Прошедший политический сезон для России был очень успешным и продуктивным

Прошедший политический сезон для России был очень успешным и продуктивным

САХАМИН МИЛАНОВИЧ АФАНАСЬЕВ
член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Сегодня на вопросы редакции отвечает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Миланович Афанасьев.

— Сахамин Миланович, относительно недавно завершился политический сезон 2023–2024 годов, и уже приближается следующий. Какие результаты Вашей работы в предыдущем политическом сезоне Вы бы определили как наиболее значимые?

— В октябре 2023 года меня наделили полномочиями представлять Республику Саха (Якутия) в верхней палате парламента в качестве сенатора Российской Федерации. Я вошел в состав Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, начал полноценную деятельность сенатора. Для меня, честно признаться, это совершенно новый этап работы на федеральном уровне с высочайшей степенью ответственности. Я активно участвовал в заседаниях Комитета, парламентских слушаниях, совещаниях, пленарных заседаниях, вникал в политическую повестку дня, помогал решать проблемные вопросы жителей Якутии, решал задачи, поставленные правительством республики, прорабатывал законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии. Неоднократно выступал докладчиком на заседаниях Комитета по вопросам развития Севера, местного самоуправления, земельных отношений. Ну и, конечно же, участвовал в обсуждении наиболее значимых вопросов на пленарных заседаниях Совета Федерации.

Прошедший политический сезон верхней палаты российского парламента был направлен на решение наиболее острых текущих задач и ориентирован на достижение национальных целей, определенных главой государства. Приоритетные направления — вопросы устойчивого развития РФ и ее субъектов. Была произведена донастройка налоговой системы. Инициированные Президентом РФ изменения позволят более справедливо распределить фискальную нагрузку и, главное, снизить налоги для российских семей.

Ключевыми законодательными решениями весенней сессии стали поддержка многодетных семей и участников специальной военной операции. Совет Федерации активно работал над созданием новых механизмов поддержки этих групп населения, над повышением качества жизни и социальной защищенности всех граждан.

Убедился, что важнейшая составляющая работы Совета Федерации — тесная координация с Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Такое сотрудничество позволяет сенаторам эффективно влиять на разработку законопроектов и их принятие, вносить свои предложения и выступать с инициативами.

В этом году, согласно обновленной Конституции РФ, в полном объеме было реализовано право Совета Федерации проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на посты руководителей ведомств силового блока и МИД России. В ходе предметных бесед мы, сенаторы, смогли удостовериться в их высоком профессионализме и компетентности.

Хочу отметить, что прошедший политический сезон для России был очень успешным и продуктивным. Важным событием стала

победа Владимира Путина на выборах Президента РФ, еще раз подтвердившая широкую поддержку населением действующей власти. Это, безусловно, позволит продолжить плодотворную реализацию национальных целей, программ развития экономики, укрепления обороноспособности и мер социальной поддержки.

— В июле 2024 года состоялось заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Какие вопросы обсуждались? Рассматривались ли какие‑либо идеи, принципиально важные для организации опережающего и устойчивого развития арктических регионов нашей страны?

— Я вошел в состав Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ, где особое внимание уделяется анализу законодательства и правоприменительной практики в области социально-­экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны РФ. Постоянно рассматриваются вопросы и принимаются решения, касающиеся транспортной доступности арктических регионов, строительства доступного, современного, качественного жилья для населения АЗРФ, повышения уровня оказания медицинской помощи в Арктике, вопросы экологической безопасности, развития науки и образования, телекоммуникаций.

Я участвовал в заседаниях Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации, где был выработан ряд рекомендаций исполнительным органам государственной власти по совершенствованию господдержки социально-­экономического развития муниципалитетов, взаимодействию органов местного самоуправления с контрольными (надзорными) органами.

— В Совете Федерации Вы с 4 октября 2023 года представляете законодательный орган Рес­публики Саха (Якутия) — Государственное Собрание (Ил Тумэн). Решение каких насущных для жителей Якутии вопросов в настоящее время требует Вашего активного участия как сенатора РФ?

— Во-первых, реализация постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-­экономического развития Республики Саха (Якутия)» путем содействия органам государственной власти Якутии, в том числе при их взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Не так давно в Совете Федерации прошло совещание по промежуточным итогам реализации данного постановления. Состоялось очень плодотворное обсуждение реализации решений проблемных для республики вопросов.

