«Газпром нефть»: цифровые двойники – шаг к новой бизнес-модели

Повсеместное использование цифровых двойников уже через 5–10 лет может привести к значительному изменению бизнес-процессов в нефтегазовой отрасли и рождению новой бизнес-модели. Об этом рассказал начальник департамента программ повышения эффективности бизнеса блока разведки и добычи «Газпром нефти» Александр Ситников, выступая на панельной сессии «Цифровые двойники в промышленности: опыт, ожидания, перспективы», прошедшей в рамках Промышленно-энергетического форума TNF-2023.

По словам Александра Ситникова, сейчас специалисты компании изучают вопрос создания по-настоящему распределенной операционной модели.
«У нашей компании 15 добывающих предприятий, в том числе за рубежом. Цифровые двойники и в целом цифровая платформа – это, по сути, возможность переиспользования цепочки создания ценности, которая работает на одном из активов, на других предприятиях», – отметил Ситников, добавив, что этот инструмент позволит любую задачу, которая может быть поставлена в периметре компании, решить распределенно, благодаря единой платформе и привлечению компетентных инженеров.

С цифровыми двойниками связано и развитие экосистемы для работы с партнерами, подчеркнул специалист.
«При бурении скважины мы вовлекаем в цифровой двойник этого процесса всех подрядчиков, которые в нем участвуют. И увидели огромную синергию – такая вовлеченность рождает новые возможности и идеи, которые могут вывести процесс на новый уровень эффективности», – привел пример Ситников.
В перспективе подобная модель может преобразоваться в основанную на бизнес-ландшафте и привести к своего рода облачной нефтяной компании. Последней будет по силам решать любую задачу распределенно с участием партнеров, подытожил эксперт.

В дискуссии также участвовала директор по цифровой трансформации блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Нина Сухова. Во время своего выступления, она провела параллели между цифровыми двойниками производства и автопилотом в самолете. «Во время совершения полета воздушным судном управляет автопилот, но при возникновении критических внештатных ситуаций управление самолетом берет на себя пилот: принимает ключевые решения и несет ответственность», – рассказала Сухова.

Размышляя о востребованности цифровых двойников, она напомнила о запросах рынка.
«Что касается развития самих решений по цифровым двойникам, есть тренд на то, чтобы они работали не только в рекомендательном режиме – подсказчика – как сейчас, а автономном. Это то, к чему надо стремиться», – резюмировала Сухова.

пресс-служба компании «Газпром нефть»