РЭЭ № 3, 2023
Российский ТЭК: актуальные вопросы и решения
В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Валентинович Новак
Достижение технологического суверенитета
В современных геополитических и геоэкономических условиях одной из главных задач для нашей страны является достижение технологического суверенитета. Это касается всех отраслей, в том числе и топливно-энергетического комплекса – ведущей сферы отечественной экономики.
В российском топливно-энергетическом комплексе разработано семь направлений импортозамещения, ключевых с точки зрения обеспечения технологического суверенитета: геологоразведка, бурение и добыча на суше, бурение и добыча на шельфе, транспортировка углеводородов, нефтегазохимия, производство СПГ, переработка нефти и газа. Эти направления импортозамещения выделены совместно с нефтегазовыми компаниями.
По каждому из названных направлений импортозамещения определены якорные предприятия – заказчики, заинтересованные в разработке и производстве соответствующего оборудования.
Вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак, выступая на пленарной сессии Тюменского промышленно-энергетического форума 20 сентября 2023 года, сказал: «Будет использоваться новая форма отношений на уровне власти и компаний – заключение соглашений между правительством РФ и якорными предприятиями о развитии семи направлений технологий и оборудования. В этом году будет подписано три соглашения в области геологоразведки с Росгеологией, сегодня – с «Газпромнефтью» по бурению и добыче на суше».
От имени Правительства РФ вице-премьер подписал соглашение о намерениях с ПАО «Газпром нефть» о совместном развитии производства отечественного оборудования для бурения и добычи углеводородов на суше. Соглашение предусматривает возможность участия в совместных проектах и для других российских нефтяных компаний, разработчиков и производителей оборудования. «Для развития российских технологий необходимо консолидировать усилия государства, бизнеса, науки и производителей. Сегодняшнее соглашение открывает возможности для всех заинтересованных сторон присоединиться к решению амбициозной задачи по созданию конкурентоспособного отечественного оборудования для добычи углеводородов», – подчеркнул Александр Новак.
Вице-премьер отметил, что планируется разработка дорожных карт, содержащих технологии и оборудование, которое предлагается разрабатывать и производить, а также определяющих конкретные действия производителей соответствующего оборудования. А. В. Новаком было анонсировано подписание первой дорожной карты «Оборудование для бурения и добычи на суше».
Говоря о реализации выработанного механизма импортозамещения, А. В. Новак отметил: «Всего 12 компаний TЭК согласовали как приоритет технологического дефицита более 220 позиций по оборудованию. Это критически важная номенклатура, производство аналогов которой отсутствует в Российской Федерации и спрос на которую будет значительным в период до 2030 года и далее».
Следует подчеркнуть, что ориентированная на импортозамещение координация усилий нефтегазовых компаний и государства уже сейчас дала ощутимый результат: в текущем году импортозависимость в сфере ТЭК составила 38%, в то время как 9 лет назад, в 2014 году, она была на уровне 67%. По 140 укрупненным позициям было освоено производство.
Достижению технологического суверенитета в сфере ТЭК содействует Министерство промышленности и торговли РФ, которое за последние годы выделило на импортозамещение 60 млрд руб.
Работа, связанная с импортозамещением, носит системный характер и последовательно ведется нашим государством и бизнесом на протяжении ряда лет.
Непременное условие достижения технологического суверенитета – объединение усилий государства, бизнеса, науки и производства. Так, совместная деятельность Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования и недропользователей позволила за период с 2015 по 2023 год создать отечественные аналоги ряда важных технологий и оборудования для гидроразрыва пласта, роторных управляемых систем, организовать на отечественных предприятиях производство основной номенклатуры оборудования для подводной добычи углеводородов. Разрабатывается оборудование для сжижения газа, создан стенд для его испытаний.
Яркие примеры импортозамещения в сфере ТЭК – газотурбинный двигатель, произведенный предприятием «Тюменские моторостроители», и теплообменник, разработанный организацией «Газпром ВНИИГАЗ». Эти изделия демонстрировались на выставке TNF EXPO, на которой побывал вице-премьер А. В. Новак.
Российская нефтегазовая отрасль, несмотря на беспрецедентные агрессивные действия со стороны стран Запада, продолжает активно развиваться.
В 2022 году, несмотря на санкции, нефтедобыча в России выросла по сравнению с 2021 годом на 2%, до 535 млн т. Ожидаемый объем добычи за 2023 год составляет 527 млн т. Снижение на 1,5% обусловлено в том числе взаимодействием России с партнерами по ОПЕК+.
Газовая отрасль, по словам А. В. Новака, функционирует стабильно. С начала 2023 года добыто уже 410 млрд м3 газа, а за весь год объем добычи может составить 642 млрд м3.
Вице-премьер отметил, что, по оценке Министерства энергетики РФ, текущий объем рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг составляет более 3 трлн руб. в год, а с учетом планов до 2030 года объем рынка оборудования для отрасли СПГ составит еще не менее
2 трлн руб. в год, оборудования для нефтеперерабатывающей отрасли – до 600 млрд руб. в год, оборудования для нефтехимической отрасли – 1,5 трлн руб. в год. В силу этого, как подчеркнул А. В. Новак, «в этих условиях перед российской промышленностью стоит важная задача не только обеспечить возросшие потребности в отечественном оборудовании и заместить импортные аналоги, но и добиться не менее достойного качества и сервиса». Яркая иллюстрация успешного внедрения передовых технологий в топливно-энергетическом комплексе России – расположенный в Тюменской области модернизированный компанией «Газпром нефть» топливный терминал «Туринский» с объемом перевалки, составляющим 600 тыс. т в год. Терминал оснащен высокотехнологичным оборудованием российского производства, будут активно использоваться самые современные цифровые технологии. После модернизации мощности по перевалке увеличились в 2 раза. Введение в строй обновленного терминала «Туринский» позволит обеспечивать моторным топливом клиентов розничных сетей АЗС, промышленные и сельскохозяйственные предприятия Тюменской, Свердловской и Курганской областей.
Важным условием успешности достижения технологического суверенитета предприятиями топливно-энергетического комплекса является их активное сотрудничество с отечественными машиностроительными предприятиями. В ходе своего визита в Тюмень в сентябре 2023 года вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак сказал: «Регион активно развивается, имеет огромный потенциал. Чем отличается Тюмень от многих других регионов? Тем, что это не только нефтегазовый кластер, но и промышленный, в котором производится оборудование, развиваются и образуются предприятия».
В ходе рабочей поездки в Тюмень и Тюменскую область А. В. Новак провел межведомственное совещание «Машиностроение для нефтегазовой промышленности», на котором представители нефтегазовых компаний, федеральной и региональной власти обсудили этапы работ по созданию в России технологий и оборудования для замены ими зарубежных технологий и оборудования.
По итогам совещания вице-премьер поручил Министерству энергетики РФ совместно с заинтересованными нефтегазовыми компаниями проработать вопрос, связанный с обеспечением признания результатов испытаний нефтегазового оборудования на базе добровольной системы оценки соответствия Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) с привлечением Единого оператора испытаний. ИНТИ поручено разработать паспорта методик испытаний для пилотных типов бурового и геофизического оборудования. Министерство промышленности и торговли РФ должно дополнить механизм единой региональной субсидии направлением, связанным с возмещением затрат бизнеса на проведение испытаний и сертификацию промышленной продукции.
Развитие водородной энергетики
Россия богата углеводородами, которые традиционно выступают в качестве основных энергоносителей. Несмотря на использование самых передовых технологий в сфере добычи и переработки углеводородного сырья, в качестве топлива будущего ученые в настоящее время рассматривают водород. Водородная энергетика – одно из перспективных направлений, которому большое внимание уделяется и в нашей стране.
Заместитель Председателя Правительства РФ А. В. Новак провел заседание межведомственной рабочей группы по развитию водородной энергетики в Российской Федерации.
В заседании приняли участие вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин, представители Министерства энергетики РФ, Российского энергетического агентства, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства финансов РФ и других профильных ведомств, а также ученые и представители компаний – разработчиков и потребителей водородных технологий, включая «Газпром», «Росатом», АФК «Система», «КАМАЗ» и ряд других.
Участники заседания обсудили этапы разработки, финансирования и внедрения перспективных российских технологий по критическим направлениям в области производства, хранения и транспортировки водорода для последующего их применения в сфере энергетики и транспорта. Были представлены результаты работы экспертных групп по отдельным направлениям, включая создание и использование водородных энергоносителей, производство промышленной продукции для водородной энергетики, разработку техрегламентов и стандартов в отрасли.
Руководители рабочих подгрупп отчитались о планах по строительству водородных накопителей энергии, строительству водородных заправок, возможностях применения водорода в грузовых и пассажирских перевозках.
Переориентация экспорта продукции предприятий ТЭК
Агрессивные действия стран Запада не только побудили нашу страну ускоренными темпами осуществлять импортозамещение в сфере ТЭК, но и привели к кардинальному изменению логистических цепочек поставок российских энергоресурсов. Это потребовало интенсивного развития отечественной инфраструктуры.
Существенные объемы нефти и нефтепродуктов были направлены на другие рынки, что не удалось бы осуществить без диверсификации экспорта, проводимой в последнее десятилетие.
Стабильно работает и газовая отрасль, обеспечивая потребности внутреннего рынка и переориентируя поставки на Восток.
А. В. Новак отметил, что в связи с выводом из строя магистрального газопровода (МГП) «Северный поток – 1» в 2022 году общий объем экспорта трубопроводного газа сократился, однако при этом увеличивается экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
Ключевой задачей газовой отрасли вице-премьер назвал переориентацию экспорта в восточном направлении. Так, Россия и Китай уже подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Дальневосточный маршрут» мощностью в 10 млрд м3 в год, планируется строительство МГП «Сила Сибири – 2» мощностью в 50 млрд м3 в год, а также соединение МГП «Сила Сибири – 1» и газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Это позволит не только направить дополнительные объемы газа на экспорт, но и газифицировать целый ряд регионов Сибири и Дальнего Востока. Также в ближайшее десятилетие планируется нарастить производство СПГ до 100 млн т в год.
Продление добровольного сокращения поставок нефти
Известно, что Россия является участником соглашения в формате «ОПЕК+», предполагающего добровольное сокращение объемов нефтедобычи.
Вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак отметил, что Россия продолжит дополнительное добровольное сокращение поставок нефти на мировые рынки на 300 тыс. баррелей в сутки до конца декабря 2023 года.
Теперь добровольное решение о сокращении добычи нефти будет пересматриваться ежемесячно, чтобы в зависимости от ситуации на мировом рынке сокращать или увеличивать добычу нефти. Мера является дополнением к объявленному Россией в апреле 2023 года добровольному сокращению добычи нефти на период до конца декабря 2024 года.
Дополнительное добровольное сокращение поставок нефти на экспорт направлено на усиление мер предосторожности, принимаемых странами – участниками соглашения в формате «ОПЕК+» с целью поддержания стабильности и баланса нефтяных рынков.
Меры, препятствующие росту цен на топливо в России
На проходившем 27 сентября 2023 года в режиме видеоконференции совещании, проводившемся Президентом РФ В. В. Путиным, вице-премьер Правительства России А. В. Новак подчеркнул, что «для нашего топливно-энергетического комплекса ключевой задачей является прежде всего обеспечение внутреннего рынка необходимыми, качественными и по доступным ценам нефтепродуктами».
А. В. Новак констатировал, что за 8 месяцев этого года наблюдается рост производства бензина и дизельного топлива: автобензина – на 3,3%, дизельного топлива – на 6,4% по отношению к прошлому году. Такие показатели достигнуты за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов и стимулирования производства. Вице-премьер отметил, что увеличились объемы производства топлива экологически высокого, пятого класса.
Рассматривая вопрос о ценах на топливо на внутреннем рынке, А. В. Новак сказал, что в системе розничной торговли на АЗС в течение года рост цен в среднем по стране близок к уровню инфляции. Несколько иная ситуация наблюдается на независимых, не входящих в вертикально интегрированные компании АЗС, где цены на топливо сейчас несколько выше, чем уровень инфляции. Однако на входящих в вертикально интегрированные компании АЗС ограничение цен позволило сохранить их рост на уровне инфляции.
Оптовые цены на топливо, определяемые на основе биржевых торгов, за последние 2 месяца выросли: биржевые цены на бензин выросли в среднем на 15%, на дизельное топливо – на 30%. А. В. Новак подчеркнул, что такая ситуация наблюдается именно в последние 2 месяца, что обусловливается одновременным действием нескольких факторов: ростом мировых цен на нефть, снижением дисконтов по продажам российской марки Urals и ослаблением рубля по отношению к курсу доллара. Это, как отметил вице-премьер, «безусловно, в свою очередь, повлияло на наполняемость бюджета». Однако цена на нефть в рублевом выражении выросла с начала года в 1,5 раза и в сентябре превысила 8 тыс. руб. за баррель, что привело к увеличению экспортной альтернативы на нефтепродукты. Следствием рассматриваемого диспаритета, увеличения экспортной альтернативы стал рост «серого» экспорта и рост спроса на биржевых торгах. Но маржинальный доход при росте цен примерно на уровень инфляции ушел в отрицательную зону на АЗС.
Вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак также отметил, что наблюдались и отдельные логистические сложности, связанные с возникновением дополнительного спроса на заправках у вертикально интегрированных компаний, и были проблемы с вывозом топлива с нефтеперерабатывающих заводов. Эти вопросы, по словам А. В. Новака, «решались в штабном режиме и продолжают решаться».
Для стабилизации ситуации, связанной с ростом цен на моторное топливо на внутреннем рынке, корректировки биржевых цен на топливо и надежного обеспечения российских потребителей бензином и дизельным топливом 21 сентября 2023 года Правительство РФ прибегло к экстренной мере – к введению запрета на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива с целью насыщения топливом внутреннего рынка. Это дало результат: с 21 сентября 2023 года цены на бензин снизились в среднем на 20%, на дизельное топливо – на 16%.
А. В. Новак отметил наблюдающуюся в последнее время коррекцию цен на топливо примерно на 1–2% после резкого их падения и охарактеризовал эту ситуацию как нормальную, поскольку достигнутый сейчас уровень биржевых цен на топливо отражает реальную конъюнктуру.
Вице-премьер сказал, что по всем субъектам Российской Федерации проводится мониторинг отпускных цен на дизельное топливо, и констатировал, что с 21 сентября 2023 года, с момента введения запрета на экспорт топлива, в 23 регионах РФ цены на горючее снизились в среднем уже на 5% на мелкооптовом рынке и на нефтебазах. По регионам разброс цен составил от 1% до 17%.
При выравнивании цен в сфере оптовой торговли топливом, по словам А. В. Новака, ожидается дальнейшая стабилизация рынка и снижение цен в мелкооптовом и розничном сегментах, прежде всего на независимых АЗС.
Рекомендации, связанные со сдерживанием роста цен на топливо, были даны и нефтяным компаниям.
Еще одной принятой Правительством РФ мерой стало совершенствование биржевых торгов с целью сдерживания роста цен на топливо, ценовой волатильности: были увеличены нормативы продажи на бирже бензина и дизельного топлива.
Были также приняты регуляторные и административные меры, связанные с отстранением ряда трейдеров, применявших недобросовестные практики в процессе торгов.
А. В. Новак отметил, что особое внимание уделяется поставкам топлива производителям сельскохозяйственной продукции: в штабном режиме организована совместная работа Министерства энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, ПАО «Российские железные дороги». Подписан помесячный график обеспечения топливом сельхозпроизводителей с включением в него регионов и нефтяных компаний. Приблизительный объем топлива составляет 1,8 млн т дизельного топлива по ноябрь 2023 года включительно.
Нефтяным компаниям представлены дополнительные объемы поставок сельхозпроизводителям дизельного топлива с распределением по субъектам Российской Федерации на период с сентября 2023 года по ноябрь текущего года с целью завершения осенних полевых работ.
Вице-премьер подчеркнул, что процесс обязательного доведения до нефтебаз, мелкооптового звена и, соответственно, сельхозпроизводителей информации о снижении цен на топливо в процессе биржевых торгов находится под контролем федеральной власти и власти на уровне российских регионов.
Сейчас для обеспечения долгосрочной балансировки внутреннего рынка топлива и создания стимулов для поставки нефтепродуктов на внутренний рынок Правительство РФ предлагает ряд дополнительных системных мер.
Первая мера – корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации: предлагается повысить коэффициент, сниженный с 1 сентября 2023 года. Это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой, связанной с продажей топлива, и биржевыми ценами на внутреннем рынке, а также повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить объемы внутреннего рынка необходимыми нефтепродуктами.
Вторая мера – это ограничение так называемого «серого» экспорта горючего, что предотвратит «вымывание» спекулянтами топлива с внутреннего рынка. Предполагается повысить заградительные пошлины для перекупщиков – участников рынка, не производящих нефтепродукты, а только покупающих их с целью последующего экспорта, перепродажи за рубеж. Заградительную пошлину планируется увеличить с 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак считает возможным полный запрет продажи на экспорт любых нефтепродуктов, купленных на внутреннем рынке и не произведенных в нашей стране: это ограничит возможность спекулятивных поставок российского топлива на экспорт. Соблюдению этих требований должна, по мнению А. В. Новака, способствовать совместная работа Министерства энергетики РФ с Федеральной налоговой службой и с Федеральной таможенной службой.
Кроме того, как полагает А. В. Новак, необходимо контролировать уровни наценки на топливо на АЗС, и эту работу следует вести совместно с Федеральной антимонопольной службой. Как уже отмечалось, снижение биржевых цен на топливо обязательно должно приводить к снижению цен на горючее на автозаправочных станциях, особенно на независимых АЗС.
Правительством РФ рассматривается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в отдельные регионы нашей страны с высокой долей использования этого вида топлива в энергетике. Это прежде всего Мурманская область и Камчатский край. Рост биржевых цен, превысивших средний уровень, который складывался за прошлые годы, сказался на российских регионах: повышение цен на бензин и дизельное топливо стало дополнительной нагрузкой на их бюджеты. Эту нагрузку необходимо компенсировать, поскольку возросшие цены на горючее не учтены в тарифах для потребителей.
Завершая свое выступление на совещании, проводимом Президентом РФ В. В. Путиным, вице-премьер Правительства РФ А. В. Новак отметил, «что ценовая ситуация на внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей», и сказал, что в ближайшее время будет принято решение по рассмотренным в ходе выступления системным дополнительным мерам, призванным не допустить рост цен на топливо на внутреннем рынке нашей страны. Это, по мнению А. В. Новака, «окажет долгосрочное влияние на стабильную ситуацию на внутреннем рынке».
При подготовке статьи был использован материал, представленный на официальном сайте Президента РФ В. В. Путина.
Дмитрий Парамонов