Энергетика — явление социальное: вместе с новыми электростанциями появляются рабочие места, объекты инфраструктуры и даже целые города. Из новых гидроэлектростанций (ГЭС) «вытекают» новые туристические маршруты и автомобильные дороги, а проживающие ниже по течению люди получают надежную защиту от наводнений. О неисчерпаемом потенциале российских рек и современных технологиях строительства ГЭС рассказывает первый заместитель генерального директора РусГидро Роман Бердников.
О малых электростанциях и водных «аккумуляторах»
За последние четыре года мы возвели и запустили пять малых гидроэлектростанций, строятся еще пять. Параллельно работаем в направлении унификации конструктивных решений — чтобы каждая ГЭС строилась не по новому проекту, а собиралась, как конструктор. Процесс, правда, идет не так быстро, как хотелось бы, ведь оптимизация требуется и на уровне технических решений, и на уровне законодательства. Сейчас мы выявляем проблемные точки, упрощаем и модернизируем решения. Когда закончим — приступим к анализу федеральных нормативов, чтобы четко понимать, придется ли их менять для внедрения новых проектов.
Где перспективно строить ГЭС сегодня? На Дальнем Востоке. Энергопотребление там растет на 4–5% в год — почти вдвое больше, чем в среднем по стране. Есть интересные локации на реках Сибири, потенциал которых огромен. Нужно осваивать небольшие бурные реки Кавказа — на них можно ставить малые и микроГЭС, которые питали бы отдаленные населенные пункты. Что касается центральной части России, то здесь лучше модернизировать существующие гидроэлектростанции.
Помимо малых ГЭС для развития гидроэнергетики и всей Единой энергосистемы России перспективны ГАЭС — гидроаккумулирующие электростанции, которые перекачивают воду из резервуара в резервуар, накапливая таким образом электроэнергию, а потом отдают ее в сеть в часы пиковых нагрузок. По сути ГАЭС — это огромные промышленные аккумуляторы, аналогов которым нет. Возможности их применения широки. Например, их можно построить рядом с атомными станциями, чтобы увеличить энергетическую маневренность последних.
О новых технологиях в гидроэнергетике
Мне доводилось слышать, что солнечная и ветроэнергетика — это круто и перспективно, а гидроэнергетика безнадежно устарела. На первый взгляд так действительно можно подумать: основной принцип выработки энергии на любой ГЭС не меняется многие десятилетия. Вода крутит турбины — получаем электричество. Водяные колеса известны тысячи лет.
С другой стороны, в сфере гидроэнергетики регулярно появляются новые технологии, повышающие эффективность работы станций. Это и средства автоматизации, и усовершенствованные турбины, и новые строительные материалы — например, прочные композиты. В этом плане ГЭС напоминает автомобиль, который что 100 лет назад, что сейчас формально представляет собой четыре колеса, двигатель и руль, но разница в деталях колоссальная.
Так, недавно у нас появились полностью автономные малые ГЭС. В случае нештатной ситуации аппаратура фиксирует показатели и отправляет сигнал в центр управления, откуда приезжают специалисты для устранения неполадок. Все остальное время станция находится под контролем автоматики и сотрудников, но функционирует без персонала.
О конкуренции, партнерстве и развитии транспорта
Хотя сейчас при вводе новых энергетических мощностей предпочтение отдается АЭС и угольным либо газовым электростанциям, я бы не сказал, что между ними и ГЭС наблюдается конкуренция. Просто горизонт планирования современной энергетики России — 5–6 лет. ГЭС за такой срок не построишь — с проектированием нужно 10 лет минимум, а вот ТЭЦ — вполне. Все электростанции — партнеры, которые должны работать в связке друг с другом. Только так достигается эффективность и надежность энергосистемы.
С точки зрения энергетической безопасности иметь один источник энергии нецелесообразно, поэтому отдавать предпочтение чему-то одному нет никакого смысла. Каждый тип электростанций дополняет другой. Например, гидроэнергетика не зависит от стоимости исходного ресурса и является одной из наиболее экологичных.
Гидроэлектростанции не только покрывают потребительский спрос на электроэнергию, но и защищают от наводнений, задерживая большие объемы паводкового стока в своих водохранилищах. Так, две новые ГЭС, которые РусГидро проектирует для строительства в Амурской области, защитят от паводков миллион человек.
Гидроэнергетика стимулирует развитие водного транспорта. В европейской части России благодаря строительству объектов гидроэнергетики появилось 80 водохранилищ, по которым он ходит практически весь «безледный» период. Причем гидроэнергетика не только «открывает» новые водные маршруты, но и «ускоряет» и улучшает существующие. Например, до строительства каскада ГЭС на Волге река была судоходна не более четырех месяцев в году, а теперь суда по ней ходят 7–8 месяцев в году.
Наземный транспорт тоже выигрывает. Скоро в Кемеровской области будет достраиваться Крапивинская ГЭС, советский долгострой. Подсчитано, что автомобильная дорога по гребню ее плотины сократит путь машин по федеральной трассе на 200 километров.
Противопаводковый эффект, развитие судоходства и водопользования, промышленного и экотуризма — прямые следствия появления новых ГЭС. Поэтому гидроэнергетику можно назвать социально-энергетическим явлением.
Автор статьи – Роман Бердников
Фото Игоря Родина / photo.roscongress.org