Качественное энергосбережение в Санкт-Петербурге

Курс на энергоэффективность / РЭЭ №4, 2019

Качественное энергосбережение в Санкт-Петербурге

Северная столица не только второй год подряд занимает первое место в рейтинге энергоэффективности в бюджетной сфере и ЖКХ среди субъектов Российской Федерации, но и является передовиком в вопросах контроля и повышения качества продукции инженерно-энергетического комплекса.

Директор СПбГБУ «Центр энергосбережения»

Соколова Татьяна Владимировна

Система управления энергосбережением города

СПбГБУ «Центр энергосбережения» – единый координатор реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на территории Санкт-Петербурга – был создан 25 апреля 2013 года.

Центр осуществляет планирование и мониторинг реализации государственными учреждениями и ресурсоснабжающими организациями программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также устанавливает лимиты потребления ТЭР и воды для бюджетных учреждений и ИОГВ города. Учреждение выполняет энергетические обследования, разрабатывает и анализирует программы энергосбережения, занимается реализацией энергосервисных контрактов.

В Петербурге действует региональная программа по энергосбережению, создана полная нормативно-правовая база, сформирована система регионального управления энергосбережением, важнейший элемент которой – разграничение ответственности за достижение показателей энергоэффективности в каждой отрасли, где ведется мониторинг показателей энергоэффективности, включенных в государственные программы (системы коммунальной инфраструктуры и энергетика, здравоохранение, образование, транспортный комплекс, жилищная сфера, промышленность).

Объем финансирования программ энергосбережения ресурсоснабжающих организаций на территории Петербурга в 2018 году составил 5,3 млрд рублей. Наибольшая доля – 3,8 млрд руб., или 71,7% – это мероприятия в сфере производства и передачи тепловой энергии. Экономия топливно-энергетических ресурсов, достигнутая в 2018 году ресурсоснабжающими организациями, составила 117 817 т у. т., или 730 млн рублей.

В бюджетной сфере за счет реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных учреждений доля светодиодных источников света за последние 4 года выросла с 6,1% до 15,1%. На сегодняшний день в зданиях бюджетного сектора города 20% индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием.

Большое внимание уделяется и повышению энергетической эффективности системы наружного освещения города. За 4 года реализации подпрограммы «Содержание, эксплуатация и развитие систем уличного освещения и художественной подсветки Санкт-Петербурга» средняя мощность светильника снизилась на 6,6% – с 183,4 Вт до 171,3 Вт – за счет увеличения доли светодиодных источников света. Доля энергоэффективных источников света в уличном и дорожном освещении – 90%.

Разработан программный комплекс для прогнозирования развития световой среды городов. Исследовательский проект станет основой для разработки адресной программы развития освещения Санкт-Петербурга на период 2020–2030 гг. с перспективой до 2050 г. Это первый в России и мире проект городского масштаба, предполагающий анализ световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Санкт-Петербурга.

Соревновательный эффект как инструмент повышения энергоэффективности

С 2016 года петербургский Центр энергосбережения осуществляет формирование ежегодного и полугодового рейтинга администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере.

При составлении рейтинга учитываются 6 показателей:

  1. Удельный расход тепловой энергии на нужды отопления объектов бюджетной сферы. Показатель отражает эффективность потребления тепловой энергии на единицу площади объекта.
  2. Исполнение установленных лимитов потребления электрической энергии объектами бюджетной сферы. Данный показатель учитывается только в рейтинге по итогам отчетного года.
  3. Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием узлов учета. Показатель отражает эффективность их использования при расчетах за потребляемую тепловую энергию и стимулирует планировать проведение поверок приборов учета в межотопительный период, своевременно представлять сведения об объемах потребления тепловой энергии в теплоснабжающие организации.
  4. Доля зданий бюджетной сферы, в которых обеспечивается автоматическое регулирование параметров теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.
  5. Доля государственных учреждений, заключивших энергосервисные контракты в отчетном периоде.
  6. Доля государственных учреждений, представивших в ГИС «Энергоэффективность» декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Для каждого показателя определен весовой коэффициент –параметр, отражающий значимость показателя по сравнению с другими показателями. Сводные показатели рейтинга с 2016 года включены в Систему ключевых показателей результативности глав администраций районов Санкт-Петербурга, что способствует привлечению более пристального внимания к вопросам энергоэффективности руководителей ИОГВ. Кроме того, включение в расчеты показателей, отражающих внедрение энергосервиса и автоматического регулирования теплопотребления на объектах бюджетной сферы, существенно активизировало работу администраций районов Санкт-Петербурга в этих направлениях.

Заключение энергосервисных контрактов в отношении тепловой энергии позволяет повысить сразу несколько показателей, помимо внедрения механизма энергосервиса, – оснащенность устройствами автоматического погодного регулирования теплопотребления и удельный расход тепловой энергии на нужды отопления.

Заключение энергосервисных контрактов повлияло на изменение позиции районов в данном рейтинге. В частности, по итогам рейтинга за 2018 год в тройку лидеров вошел Калининский район, который поднялся на 4 пункта, улучшив свои позиции за счет показателя доли государственных учреждений, заключивших энергосервисные контракты. В рейтинге за первое полугодие 2019 года лучшую динамику демонстрирует Красногвардейский район Санкт-Петербурга, который за этот срок поднялся на 5 пунктов, улучшив свои позиции за счет применения механизма энергосервиса в бюджетных учреждениях.

Успешная практика рейтинга энергоэффективности администраций районов Санкт-Петербурга рекомендована Минэкономразвития России к применению всем субъектам Российской Федерации.

Качество трубопроводной продукции на особом контроле

Особое внимание в регионе уделяется качеству инженерных сетей и оборудования, применяемых при строительстве и реконструкции на объектах инженерно-энергетического комплекса. На базе СПбГБУ «Центр энергосбережения» создана и работает аккредитованная в Росаккредитации лаборатория, которая проводит испытания по 25 ГОСТам на трубопроводную продукцию. Партии продукции, образцы которой не прошли испытания на соответствие требованиям нормативной документации, возвращаются производителям и поставщикам и не попадают на объекты теплоснабжения Петербурга.

Для снижения аварийности и повышения качества, надежности, безопасности и энергетической эффективности материалов и продукции, используемой при строительстве, модернизации и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, в Санкт-Петербурге с 2019 года функционирует система добровольной сертификации «СЕРТЭНЕРГО». Ее основная цель – объективное и достоверное подтверждение соответствия национальным и государственным стандартам, требованиям системы. «СЕРТЭНЕРГО» зарегистрирована в Едином реестре Росстандарта.

В состав Руководящего органа «СЕРТЭНЕРГО», который является главным органом управления системой, входят крупнейшие ресурсоснабжающие предприятия города: ГУП «ТЭК СПб», СПб ГКУ «Управления заказчика», АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ООО «Петербургтеплоэнерго». Область сертификации СДС «СЕРТЭНЕРГО» включает в себя проверку соответствия требованиям нормативной документации трубопроводной продукцию и запорной арматуры.

До конца 2019 года планируется расширение области сертификации на электротехническую продукцию (электрокабельная продукция, осветительное оборудование, приборы учета, распределительная аппаратура и т.д.), а также в части оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Процесс сертификации включает в себя анализ производства, отбор образцов для испытания продукции, лабораторные испытания, документарную проверку и инспекционный контроль на весь период действия сертификата. Эксперты органа по сертификации СПбГБУ «Центр энергосбережения» осуществляют документарную верификацию при включении продукции в каталог отечественного оборудования и материалов для предприятий инженерно-энергетического комплекса. Этот Каталог – тоже зона ответственности петербургского Центра энергосбережения. Вся включенная в Каталог продукция прошла верификацию в части сертификатов, протоколов испытаний и т.д.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик