10 лет федеральному закону «Об энергосбережении…»

Курс на энергоэффективность / РЭЭ №4, 2019

10 лет федеральному закону «Об энергосбережении…»

23 ноября 2009 года был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель этого закона – создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Он кардинально отличался от действовавшего ранее Федерального закона, от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» гораздо большей прикладной направленностью, предложенным инструментарием и механизмами решения задач энергосбережения.

Референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации

Ковальчук Виталий Владимирович

Анализируя сегодня ход реализации 261-ФЗ можно констатировать, что далеко не все из задуманного выполнено, тем не менее, сам факт появления в свое время этого закона позволил заново перезапустить государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и вывести ее на совершенно новый уровень управленческих решений.

К числу наиболее прорывных идей, заложенных изначально в 261-ФЗ, на мой взгляд, можно отнести:

  • механизм привлечения внебюджетных средств посредством энергосервисного контракта;
  • целевое задание по снижению энергопотребления бюджетной сферой;
  • механизм запрета и/или ограничения использования энергетически неэффективных технологий оборудования;
  • государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • требование тотального «оприборивания»;
  • тотальное обязательное энергообследование бюджетной сферы, регулируемых организаций, крупных потребителей, получателей финансирования из бюджета и т.д.;
  • требования энергоэффективности при закупках для государственных и муниципальных нужд.
  • К сожалению не все получилось реализовать.

Пожалуй, самой неудачно реализованной оказалась идея энергетических обследований. Изначально абсолютно правильная и понятная всем идея при реализации обернулась тотальной профанацией самой темы энергетического обследования. Последующее обнуление тематики пожалуй было правильным решением, хотя, возможно, и не самым лучшим.

Наилучший результат дало развитие темы энергосервисных контрактов. Помнится, как в 2010–2012 годах первые энтузиасты энергосервисных контрактов повсеместно сталкивались с абсолютным непониманием, что такое энергосервис со стороны контрагентов и контролирующих органов. Помню суды и решения правоохранительных органов, которые энергосервисный контракт воспринимали как попытку мошенничества. Вспоминаю искреннее удивление и непонимание в глазах муниципальных чиновников, почему это они должны платить за экономию. Первые энергосервисные компании были в самом настоящем смысле этого слова героями, рисковавшими своими деньгами.

И только примерно начиная с 2014 года ситуация потихоньку началась меняться. Слово энергосервис стало общеупотребительным. Количество энергосервисных контрактов превысило критический порог и уже перестало пугать потенциальных заказчиков. К сегодняшнему дню уже сменилось несколько поколений энергосервисных компаний.

В настоящее время около 90% всех проектов по модернизации уличного освещения осуществляются по схеме энергосервисного контракта. В промышленности заключены энергосервисные контракты на десятки миллиардов рублей. В бюджетной сфере и коммуналке огромное количество реализованных проектов с положительными результатами. Правда существенно отстает жилищный фонд. Здесь, пожалуй, только Москва продвинулась дальше всех, имея в своей копилке несколько тысяч реализованных проектов по схеме энергосервисного контракта в жилой сфере.

Сегодня, к сожалению, невозможно оценить эффективность действовавшего до 2015 года требования по ежегодному снижению потребления энергоресурсов бюджетной сферой в сопоставимых условиях. Все дружно отчитывались о получаемой экономии, но механизма достоверной верификации этого создать так и не получилось.

Частично сработала идея с оприбориванием. Несмотря на требование к переходу на 100% учет потребляемых энергоресурсов, до настоящего времени по тепловой энергии и воде указанное требование не выполнено.

Думаю, если бы все положения и нормы 261-ФЗ были реализованы в полной мере, мы бы сегодня были бы одной из самых энергоэффективных стран мира. Тем не менее, работа по дальнейшей реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности продолжается и многие идеи 261-ФЗ еще имеют шанс к полноценному воплощению.

К наиболее значимым проработкам настоящего времени можно отнести:

работа по созданию новой версии государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая ведется Минэкономразвития России;

  • разработка федерального законопроекта по установлению требований определения класса энергоэффективности для административных зданий;
  • разработка федерального законопроекта по стимулированию энергосервисной деятельности в жилом фонде;
  • проработка правовых механизмов и наработка практики организации автоматизированного учета энергоресурсов по схеме контракта жизненного цикла;
  • перезапуск механизма установления требований к снижению в сопоставимых условиях объема потребляемых энергетических ресурсов и воды государственными (муниципальными) учреждениями;
  • разработка предложений по минимизации барьеров реализации энергосервисных контрактов, в частности оптимизация предоставления соответствующего обеспечения при закупках;
  • регулярный анализ складывающихся лучших практик в области энергосбережения в коммунальной сфере и их дальнейшее тиражирование.

Это лишь некоторые из реализуемых в настоящее время задач, но даже их достаточно чтобы понять актуальность государственной политики в этой сфере.

Завершая подведение итогов 10 лет 261-ФЗ, хотелось бы сделать еще один вывод. За прошедшие 10 лет очень сильно изменился и эволюционировал технологический инструментарий реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Если описать очень условно, то до 2009 года энергосбережение в первую очередь сводилось к известному «уходя – выключайте свет», т.е. к физическому ограничению нерационального и непроизводительного расхода энергоресурсов (энергосбережение 1.0). Последние 10 лет энергосбережение это в большей степени автоматизация и факторное регулирование (датчики движения, погодное регулирование и т.д.) (энергосбережение 2.0.). Смотря в следующие 10 лет уже приходит понимание, что условное энергосбережение 3.0 будет про цифру, про большие данные. Так или иначе, переход на более эффективное оборудование и технологии будет происходить естественным путем (этап энергосбережения 2.0), но наибольший вклад в повышение энергетической эффективности будет привносить цифровизация процессов и управление на основе больших данных. Т.е. уже недостаточно автоматизировать потребление, уже нужно делать его адаптирующимся под постоянно изменяющуюся среду в режиме реального времени, что становится возможным только сейчас по мере развития технологий, интернета вещей, искусственного интеллекта и т.д.

Соответственно, может быть не сейчас, но рано или поздно все равно придется делать очередное эволюционное переформатирование государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создавать новое правовое регулирование этой деятельности. И думать об этом нужно уже начинать сейчас в логике энергосбережения 3.0.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик