Отечественная технология получения реактивного топлива

 

Авиационное топливо занимает в России место одного из самых перспективных и маржинальных нефтепродуктов во всем нефтегазовом секторе. Увеличение объема его выпуска в рамках современных реалий может значительно повлиять как на экономическую, так и на геополитическую ситуацию в РФ.

Освоение арктических территорий  в современном многополярном мире приобретает одно из самых перспективных направлений развития для Российской Федерации. Президент РФ В. В. Путин 26 октября 2020 года подписал указ №645 об утверждении стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Согласно данной стратегии, «Арктическая зона обеспечивает добычу более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти (включая газовый конденсат) в Российской Федерации». По словам экспертов, континентальный шельф РФ в Арктике содержит более 85,1 трлн куб. метров горючего природного газа, а также 17,3 млрд тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы РФ.

На Крайнем Севере дислоцирован стратегический военизированный контингент сухопутных и морских ядерных сил сдерживания в целях недопущения агрессии против РФ и ее союзников.

Столь важные объекты охраны государственного суверенитета должны быть оснащены современными технологиями, а инфраструктура их базирования будет улучшаться. Стратегия развития Арктической зоны подразумевает оснащение Вооруженных сил России в Арктике современными моделями военной и специальной техники и сопутствующим вооружением, разработанными для применения и эксплуатации в суровых условиях Крайнего Севера.

В Арктической зоне, кроме военного контингента, проживает около 2,5 млн граждан РФ и функционирует большое количество предприя­тий горно- и нефтегазопромышленного  сектора.  Для обеспечения всех видов деятельности в данном регионе должным образом необходима бесперебойная транспортная логистика.

Отечественная нефтеперерабатывающая сфера всегда стремилась к получению максимальной прибыли. Реактивное топливо в настоящее время является инструментом для получения этой прибыли ввиду своей экономически выгодной позиции.

На данный момент лидерами по биржевой стоимости среди нефтепродуктов российского рынка являются арктическое дизельное топливо, бензин АИ-95, авиакеросин и зимнее дизельное топливо.

Однако стоит учесть главный фактор: косвенный налог – акциз, для каждого вида топлива, устанавливаемый распоряжением Правительства РФ в индивидуальном порядке. Согласно настоящим акцизным сборам на неф­тепродукты, для реактивного топлива этот акциз на 2022 год составил 2800 руб./т. Этот показатель минимален в сравнении с другими лидирующими нефтепродуктами.

На рисунке 1 показана маржинальность самых массовых нефтепродуктов на российском рынке с учетом вычета акцизных сборов. Лидером графика является авиакеросин.

На сегодняшний день возможность увеличения объема производства реактивного топлива как никогда актуальна. Геополитическая ситуация в мире выстраивается напряженным образом. Процесс перестройки экономики РФ под нужды ведения военной кампании открыл много задач для отечественной нефтепереработки. Президент РФ В. В. Путин указал на необходимость в кратчайшие сроки нарастить объемы и сократить сроки производства предприятиями оборонно-промышленного комплекса, и увеличение выпуска реактивного топ­лива смогло бы стать отличным решением для поставленных задач.

Основная часть. Развитие отечественных производственных возможностей по выпуску реактивного топ­лива невозможно без современных технологий очистки.

Сера является постоянной частью сырой нефти. В сырой нефти сера содержится как в чистом виде, так и в виде сернистых соединений. В нефтепродуктах сера также существует в виде органических соединений сероводорода.

Сернистые соединения в прямогонных реактивных топливах представлены меркаптанами R–S–H, сульфидами R–S–R’, дисульфидами R’–S–S–R, тиофенами и тиофанами. С увеличением температуры перегонки количество серосодержащих соединений увеличивается.

Меркаптаны – коррозионно-активные соединения, присутствие которых в реактивных топливах, согласно ГОСТ 10227-86 для топлива ТС-1, не должно превышать 0,005% (масс.). Их присутствие в реактивных топливах способствует образованию нагаров и смолисто-лаковых отложений на деталях двигателя, осадка в топливных баках и резервуарах.

Для снижения содержания сернистных соединений в реактивном топ­ливе предназначены несколько технологий: гидроочистка прямогонного керосина, гидродемеркаптанизация (ГДМ) и окислительная демеркаптанизация.

Несмотря на простоту, мягкие условия процесса окислительной гидродемеркаптанизации, простое аппаратурное оформление, данный процесс имеет существенные недостатки. Данная технология подразумевает создание системы из углеводородной и водно-щелочной фазы, которая требует разделения, что, в свою очередь, увеличивает количество аппаратов и ведет к образованию щелочных стоков, требующих соответствующей утилизации. Кроме этого, несмотря на осушку продукта, растворимая вода выпадает с образованием эмульсии после охлаждения в резервуарах и цистернах. Товар мутнеет, что приводит к претензиям со стороны потребителей. Именно поэтому данная технология не нашла своего применения в России, уступив место более простым, надежным и рациональным методам очистки.

На предприятии ПАО «Славнефть-ЯНОС» и ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» для удаления меркаптанов в готовом продукте применяют передовые технологии гидродемеркаптанизации (рис. 2). У данного процесса много преимуществ, и одним из главных факторов, выступающих в пользу  гидродемеркаптанизации, выступает  факт  того,  что,  в  отличие  от обычной  технологии  гидроочистки, в  ТС-1  превращается  99,9%  прямогонного компонента. Иными словами, сырье  почти  полностью  перерабатывается в готовый продукт при весьма низких энергозатратах.

В нефтепереработке в основе каждого гидропроцесса лежит взаимодействие с водородом – особо ценным элементом, без которого бы не осуществлялась очистка основных нефтепродуктов всей отрасли.

За основу процесса гидродемеркаптанизации был взят процесс гид­роочистки, но их отличием является то, что гидродемеркаптанизация протекает при более мягких условиях и позволяет удалить из керосиновой фракции нежелательные нестойкие соединения, такие как меркаптаны, при этом сера в элементарном виде остается неизменной, что обеспечивает смазывающую способность реактивного топлива, поскольку если удалить серу полностью, появится необходимость в применении смазываю­щей присадки.

Реакция начинает протекать при температуре 150 °С. При повышении температуры до 250 °С содержание меркаптанов снижается до минимальной величины; общее давление в системе – на уровне 4–10 ати. Меж­регенерационный пробег в течение
3 лет обеспечивается при очень низких расходах ВСГ (7–20 нм3/м3 сырья), что позволило разработать технологическую схему без применения циркулирующего компрессора. Был сделан вывод о целесообразности применения отработанных катализаторов гидроочистки, так как меркаптаны на них гидрировались удовлетворительно. Низкое давление давало возможность применения бывшего в употреблении оборудования, а удаление только меркаптановых соединений сохраняло смазывающую способность реактивного топлива.

Первоначально технология получения ТС-1 предусматривала  гид­роочистку  прямогонного  реактивного топлива. Данный способ был затратным и неэффективным, так как, во-первых, для удаления меркаптанов гидроочистке подвергалось топливо, уже соответствовавшее требованиям ГОСТа по показателю «содержание общей серы», то есть происходило то самое удаление смазывающего агента. Во-вторых, приходилось постоянно использовать блок гидроочистки дизельного топлива, что очевидно затратная мера.

Из данных таблицы 1 видно, на сколько пунктов гидродемеркаптанизация выигрывает у гидроочистки. Исключением является показатель снижения содержания общей серы. Возвращаясь к особенностям этих процессов, хочется отметить, что перспектив ужесточения содержания общей серы в реактивном топливе не просматривается, поскольку для ТС-1 норма по ее содержанию составляет не более 0,2% мас., а в западном аналоге Jet A-1 этот показатель еще выше и составляет не более 0,3% мас. Оно и понятно, ведь реактивное топливо, сгорая на высоте, не скапливается в низинах городов, образуя при этом аналог озонового слоя.

Опыт эксплуатации блоков гидродемеркаптанизации оказался крайне положительным. Гидроочистка позволяет получать топливо как ТС-1, так и РТ, но является дорогостоящей, энергоемкой, а для производства ТС-1 – явно избыточной, кроме этого, установки гидродемеркаптанизации предусматривают перспективу переоснащения в гидроочистку.

1) Имеется положительный опыт эксплуатации 3 промышленных установок в течение более 20 лет.

2) За 20 лет эксплуатации ОАО «Славнефть-ЯНОС» выявил узкие места технологии, обладает необходимыми знаниями для тиражирования.

Строительство дополнительных блоков ГДМ позволит удовлетворить растущие потребности страны в реактивном топливе с высокой эффективностью и минимальными затратами.

Дмитрий Владимирович Борисанов, Начальник исследовательской лаборатории ПАО «Славнефть-ЯНОС», доцент Казанского национального исследовательского технологического университета

Андрей Николаевич Карпов, Инженер-технолог ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», аспирант Ярославского государственного технического университета