Десятилетие ФЗ-261: взгляд со стороны регионального центра по энергосбережению

Курс на энергоэффективность / РЭЭ №4, 2019

Десятилетие ФЗ-261: взгляд со стороны регионального центра по энергосбережению

В этом году исполняется 10 лет с момента принятия 261-ФЗ «Об энергосбережении…». Цель этого закона – создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Все эти 10 лет закон менялся и совершенствовался, создавались механизмы и уточнялись подходы для его эффективной реализации в нашем городе.

И.о. директора ГКУ города Москвы «Энергетика»

Черкасова Наталья Леонидовна

В чем же заключаются особенности этого закона?

Действующий до принятия нового закона на протяжении более 13 лет Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», носил скорее декларативный характер и к 2009 году во многом утратил свою актуальность. Действие нового Закона № 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Его положения, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения. Таким образом, любая деятельность, так или иначе связанная с потреблением энергетических ресурсов, подпадает под действие этого закона, то есть он затрагивает интересы как физических, так и юридических лиц.

Закон уточняет понятие энергосбережения, вводит определения энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности, устанавливает отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также соответствующие меры в целях защиты прав и законных интересов граждан РФ путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Впервые на законодательном уровне вводится понятие энергосервисного договора (контракта), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Предусматривается система мер государственного регулирования в установленной сфере, базирующаяся на нормативном подходе к использованию энергетических ресурсов, технологических процессов, определению энергоемкости устройств и помещений.

Вводится понятие коэффициента энергоэффективности технологических процессов, устройств, помещений, определение фактического значения которого и соотнесение его с нормативным уровнем является обязательным для установленных в законопроекте случаев.

В Законе появляется обязанность по определению требований, которым здание и сооружение должны соответствовать как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено.

Отдельная статья посвящена обеспечению приборами учета энергетических ресурсов. В соответствии с требованиями этой статьи обязательному учету используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета подлежат производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы. Это требование распространяется на объекты, подключенные к централизованным электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Установлены конкретные сроки для установки приборов учета.

Впервые вводится термин и определяются требования к проведению энергетического обследования, подразумевающего сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Результатом такого обследования становится определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

За время своего существования Закон претерпел множество изменений, касающихся правил учета ресурсов, функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, сохранения государственным учреждением лимитов финансирования при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты по энергосбережению, сокращения оборота ламп накаливания, условий проведения энергетического обследования и многого другого.

Принятие этого Закона неизбежно повлекло внесение изменений и в другие нормативно-законодательные акты Российской Федерации. К основным из них относятся:

  • Федеральный закон № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Изменения затронули установление тарифов, заключение долгосрочных договоров снабжения тепловой энергией (мощностью) и другие вопросы, связанные с энергоресурсами.
  • Налоговый кодекс. Изменения, внесенные в ст. 67 НК РФ, предусматривают в качестве основания для предоставления инвестиционного налогового кредита проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Бюджетный кодекс. Согласно внесенным изменениям государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) сроком, превышающим лимиты бюджетных обязательств.
  • Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части появления отдельного вида закупки – энергосервисные контракты.
  • Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ будет относиться решение вопросов, касающихся утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения.

Таким образом, Закон создал предпосылки для планомерного и системного подхода к вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах производства и потребления энергии на территории Российской Федерации, в том числе не только традиционно за счет бюджетных средств или средств жителей, но и за счет реализации механизма привлечения внебюджетных инвестиций.

За время существования Закона, Москва провела большую работу по созданию благоприятной среды для реализации государственной политики в области энергосбережения, установлению целевых показателей и разработке комплекса мероприятий по энергоэффективности для всех участников энергетической отрасли и потребителей ресурсов.

В этом же году исполнилось 10 лет с момента образования в Москве первого в Российской Федерации центра энергосбережения и повышения энергетической эффективности – ГКУ «Энергетика», подведомственного Департаменту ЖКХ города Москвы.

Активная позиция города по реализации энергоэффективных мероприятий в рамках исполнения Закона позволила сократить выбросы парниковых газов на 6,6 млн т экв. СО2, сэкономить более 8 млн т.у.т. топливно-энергетических ресурсов и около 300 млн куб.м. воды, что в свою очередь привело к сокращению энергоемкости валового регионального продукта примерно на 1,5 кг.у.т./тыс.руб. Заключены энергосервисные контракты в отношении более 2 000 многоквартирных домов с планируемым экономическим эффектом от реализации контрактов в размере 208,5 млн кВт*ч электрической и 1 620 Гкал тепловой энергии на сумму более 4,4 млрд руб.

Современные тенденции по повышению эффективности использования природных ресурсов и появлению новых технологий, позволят и дальше продолжить такую работу, а это значит, что необходимость совершенствования законодательства в области энергосбережения не потеряет свою актуальность и в будущем.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик