Муниципалитетам Якутии передали очередную партию новых автобусов, приобретенных на средства казначейского кредита для 8 районов и городов республики. Активное обновление общественного транспорта в регионе стало возможно благодаря государственному приоритету поддержки муниципального транспорта, объявленному Президентом России считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Дзюба, с которой побеседовал Ленский клуб.
Приспособленные под суровые арктические условия 25 отечественных КАВЗ, ПАЗ и «Газелей» передал руководителям муниципалитетов Глава Якутии Айсен Николаев. Уже до конца недели эти автобусы выйдут на маршруты вслед за 53-мя единицами общественного транспорта, которые вручили местным властям в январе этого года.
Средства на приобретение техники были направлены по поручению Президента страны Владимира Путина в виде специальных казначейских кредитов для улучшения транспортной инфраструктуры. Благодаря целевым средствам удалось обновить муниципальный парк автобусов 73 регионов страны. В Якутии новый подвижной состав пассажирского транспорта поступил уже в 17 муниципальных образований: сельские поселения и малые города, в том числе арктические районы. Часть автобусов также направлена на развитие межмуниципальных перевозок.
По мнению эксперта, президентская программа обновления общественного транспорта особенно важна для регионов со сложными климатическими условиями. В Якутии, где межсезонная разница температур достигает 90 градусов, поддерживать техническое состояние общественного транспорта особенно непросто. Его работа убыточна и требует крупных финансовых вложений. Фактические государственные закупки новых автобусов позволяют обновлять автопарк. Без денежной поддержки со стороны федерального правительства подобные результаты были бы невозможны, полагает Галина Дзюба.
«Налаженная транспортная инфраструктура, в том числе общественный транспорт, имеет важное значение для качества жизни граждан. Особенно в субъектах, где неблагоприятный климат и большие расстояния между населенными пунктами. Развитие и обновление парка общественного транспорта – это один из приоритетов государственной политики, об этом в своем Послании Федеральному собранию говорил Президент России Владимир Путин», — напоминает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.
Специальные казначейские кредиты – не единственный источник федеральных средств, позволяющих налаживать транспортную доступность в республике. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и программы развития регионов до 2030 года субъекты Федерации получат около 40 тысяч транспортных средств на общую сумму 150 миллиардов рублей из федерального бюджета. Кроме того, в Якутии, исключая казначейские кредиты, только за последние несколько лет приобретено более ста автобусов при поддержке регионального бюджета. Эти усилия включают обновление общественного транспорта в различных муниципальных образованиях, в том числе и в столице региона.
«Безусловно, обновление парка общественного транспорта требует большого количества средств. Идет активное развитие региона, строятся новые районы, идет программа по привлечению населения. Кроме того, у имеющегося автопарка подходит предельный срок эксплуатации. Все имеющиеся финансовые инструменты стали большим подспорьем в решении вопроса модернизации общественного транспорта», — отмечает Галина Дзюба.
Эксперт также обращает внимание на подход властей к вопросу подготовки кадров для обслуживания автобусного парка. «Увеличение общественного транспорта будет совершенно бесполезным, если некому будет сесть за руль», — замечает она.
В Якутске городские власти и перевозчики активно привлекают водителей, предлагая переобучение на категорию D и гарантированное трудоустройство. В 2023 году таким образом были взяты на работу более 50 человек. Также оказываются дополнительные меры поддержки, включая возмещение части затрат на обучение, оплату проезда и жилья для водителей из других регионов, субсидирование ипотечного кредитования, приоритетное обеспечение детей в дошкольных учреждениях, а также бесплатное лечение в санаториях. Основная задача — ускорить внедрение этих мер и постепенно повышать уровень зарплат.
«Хочу особо подчеркнуть необходимость трудоустройства на работу в общественный транспорт именно граждан России, создание для них привлекательных условий труда и постоянное повышение их квалификации, поскольку они отвечают за здоровье и безопасность пассажиров»,- подчеркивает эксперт.