Эти вездеходы оправдывают своё имя – как бурлаки тащат огромные грузы до 3,5 тонн, могут преодолевать водные преграды. Этой зимой они уже преодолели 3000 километров от Якутска через Саккырыр, Себян-Кюель, Верхоянск, Батагай по наледям, по воде, по перевалам в 50-градусные морозы. С 8 по 29 августа «Бурлаки» прошли 300 км по полному бездорожью с Удачного до Оленька. Здесь ещё никто так не ходил.
3,5 тонны бесценного груза
Перед Домом печати высилась эта махина высотой 3,2 метра, шириной 2,9 м и длиной 7,4 м. Сам он весит с полной загрузкой 7 тонн, без груза — 4,2 тонны. На пресс-конференции почётный полярник России и председатель якутского отделения Российского союза спасателей Николай Находкин, коммерческий директор завода «Вездеходы «Бурлак» Роман Панкратьев, водители-испытатели Яков Мостовщиков, Сергей Комов, Иван Седалищев рассказали про чудо-агрегат.
Зимой по Верхоянским горам, по кобяйским болотам машина вела себя очень достойно. Причём треть пути шли по компасу и беспилотникам. Хорошая проходимость и полезные грузы. В вездеходе есть инвертор на 1,5 кВт, можно включать электроплитку, телефоны на 220 вольт, варить кофе и плов. Высота в машине 185 см, ходишь в полный рост, едешь словно в поезде, поэтому не устали за 2 недели пути. Шесть спальных мест, может быть и восемь. Чашка кофе даже не расплёскивается из-за высокого клиренса и шин низкого давления.
Кобяйское землячество отправило из Якутска в Себян-Кюель яйца, фрукты, овощи для детсада – ни одно яйцо не побилось, ничего не поморозилось, доставили в целости и сохранности. А ведь доставка одной тонны такого груза стоит на самолете Ан-2 цельных 260 тысяч рублей. «Бурлак» может везти на себе 2 тонны груза и 1,5 тонны в прицепе. То есть 3,5 тонны за бочку солярки. Сравните: бочка топлива за 40 тысяч рублей или почти миллион рублей за такой же груз на «Аннушке».
Николай Находкин рассказал, что после зимних испытаний они решили попробовать «Бурлак» в летний период, потому что обычно арктическая техника плохо «чувствует» себя на жаре. Должны были в июле, но пошли в августе и при этом купались везде – на северах стояла жаркая погода. Попробовать вездеходы – можно ли их использовать при тушении лесных пожаров, проходимости по бездорожью при высоких температурах.
Изменение климата вызвало сокращение сроков зимнего завоза и обеспечения отдаленных населенных пунктов всего до 4 месяцев. В СССР рассчитывали на гораздо большое время. Так что такие вездеходы как «Бурлак» очень будут нужны.
Летние испытания прошли при поддержке Минтранса, МинАрктики, Русского географического общества. И руководство завода «Вездеходы «Бурлак» показало свои амбиции и уверенность в своей технике. Один выехал со своего места рождения города Кургана, второй из Якутска. Соединились в Мирном и поехали в Удачный. Прежде всего хотели выяснить: можно ли перевозить грузы и продукты до Оленька. Например, на Нюе фермер продаёт килограмм картошки за 35 рублей, через Ленск везут до Удачного, где его цена вырастает до 55 рублей, а в Оленьке всего за 300 км она взлетает до 370 рублей за килограмм!
Здесь нет перевалов. Одиночный «Бурлак» нигде не буксовал, а с прицепом дважды использовали лебёдку. И то, чтобы не напрягать двигатель. Кстати, приехали в Оленёк как раз в День празднования тугунка. Тонна картошки и лука оказалась как раз к ложке. И кстати, там встретили главу Якутии Айсена Николаева и министра по делам Арктики Владимира Черноградского. Познакомились они с техникой, результаты их порадовали – отличный вариант облегчить жизнь северян.
Северный завоз, отданный частникам, отстаёт от ЛОРПа, который имеет верфи, ремонтные заводы. А частные «Уралы» и КамАЗы» простаивают 8 месяцев межсезонья. Нужна большая вездеходная компания со своими запчастями и пунктами ремонта. «Бурлак» родился в небольшой мастерской в 2015 году, сейчас это большой завод на территории 13 тыс кв м. Выпускает три «Бурлака» в месяц, 36 штук в год. Строится большой сборочный цех, который в перспективе будет выдавать до 30 вездеходов разных типов в месяц.
И в Антарктиде нужны «Бурлаки»
Два «Бурлака» уже два года работают в Антарктиде. Прекрасно вездеход показал себя в степях. Расход топлива весьма экономичный – 35 литров на 100 км, по целине 50 литров. От Удачного до Оленька на 300 км потратили 150 литров солярки – 30 тысяч рублей. Причём 5 км это непроходимые болота и надо установить два моста, чтобы смогла пройти другая техника. Кстати, побаиваясь, проехали по месту неудачного подземного ядерного взрыва близ Удачного в 70-х годах прошлого века. Измерили – радиационный фон оказался в норме.
Спасатели из МЧС Якутии уже заказали два «Бурлака», они испытывали их в Арктике в 2020 году. Ждут к ноябрю вездеходы очень хорошей комплектации — экспедиционный и грузо-пассажирский модули. Пожелали, чтобы были съёмные модули – пожарный, медицинский.
«Бурлак» даёт до 83 км в час, крейсерская скорость – 50 км/ч. Находкин рассказал, что они утром проснулись на реке Дулгалах, а к обеду следующего дня были в Якутске. Приведу один красноречивый пример: чтобы привезти стройматериалы из Якутска до Саккырыра, центра Эвено-Бытантайского улуса, необходимо 400 суток! Они едут сперва по Лене до Тикси, там перегружают на судно река-море, на нём до Нижнеянска, вновь перегрузка и по Яне, затем по зимнику до Саккырыра. А «Бурлак» довезёт стройматериалы из Якутска через Себян-Кюель до Саккырыра за четверо суток! Через Кыстатыам получится ещё быстрее.
Шины у «Бурлака» низкого давления, четырехслойные, экологичные — не разрушают покров тундры. Могут ехать по снегу, воде, грязи, скальнику, по твёрдым и слабым грунтам. Причём давление в шинах регулируется через специальные клапаны из кабины, даже не надо выходить на улицу. Это ноу-хау завода, запатентованные изобретения. Маневренный. Экономичный. Прост в обращении. Комфортабельный – 8 спальных мест, есть рукомойник и биотуалет. Можно жить, как дома. Есть горячая вода. Прицепы 1-2-осные 32 модификаций, на некоторых можно перевозить даже буровые. Есть кондиционер, можно установить гребной винт и дополнительные баки – 630 литров может везти. «Бурлак» используют как бензовоз, буровую вышку, сварочный аппарат, снегоход, квадроцикл. Три пары шин круглогодичного использования – просто сиди, подкачивай в кабине, наблюдая за погодой и грунтом. Снег ли это, пустыня, болото, или скальник на перевалах. Красота!
Что говорить, если «Бурлаки» работают в Антарктиде при 60-70 градусах мороза на высотах до 3000 метров над уровнем моря. Успешно перевозят людей и грузы за 1500 км по ледяному панцирю планеты. В СССР на это ушло бы месяц пути, а «Бурлаки» преодолевают за несколько дней.