Ответственное и нелёгкое дело – обеспечить Арктику теплом. Зимы в Верхоянье суровые. Здесь по два, а то и по три месяца держатся морозы ниже 50 градусов. Нагрузка на тепло- и энерго-обеспечивающие предприятия большая, специалисты работают круглосуточно и круглогодично, чтобы у людей были тепло и свет. О нюансах работы в суровых условиях «Якутия Daily» рассказал Пётр Стручков, главный энергетик Верхоянского филиала ЖКХ.
Петр Стручков по образованию инженер-строитель. В начале своей профессиональной деятельности проработал по линии строительства в «Сахаэнерго» семь лет, в последние шесть лет работает в сфере ЖКХ. Таким образом, он не понаслышке знает изнанку деятельности жизнеобеспечивающих отраслей в северном улусе.
– В районе 25 котельных, и мы отвечаем за их исправную работу, – говорит Петр Стручков. – В каждой котельной в среднем по 4 котла, в котле – по два электродвигателя, циркуляционные, подпиточные, перекачивающие насосы, более 300 электродвигателей разных мощностей – все это должно работать стабильно, бесперебойно. В мои обязанности входят ремонт, модернизация, контроль за потреблением и подачей электричества, обеспечение работы резервных источников питания.
Отопительный сезон здесь начинается 28 августа и заканчивается в конце мая. Самым холодным месяцем в году считается январь, однако раз на раз не приходится, погоду не предугадаешь. Например, в этом году было очень холодно, температура ниже 50 С держалась почти весь февраль. Заканчивается зима – начинаются ремонт, подготовка к следующему сезону, так что расслабляться никогда нельзя.
«Север диктует свои условия», – говорит главный энергетик.
Готовь сани летом
В Верхоянье расстояния между наслегами огромные. Самое отдаленное село Сартан расположено в 454 километрах от районного центра. Поэтому очень большая, значительная часть работы ЖКХ приходится на то, чтобы успеть завезти необходимый запас топлива, запчастей по зимнику. А чтобы все правильно рассчитать, нужно держать руку на пульсе – знать все слабые места котельных в каждом наслеге.
Многое зависит от качества угля. Уголь доставляется в Батагай из двух угольных разрезов – Джебарики-Хая и Зырянки. Годовой запас до марта формируется там. И до того как доедет до Батагая, топливо претерпевает многочисленные перетарки, в уголь попадает земля. А из-за плохого качества угля происходит перерасход топлива – и это тоже нужно учитывать.
Прошлым летом в Верхоянском районе было наводнение вследствие сильных дождей. Все это также влияет на качество топлива – мокрый уголь, не успев просохнуть, прессуется и замерзает зимой до состояния камня. А завоз из-за неразвитой инфраструктуры весьма сложен.
Модернизация и автоматизация
В районе строятся новые котельные, максимально механизируются, чтобы облегчить человеческий труд.
– Внедряем автоматизацию потихоньку везде, – рассказывает энергетик. – В насосах регулировку напора каждый год улучшаем. Автоматика в первую очередь экономит электроэнергию, защищает от перенапряжения электродвигатель. В автоматизированных котельных уголь загружает колесный погрузчик, вместо тележки есть скифовый подъемник, который в бадье поднимает уголь и сам закидывает в печь. Топливо падает в бункер, где есть шурующая планка, которая имеет функцию перемешивания, затем происходит шлакоудаление буксирующим контейнером.
Специалисты не сидят в конторе, их работа – следить за всем этим хозяйством на местах. Поэтому инженеры часто ездят в командировки по наслегам, особенно к концу сезона до закрытия зимника. Каждый специалист изучает, что требует ремонта, выясняет, как облегчить труд. Свои предложения отправляют затем в головной офис.
С открытием каждой котельной в комплекте выделяются трактор и водовозка. Кочегары, сварщик, электрик, тракторист, водитель водовозки – это новые рабочие места, так необходимые на селе.
