«Арктика – геостратегическая территория, имеющая особое значение для устойчивого развития России и ее безопасности. Наши национальные интересы закреплены в Основах государственной политики в Арктике. Среди них – обеспечение суверенитета страны, сохранение Арктики как территории мира и взаимовыгодного партнерства, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния граждан, развитие Арктики в качестве стратегически-ресурсной базы, развитие Северного морского пути, охрана окружающей среды», – отметила, открывая заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики его председатель, вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова.
С докладом о комплексном развитии Арктической зоны РФ перед участниками Совета выступил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков. По словам министра, механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктике уже позволили привлечь 1,6 трлн рублей инвестиций в 673 проекта, которые формируют новую экономику региона. На новых арктических предприятиях создается около 38 тысяч новых рабочих мест, из которых 12 тысяч уже созданы.
Арктическим инвесторам доступен широкий круг налоговых льгот и преференций. Субсидируется строительство инфраструктуры для промплощадок. Действуют территории опережающего развития «Столица Арктики» и «Чукотка». Минвостокразвития России совместно с ВЭБ.РФ реализуется программа льготного кредитования – этим инструментом господдержки воспользовались инвесторы, реализующие проекты более чем на 650 млрд рублей.
Особое внимание в ходе заседания совета было уделено вопросам развития Северного морского пути. Согласно утвержденному Правительством России Плану развития СМП инвестиции в развитие этого стратегического транспортно-логистического коридора и сопутствующей инфраструктуры составят около 1,8 триллиона рублей до 2035 года. Вложения государства защищены юридически обязывающими соглашениями между компаниями, реализующими крупнейшие проекты в Арктике.
Как сообщил Алексей Чекунков, в 2023 году будут продолжены субсидируемые каботажные рейсы по Северному морскому пути – запланировано не менее трех рейсов, расширен перечень портов, в которые возможны субсидируемые судозаходы. Планируется использовать каботажную линию для осуществления северного завоза – задействуя дополнительные суда меньших габаритов, расширяя портовую географию.
Для обеспечения бесперебойного снабжения районов Крайнего Севера, снижения стоимости и сокращения сроков доставки грузов разработан проект федерального закона «О северном завозе». Документ готовится к рассмотрению Госдумой во втором чтении. Принятие закона позволит создать правовые и организационные основы северного завоза, определить координатора северного завоза на федеральном уровне, внедрить единый механизм планирования северного завоза и единого морского оператора. Для мониторинга доставки грузов создается федеральная государственная информационная система.
Приоритетным направлением работы Правительства России является повышение качества жизни северян – в том числе, путем создания новых объектов социальной инфраструктуры. В прошлом году на регионы Арктической зоны был распространен механизм Президентской единой субсидии. На реализацию новых социально значимых проектов в 2022-2023 гг. уже выделено 6 млрд рублей.
Расширяется практика применения еще одного нового механизма – «Арктической концессии». Реализуются проекты строительства атомной станции малой мощности для минерально-сырьевого центра и инфраструктура для северного завоза на удаленных территориях в Якутии. Строится автодорога для Баимского ГОКа на Чукотке. «В работе еще около двух десятков проектов в шести регионах объемом около 282 млрд рублей. Будет построена спортивная и образовательная инфраструктура, реализована программа модернизации систем городского освещения, обновлена материальная база здравоохранения. На севере появится новая транспортная инфраструктура и объекты ЖКХ», – отметил глава Минвостокразвития России.
По словам Алексея Чекункова, несмотря на недружественную позицию ряда стран реализована программа председательства России в Арктическом совете. Механизм председательства был переориентирован на выполнение внутренней повестки развития регионов Арктической зоны. Ежегодно в десятках мероприятий принимали участие до 30 тысяч человек, в том числе представители КНР, Индии, Монголии, Бразилии, Белоруссии, Казахстана и других стран. «Несмотря на действия недружественных стран, председательство нашей страны позволило сделать для жителей российской Арктики больше, чем это было запланировано изначально. При этом Россия открыта к взаимодействию со странами, которые заинтересованы в развитии Арктики», – подчеркнул министр.
В работе Совета приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко, заместитель директора Дирекции – директор департамента реализации проектов Северного морского пути ГК “Росатом” Максим Кулинко, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова, генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева, представители арктических регионов, профильных ведомств, государственных институтов развития.
В ходе заседания прозвучали ряд новых инициатив, направленных на повышение качества жизни северян. Так, по мнению Галины Кареловой, дополнительным инструментом достижения этой цели могла бы стать программа «Арктический квартал» – по аналогии с программой «Дальневосточный квартал», запущенной в ДФО. «Господдержка застройщиков позволит кратно увеличить объем строительства в Арктике, новое жилье стало бы более доступным для граждан», – отметила она. Также рассматривается возможность распространения на арктические территории программы льготного ипотечного кредитования, которая действует на Дальнем Востоке и доказала свою эффективность. Льготная ипотека не только позволила улучшить жилищные условия более чем 67 тысячам семей, но и стимулировала инвестиции в жилищное строительство. За три года реализации программы объем ввода жилья в Дальневосточном федеральном округе увеличился в 1,6 раза – до 3,8 млн квадратных метров.