Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил ход исполнения рекомендаций «круглого стола» на тему «Развитие рынка природного газа как моторного топлива: проблемы и пути решения».
Расширенное заседание Комитета прошло 24 января 2024г.
«Круглый стол» на тему «Развитие рынка природного газа как моторного топлива: проблемы и пути решения» был проведен Комитетом 18 апреля 2023 года; рекомендации, утвержденные с учетом поступивших в ходе дискуссии предложений, были направлены в адрес Правительства РФ и профильных ФОИВов.
Как отметил, начиная заседание, первый заместитель председателя Комитета Дмитрий Исламов, доля газомоторного топлива в общем объеме потребления моторных топлив в стране составляет всего 2%, что говорит о нерациональном использовании его потенциала. Расширение применения ГМТ способно дать не только значительный экономический и экологический эффект, особенно в крупных городах, но позволит снизить затраты бюджета на стабилизацию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, но это будет работать только при соответствующих объемах потребления. Для этого требуется значительная интенсификация темпов развития как инфраструктуры производства ГМТ, заправочной сети, так номенклатуры самого транспорта. Сегодня разрабатывается Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года, и важно понимать, на каком этапе она находится, насколько в ней учтены нюансы, волнующие участников рынка и обсуждавшиеся на площадке Комитета.
Директор Департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов сообщил, что проект Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года был направлен во все ФОИВ и заинтересованные компании, уже получены замечания и предложения, и министерство работает над ними. Представитель Минэнерго рассчитывает, что этот процесс займет около месяца, после чего документ будет направлен в Правительство, а также предоставлен в Комитет Государственной Думы по энергетике для ознакомления.
Артем Верхов отметил, что, несмотря на определенные опасения, что целевые показатели существующей программы развития ГМТ на 2023 год не будут выполнены в силу сложных внешних обстоятельств, все задачи были выполнены. Объем потребления ГМТ достиг 2,2 млрд. куб.м. количество заправок достигло 1080 единиц, число единиц транспорта – 217 тыс. шт.
При этом показатели не выглядят весомо: объемы производства транспорта на ГМТ составляют менее 1,0%от общего количества автотранспортных средств, произведенных в России за год, доля ГМТ в объеме потребляемого топлива – 0,5%. Относительно хорошо развитым сектором транспорта на ГМТ является только автомобильный, а сектора карьерной, сельхоз. техники, водного транспорта развиты очень слабо.
При работе над Концепцией развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года рассматриваются два сценария, целевой и базовый, при этом ориентироваться предлагается на целевой. Он предусматривает реализацию Модели ускоренного развития газомоторной отрасли за счет существенного увеличения объемов производства и переоборудования техники на ГМТ и обеспечения опорной транспортной сети, городов и опорных населенных пунктов сельских территорий объектами газозаправочной инфраструктуры. Реализация целевого сценария позволит увеличить объем потребления (КПГ и СПГ в России в 2030 году до 9,1 млрд куб. м, а в 2035 году – до 15,4 млрд. куб. м (в 8,8 раза по сравнению с 2022 годом). Ожидаемый общий объем снижения расходов на топливо за период 2023-2035 гг. составит 4,7 трлн.руб., объем сокращения выбросов парниковых газов – 61,9 млн.т.
К разрабатываемой Концепции прилагается Комплекс мероприятий ее реализации, на сегодня он содержит 115 мероприятий, но по мере отработки замечаний ФОИВ их количество увеличится.
Заместитель директора Департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Андрей Бахаев доложил о работе министерства над рекомендациями круглого стола в свой адрес. Так, министерство поддерживает инициативу формирования механизма проектного финансирования в том числе с использованием государственночастного партнерства на базе компетенций инвестиционно-консалтинговой компании с государственным участием. Также министерство в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ ведет работу над актуализацией Транспортной Стратегии РФ, и учтет задачи по стимулированию развития транспорта на ГМТ и соответствующей инфраструктуры.
В то же время, ряд рекомендаций министерство не поддерживает или считает необходимым дополнительное финансово-экономическое обоснование предлагаемых решений. Это касается предложения о возможном введении дифференцированной ставки на оплату в системе «Платон» для дизельных и газовых тягачей, установления для газомоторной техники приоритетных условий по участию в тендерах на осуществление перевозок по регулярным маршрутам и на выполнение работ в городской черте, в том числе, введения с 2028 года требования по использованию в городах с численностью более 500 тысяч жителей грузовых автомобилей и автобусов, функционирующих только на экологичных источниках энергии и пр.
Начальник отдела нормативно-технического и перспективного развития пожарной безопасности Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Юрий Журавлев рассказал о реализации Дорожной карты по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в РФ на период до 2025 года, в части, касающейся МЧС.
Комитет принял к сведению информацию, предоставленную ФОИВ и рассчитывает на оперативное получение доработанного проекта Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года.