Нелёгкий труд
У кочегаров вредные условия труда – горячие испарения, постоянный шум, поэтому очень важно соблюдать технику безопасности. Вновь принятый на работу кочегар приступает к смене с опытными работниками, проходит инструктаж по технике безопасности. Не все выдерживают такой тяжкий труд.
– В начале, при подключении к центральному отоплению, нас все благодарят, радуются, – говорит Петр Егорович. – Но люди быстро привыкают к хорошему, потом уже начинаются жалобы, претензии. В диспетчерскую службу поступает вся информация, если где-то есть поломка. И в наше время социальные сети срабатывают, как датчик работы ЖКХ– если где-то упала температура, об этом сразу узнают все.
Спасли село
Несмотря на наличие запасов, просчеты все-таки случаются – такова жизнь. Так, одно из происшествий случилось в декабре 2021-го года.
– Произошло это аккурат 31 декабря, на Новый год, – рассказывает Петр Стурчков. — В Сартане сломался трактор МТЗ из-за того, что грузил мерзлый уголь. Мастер сартанского участка вышел на связь и попросил помощи. Зимняя дорога на тот момент была еще не открыта. Быстро посовещавшись с коллегами, приняли решение выезжать. Это был самый пик морозов – предупредили Сартан, что выехали на легковушке. В ответ мастер говорит: «Что вы сможете сделать без трактора?»
Дороги-то нет, никто не рискнет на тракторе ехать, дорога по реке. Я тогда был исполняющим обязанности руководителя филиала, мы втроем с инженером ПТО Александром Рожиным, водителем Леонидом Замираловым выехали прямо в ночь. Домашние наши остались в легком шоке – новогодняя ночь ведь, но что делать, такова работа. По приезду осмотрели, оценили уголь и с местной администрацией устроили собрание. Нужно было что-то срочно решать и придумали: обычными перфораторами расковыряли смерзшийся уголь. С каждой организации мобилизовали по два-три человека, сформировали бригады по 4 человека. Каждая бригада работала сутки через трое. Так, вручную откапывали уголь. В таком режиме работали до тех пор, пока не завезли хороший уголь – примерно неделю.
Напряжение было сильным, проблема усугублялась еще тем, что был ковид. В наслеги было запрещено ездить. На экстренных собраниях в администрации кто-то стоял в коридоре, кто-то разговаривал через дверь. Жена мастера, у которого мы остановились, готовила еду и пряталась, соблюдая санитарные нормы.
Через неделю команду ЖКХ сменили главный инженер, водитель главного инженера. Так, сменяя друг друга, дежурили, пока ситуация не стабилизировалась. А это произошло не сразу – пока нашли новую запчасть для трактора (сломался передний мост), пока отремонтировали. Чтобы предотвратить в дальнейшем такую ситуацию, наняли в этом году в Сартане частника с хорошей надежной техникой.
Сложная, но любимая
У Петра Егоровича, работающего непосредственно на селе, есть свое видение решения имеющихся проблем. Например, тот же угольный шлак использовать для строительства дороги до Табалаха, Сартана. Местное население применяет его как отсыпку – он твердый, не представляет угрозы для экологии. По сельскому хозяйству Петр Стручков считает целесообразным все имеющиеся выплаты объединить в одну – за сданное молоко, чтобы стимулировать людей. И такие проблемы, как устройство угодий, постройка изгороди, люди будут решать сами, считает он.
– Хоть и сложно работать в условиях Арктики, но очень интересно. Я люблю свою работу, у нас отличный коллектив. Руководство поддерживает, обеспечивает всем необходимым – начиная от спецодежды, заканчивая оборудованием. В нашем филиале постоянно работают 325 человек, зимой берем договорников.
Моя малая родина богата дичью, охота на Севере самая лучшая. Не хочу никуда уезжать в поисках более легкой жизни или работы, – говорит профессионал.