На контроле Совета Федерации по-прежнему остаются основные мероприятия, влияющие на развитие в Якутии экономики в ее социальном измерении: строительство и восстановление социально значимых объектов здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры. По всем пунктам документа идет активная совместная работа с Советом Федерации, с федеральными органами исполнительной власти. Правительство республики, Государственное Собрание Якутии в приоритетном порядке решают задачи, обозначенные в Постановлении.

Во-вторых, ведется активная работа с Министерством транспорта РФ по вопросам устойчивого бесперебойного авиасообщения с Республикой Саха (Якутия), организации региональных и межрегиональных перевозок, совершенствования механизма субсидирования таких перевозок, обеспечения доступности авиаперевозок для населения удаленных и труднодоступных районов Арктики и Дальнего Востока, где до многих городов и поселков большую часть года можно добраться только на воздушном транспорте; содержания авиаплощадок, реконструкции и строительства аэропортов, ремонта федеральных автодорог.

В-третьих, с профильными федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе прорабатываются имеющиеся в правительстве Якутии вопросы, касающиеся топливно-­энергетического комплекса, строительной отрасли, жилищно-­коммунального хозяйства и многих других сфер.

В-четвертых, отдельным блоком хотел бы выделить решение вопросов, касающихся участников специальной военной операции и их семей, в постоянном контакте с Министерством обороны РФ: содействие в поиске пропавших без вести, помощь в установлении положенных льгот и выплат, инициирование представления военнослужащих к государственным наградам за боевые заслуги, других вопросов.

— В июле 2024 года на заседании Совета Федерации Вы представили на рассмотрение изменение, внесенное в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Изменение связано с вопросом о совершенствовании правового регулирования правоотношений, возникаю­щих в связи с предоставлением гражданам государственных жилищных сертификатов. В чем заключается актуальность предложенного Вами и одобренного членами Совета Федерации изменения?

— Данный федеральный закон был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ. Согласно закону, наличие земельного участка в собственности не может лишать права на жилищную субсидию жителя Крайнего Севера в случае его постановки на учет до принятия федерального закона, ужесточившего требования к очередникам.

— Вы подчеркиваете необходимость развития малой авиации в арктических регионах России. Насколько успешно идет этот процесс?

— Авиаперевозки — один из наиболее удобных и востребованных способов передвижения, а для удаленных уголков нашей страны, особенно районов Крайнего Севера, зачастую и безальтернативный. Очевидно, что экономика таких территорий немыслима без малой авиации, а от уровня развития местного авиасообщения напрямую зависит качество жизни населения. Малая авиация арктических районов Якутии играет важную роль, в том числе в обеспечении связи с отдаленными районами во время наводнений, лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций. Вопрос обеспеченности арктических регионов малыми воздушными судами типа Ан‑2/Ан‑3 остается до конца не решенным, остро стоит вопрос использования самолетов Ан‑24 и Ан‑26. Правительством РФ работа в этом направлении ведется, но на местах, в арктических регионах, такие самолеты пока отсутствуют. При этом осуществлена поставка вертолетов Ми‑8. Здесь задача решена.

— В апреле 2024 года в Совете Федерации обсуждался вопрос о введении с 2025 года субсидирования государством внутрирегиональных авиаперевозок. Совет Федерации эту инициативу одобрил, но решение о полном дотировании государством внутрирегиональных авиаперевозок с 2025 года необходимо согласовать еще с Министерством транспорта РФ и Министерством финансов РФ. В чем заключается важность этого решения для жителей регионов Арктической зоны РФ?

— К труднодоступным территориям Якутии без круглогодичного наземного сообщения относятся 443 населенных пункта (76% от общего количества населенных пунктов), поэтому гражданская авиация — безальтернативный вид транспорта.

Следует учесть, что средняя протяженность пути от арктических районных центров до Якутска — от 604 до 1612 км, что сопоставимо с межрегиональными перелетами. А стоимость авиабилетов на внутренние направления республики сопоставима с тарифами на межрегиональные направления или по некоторым маршрутам превышает их.

Сделать авиаперевозки доступными для людей невозможно без софинансирования со стороны федерального бюджета. Субсидирование осуществляется только силами региона, Правительством Якутии. Общая потребность в финансировании местных маршрутов, в том числе 35 межрайонных и 120 внутрирайонных, в 2024 году оценивается в 4,4 млрд руб­лей, но с учетом объема региональных субсидий из федерального бюджета требуется выделить 3,7 млрд руб­лей.

В Постановлении Совета Федерации ФС РФ от 23 декабря 2022 года № 729-СФ «О государственной поддержке социально-­экономического развития Республики Саха (Якутия)» Правительству РФ рекомендовано рассмотреть предложения Правительства Якутии о софинансировании мероприятий по обеспечению доступности для населения и расширению маршрутной сети местных воздушных перевозок в республике до 35 маршрутов. Говорить об исполнении этой рекомендации пока прежде­временно. Мы будем контролировать данный вопрос при принятии федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026–2027 годов.

Это станет большим финансовым подспорьем для регионального бюджета. Высвободившиеся средства Якутия сможет направить на продуктивные меры социальной поддержки населения. Человек, пользуясь субсидированными билетами, не замечает, из регионального или федерального бюджета это компенсируется. Данная мера важна в первую очередь для регионального бюджета.

— В Российской Арктике природа богата и необыкновенно красива, но она нуждается в защите. Тема экологии Вам очень близка: в Республике Саха (Якутия) Вы являетесь координатором инициированного политической партией «Единая Россия» федерального партийного проекта «Чистая страна», ранее Вы возглавляли Постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Государственного Собрания Якутии, с 2014 по 2021 год были министром экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии. Много ли сейчас в Якутии экологических вопросов, требующих безотлагательного решения? Какой из них является наиболее острым, есть ли перспектива его решения в ближайшее время?

— Наиболее острая экологическая проблема — несанкционированные свалки — источник загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью людей и животных. Негативный след от таких свалок можно обнаружить далеко за пределами региона. Для решения этой злободневной проблемы нужно в первую очередь заняться проектированием и строительством лицензированных объектов по захоронению отходов — полигонов, отвечающих всем установленным экологическим стандартам и нормативам. До начала строительства столь сложного инженерного сооружения объект должен пройти государственную экологическую экспертизу. Здесь важно тесное взаимодействие региона с Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Региону необходимо предусмотреть средства на проектирование и разработку проектно-­сметной документации, выделить земельные участки и целенаправленно совместно с федеральными органами строить новые природоохранные сооружения для централизованного сбора и обезвреживания отходов.

Нарушение экологического равновесия в регионе вызвано различными факторами, включая отсутствие канализационно-­очистных сооружений, особенно в крупных населенных пунктах на берегах рек. Недостаточность таких сооружений влечет прямое загрязнение водных источников, что резко негативно сказывается на природе и здоровье людей.

Актуальна проблема компенсационного лесовосстановления и охраны лесов от пожаров. В Якутии огромные лесные ресурсы, но без должного контроля лесные пожары и незаконная вырубка деревьев приводят к деградации экосистемы и ухудшению качества окружающей среды. Деградация земель вследствие таяния вечной мерзлоты — серьезная проблема. Увеличение температуры влечет оттаивание мерзлых пород, что приводит к образованию провалов, снижению устойчивости зданий и разрушению инфраструктуры.

Необходима рекультивация земель после интенсивного недропользования. Разработка и применение технологий рекультивации поможет восстановить земли, нарушенные деятельностью промышленных предприятий.

В конце февраля этого года Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию объявил экологическое благополучие одной из национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Уверен, что новый национальный проект «Экологическое благополучие» будет иметь стратегическое значение для сохранения экологического равновесия и здоровья граждан России, для обеспечения устойчивого развития страны в целом.

— Сахамин Миланович, спасибо Вам большое за обстоятельные ответы на наши вопросы, за внимание, за то, что в Вашем весьма насыщенном рабочем графике Вы смогли выделить время на интервью. Мы от всей души желаем Вам вдохновения, творческого настроя, энергии, бодрости, новых ярких идей, их легкой, быстрой и беспрепятственной реализации, больших успехов во всех направлениях Вашей весьма многогранной общественно-­политической деятельности, благополучия, радости, счастья, крепкого здоровья и общей гармонии жизни!

Беседу вел Дмитрий Парамонов