ПАО «Славнефть-ЯНОС» стало первым и единственным в мире предприятием, организовавшим выпуск незастывающего арктического дизельного топлива

ПАО «Славнефть-ЯНОС» стало первым и единственным в мире предприятием, организовавшим выпуск незастывающего арктического дизельного топлива

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КАРПОВ
генеральный директор ПАО “СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС”

Генеральный директор ПАО «Славнефть-ЯНОС» Н. В. Карпов — лауреат Ежегодной премии «За развитие Дальнего Востока и Арктики» в номинации «За вклад в развитие науки и технологий». Торжественная церемония вручения Премии состоялась 13 августа 2024 года в ходе экспертной встречи «ТехПро: передовые отечественные проекты и технологии для СВО», проводившейся в рамках X Международного военно-технического форума «Армия-2024» в Конгрессно-выставочном центре «Патриот».

— Николай Владимирович, скажите, пожалуйста, несколько слов об истории предприятия.

— ПАО «Славнефть-­ЯНОС» — предприятие более чем с 60‑летней историей, один из флагманов российской нефтеперерабатывающей отрасли, входит в пятерку лидеров по объему переработки сырья.

История ЯНОСа началась в далеком 1961 году и стала для завода дорогой неустанного труда, преодоления, поиска и инноваций, приведших к признанию не только работы предприятия по выпуску высококачественных нефтепродуктов, но и его значимого вклада в развитие всей отрасли, ориентированного на экономическое развитие России.

Все события в истории завода с момента строительства и до наших дней были подчинены задаче укрепления и процветания страны. Ново-­Ярославский НПЗ стал одним из крупнейших предприя­тий, решивших проблему энергетической безопасности СССР, обеспечивших нефтепродуктами центральную и северо-­западную части России и давших новый импульс развитию всех отраслей промышленности.

— Какое место ЯНОС занимает в отечественной нефтепереработке?

— ПАО «Славнефть-­ЯНОС» сегодня — это крупнейший НПЗ страны, занимающий четвертое место по объему переработки нефти (установленная мощность составляет 15 млн т/г). Наряду с зарубежными технологиями наше предприятие активно использует и российские технологии. Работники завода также вносят большой вклад в развитие и модернизацию производства. Большой интерес представляют технологии, разработанные специалистами ЯНОСа: гидродемеркаптанизация реактивного топлива; удаление сероводорода из мазута в токе азота; увеличение выпуска зимнего дизельного топлива с направлением балластных фракций, уже обладающих требуемыми низкотемпературными свой­ствами, помимо реактора депарафинизации. Большое внимание уделяется разработке технологии выпуска нефтепродуктов, предназначенных для освоения и обороны Арктической зоны РФ, — это углеводородные основы для буровых растворов и незастывающее арктическое дизельное топливо по стандартам Министерства обороны РФ.

— Возглавляемое Вами ПАО «Славнефть-­ЯНОС» в августе 2024 года выступило в качестве партнера экспертной встречи «ТехПро», организованной и проведенной ООО «Системный консалтинг» и Межрегиональным научно-­технологическим, деловым и образовательным парт­нерством «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» в рамках X Международного военно-­технического форума «Армия‑2024», и представило инновационную разработку — незастывающее арктическое дизельное топливо, созданное в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством обороны РФ. В чем уникальность технологии производства и свой­ств этого продукта? Чем недавно разработанное ПАО «Славнефть-­ЯНОС» дизельное топливо принципиально отличается от дизельного топлива, обычно используемого Вооруженными Силами нашей страны?

— Опыт применения арктического дизельного топлива, выпускаемого в соответствии с ГОСТом, далек от совершенства. В арктических условиях оно застывает и расслаивается. Зачастую чтобы обеспечить работу дизельных двигателей, их владельцы вынуждены греть топливопроводы, разбавлять дизельное топливо керосином, не глушить двигатель. Такая ситуация, возможно, может устраивать гражданских потребителей, но никак не Министерство обороны РФ, эксплуатирующее в основном технику, заправляемую дизельным топливом. Поэтому были разработаны перспективные требования к дизельному топливу, которое было бы применимо в Арктической зоне РФ.

