Разработка новой концепции развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) предполагает, что потребление метана на транспорте к 2035 году в базовом сценарии должно увеличиться до 10,7 млрд куб. м в год, а в целевом, предусматривающем ускоренное развитие, — до 15,2 млрд куб. м в год. Об этом Артём Верхов рассказал на круглом столе «Актуальные вопросы производства газомоторного топлива в Российской Федерации» в Совете Федерации.
Он напомнил, что использование метана в качестве моторного топлива также является одним из основных показателей расширения рынка ГМТ, заложенных в государственной программе «Развитие энергетики».
«Разработка концепции развития рынка газомоторного топлива требует комплексного анализа текущей ситуации и построения универсальной модели, учитывающей как международный опыт, так и современные реалии в целом», — отметил директор Департамента развития газовой отрасли.
По его словам, в 2022 году в качестве моторного топлива было потреблено около 1,72 млрд куб. м метана, что на 29% больше, чем годом ранее. При этом в текущем году этот показатель в соответствии с госпрограммой должен увеличиться ещё на 26% — до 2,17 млрд куб. м.
«На протяжении последних нескольких лет потребление метана на транспорте ежегодно увеличивается на 25-30%. Ожидаем, что эта тенденция сохранится и в нынешнем году», — добавил Артём Верхов.
Говоря о программе поддержки строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), он отметил, что в прошлом году к ней присоединились 14 новых регионов. Кроме того, с текущего года отменён приоритет у субъектов, входящих в перечень первоочередных, поэтому теперь все регионы могут претендовать на субсиди на равных условиях.
Он напомнил, что в 2022 году для граждан и организаций малого и среднего бизнеса был установлен двукратный повышающий коэффициент для субсидий на переоборудование транспорта на метан, а также повышен предельный возраст транспорта, который можно переоборудовать по субсидии, до 15 лет. В 2022 году под использование газа в качестве моторного топлива было переоборудовано более 9,4 тыс. единиц транспорта.
Артём Верхов также отметил, что в текущем году готовится к запуску программа субсидирования производственной и заправочной инфраструктуры СПГ.
«В нынешнем году федеральным бюджетом предусмотрена субсидия в размере 700 млн рублей, которая позволит простимулировать строительство около 11 криогенных автозаправочных станций (КриоАЗС), на которых можно заправлять транспорт, использующий в качестве топлива СПГ», — уточнил директор Департамента развития газовой отрасли.
При этом он добавил, что по итогам проведённых в Минэнерго совещаний были предложены новые правила предоставления субсидий на строительство КриоАЗС. Артём Верхов уточнил, что если ранее для получения поддержки от государства инвестору было необходимо обеспечить строительство СПГ-заправок на протяжении целиком всей трассы, то теперь субсировать планируется каждый объект отдельно. Однако они всё равно должны располагаться в непосредственной близости от транспортной артерии, по выбору инвестора.
«Этот шаг упросит получение субсидии на строительство КриоАЗС, станет стимулом для инвесторов, что положительно отразится не только на использовании СПГ на транспорте, но и на развитии ГМТ в целом», — заключил он.