет работаете на Крайнем Севере. Что значит для вас Арктика? Чем привлекателен Север?
– Арктика – это возможность испытать себя, повысить свою самооценку, приобрести жизненную закалку в суровых условиях Севера и достичь результата вопреки. Север привлекает безграничным простором, уникальной первозданной природой и, конечно, мужественными и сильными людьми, которые готовы его покорить.