Получить такое топливо было сложной задачей, поскольку в нефти отсутствуют фракции, отвечающие таким требованиям. Требовалось создать продукт с лучшими низкотемпературными свой­ствами — для применения при температуре до минус 65 °C (дизельное топливо по ГОСТу можно использовать до минус 52 °C). Отличие незастывающего арктического дизельного топлива, разработанного ПАО «Славнефть-­ЯНОС» в соответствии с требованиями Министерства обороны РФ, от арктического дизельного топлива, выпускаемого в соответствии с ГОСТом, наглядно можно представить с помощью таблицы.

Специалисты ЯНОСа справились с поставленной задачей! Так ПАО «Славнефть-­ЯНОС» стало первым и единственным в мире предприятием, организовавшим выпуск дизельного топлива с требуемыми характеристиками. Технология производства запатентована и не имеет аналогов. Фактическая температура застывания продукта — ниже минус 70 °C. Такое топливо сможет обеспечить работу дизельных двигателей не только в Арктике, но и в более жестких условиях Антарктики.

В настоящее время ЯНОС способен выпускать порядка 300 тыс. тонн в год этого уникального продукта. Для сравнения: по северному завозу ежегодно поставляется порядка 2 млн тонн арктического дизельного топлива.

— Деятельность ПАО «Славнефть-­ЯНОС» — яркий пример того, как наука превращается в непосредственную производительную силу. На предприятии действует очень мощная исследовательская лаборатория, известная своими передовыми разработками и делающая ПАО «Славнефть-­ЯНОС» безусловным лидером не только отечественной, но и мировой нефтехимической отрасли. Как вам удалось этого достичь?

— В середине XX века многие технические вопросы решались в конструкторских бюро, непосредственно расположенных на предприятиях. Так был разработан, например, танк Т‑34. Такой подход основан на глубоком исследовании научных закономерностей и получении новых знаний для их применения на имеющемся на предприятиях оборудовании. Наука в данном случае направлена на разработку наиболее эффективного применения уже существующих мощностей с их минимальной модернизацией. Это позволяет внедрять разработки быстро и с незначительными затратами. Считаю, что возврат к подобному подходу развития производства дает хорошие результаты и позволит быстро и эффективно развивать экономику государства.

— Долгое время отечественная промышленность, в том числе и нефтехимия, была встроена в мировую экономическую систему и в значительной степени зависела от импорта целого ряда комплектующих изделий и химических веществ, необходимых для производства нефтепродуктов различного назначения. Санкции, введенные коллективным Западом против нашей страны, сделали эти поставки невозможными и сформировали задачу скорейшего достижения Россией технологического суверенитета. Сказались ли на деятельности ПАО «Славнефть-­ЯНОС» беспрецедентные ограничения, введенные западными странами? Если сказались, то как быстро удалось устранить последствия этих недружественных по отношению к России решений?

— Нам удалось своевременно подобрать аналоги импортных каталитических систем и присадок и испытать их на предприятии. В настоящее время мы используем российские и китайские продукты. Больше того, нам удалось совместно со специалистами компании «Петро-­Хэхуа» (КНР) разработать инновационную каталитическую систему, позволяющую облегчать фракционный состав дизельного топлива в процессе гидроочистки. Данная разработка была внедрена летом 2024 года.

— Николай Владимирович, спасибо Вам большое за интервью, за Ваши обстоятельные ответы на вопросы, за то, что смогли уделить нам время, и, конечно же, за участие руководимого Вами ПАО «Славнефть-­ЯНОС» в качестве партнера в экспертной встрече «ТехПро». Мы от всей души желаем Вам вдохновения, творческого настроя в работе, появления большого количества ярких идей, новых разработок, колоссальных успехов, благополучия, счастья, крепкого здоровья, а возглавляемому Вами предприятию — процветания под Вашим руководством!

Беседу вела Тамара Мордасова