Перевод существующей системы теплоснабжения на «закрытую» схему

Курс на энергоэффективность / РЭЭ №4, 2019

Перевод существующей системы теплоснабжения на «закрытую» схему

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года не допускается использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд ГВС, осуществление отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в которых осуществляется непосредственно из тепловой сети.

Директор ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области»

Дудкевич Павел Владимирович

Справка:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Центр энергосбережения
и повышения энергоэффективности»
Создано в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 17 мая 2010 года №233-р «О создании государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» в целях обеспечения взаимодействия между органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, органами исполнительной власти Ленинградской области по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на подведомственных объектах и в хозяйственном комплексе Ленинградской области.
Далее учреждение было преобразовано в казенное в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2010 года №324 «О создании казенных учреждений путём изменения типа существующих бюджетных учреждений Ленинградской области».

Перевод существующей системы теплоснабжения (горячего водоснабжения на «закрытую» схему имеет ряд преимуществ:

  • снижение расхода тепловой энергии на отопление и ГВС;
  • понижение удельных расходов топлива и электроэнергии на производство тепловой энергии;
  • сокращение затрат на эксплуатацию котельных и тепловых сетей;
  • обеспечение качественного теплоснабжения потребителей за счет уменьшения потерь тепла и количества повреждений на тепловых сетях;
  • отсутствие затрат на химводоподготовку;
  • обеспечение надлежащего качества горячего водоснабжения.

Одним из технических решений по переводу систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на «закрытую» схему является установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с системой часового и погодного регулирования с теплообменным оборудованием.

На 2018 год на территории Ленинградской области осуществлена работа по установке АИТП в 503 многоквартирных домах с привлечением средств областного бюджета. Реализация мероприятий по установке АИТП позволяет не только выполнить требования по «закрытию» систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), но и приносит ощутимый экономический эффект. На данный момент на территории Ленинградской области сохраняется потребность в переводе систем теплоснабжения на «закрытую» схему в 3940 МКД.

Органами местного самоуправления также используются аналогичные технические решения по переводу системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на «закрытую» схему, а именно: прокладка дополнительных трубопроводов горячего водоснабжения (4-трубная система теплоснабжения); строительство ЦТП; модернизация источников теплоснабжения.

При планировании мероприятий по переводу существующей системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на «закрытую» схему необходимо учитывать следующие аспекты:

1. При установке на объекте АИТП требуется предусмотреть последующую замену внутренних инженерных сетей на полипропилен. Это обусловлено тем, что при «закрытой» схеме приготовление теплоносителя для системы горячего водоснабжения осуществляется непосредственно на объекте с использованием холодной воды, не прошедшей водоподготовку. В связи с чем существующие внутренние инженерные сети подвержены агрессивному воздействию кислорода. Кроме этого, Центр энергосбережения ведет активную работу по поиску эффективного технического решения, которое позволит предотвратить увеличение эксплуатационных проблем непосредственно на объекте теплоснабжения.

2. Выполнение таких мероприятий, как масштабно, так и локально, необходимо планировать совместно с органами местного самоуправления. Они осуществляют разработку и утверждение схем теплоснабжения, в которых определены даты и мероприятия по переводу систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории муниципального образования на «закрытую» схему. При этом на практике существуют случаи, когда в отношении жилищного фонда уже выполнены эти мероприятия и требуется повышение параметров теплоносителя от источников теплоснабжения, а на территории муниципального образования по-прежнему находятся абоненты, к примеру, объекты бюджетной сферы (федеральные, государственные, муниципальные), в которых горячее водоснабжение осуществляется по «открытой» схеме.

3. Органам местного самоуправления требуется планировать возможную необходимость реконструкции источника теплоснабжения. Как показывает практика, после выполнения данных мероприятий, источникам теплоснабжения требуется повышать температурный график. Однако повышение графика зачастую невозможно ввиду отсутствия технической возможности и необходимости крупного и единоразового капиталовложения.

4. Управляющим компаниям необходимо проводить разъяснительную работу с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах о положительном эффекте от установки АИТП. Реализация этого мероприятия позволяет более экономно, а главное рационально, использовать тепловую энергию. При этом экономия энергетического ресурса составляет 15–25% при установке в МКД, и до 35% при реализации в учреждениях бюджетной сферы за счет режимности работы объектов. Однако следует учесть, что в состав АИТП входит электрическое оборудование (к примеру, насосная группа). Тем самым потребление электрической энергии на общедомовые нужды возрастет, и, как следствие, собственники жилых помещений увидят это в ежемесячных квитанциях. Однако, требуется акцентировать внимание, что увеличенное потребление электрической энергии ничтожно мало в сравнении с величиной экономии тепловой энергии.

5. Управляющим компаниям требуется проводить более качественную работу по взаимодействию с собственниками жилых помещений в МКД при организации работы проведения собраний. Так как инженерные системы относятся к общедомовому имуществу, реализация мероприятий по его реконструкции, в том числе установке АИТП, требуется начинать с получения согласия собственников. На практике, чтобы собственникам принять решение, требуется неоднократное проведение собраний, однако не всегда обеспечивается кворум собственников. Зачастую управляющим компаниям приходится проводить заочное голосование.
Необходимо взаимодействие со СМИ и администрациями муниципальных образований с целью разъяснения и популяризации вопросов установки АИТП в МКД и бюджетной сфере для регулируемых организаций, управляющих компаний, собственников помещений.

6. Органам местного самоуправления, управляющим компаниям, собственникам жилых помещений в МКД требуется рассматривать все механизмы реализации данного мероприятия – не только за счет прямого субсидирования, но и в рамках энергосервисных контрактов. Управляющим компаниям требуется детально и регулярно изучать все тонкости и специфику данного механизма, а также качественно и доходчиво объяснять это собственникам. Этот механизм необходимо принимать во внимание и при реализации иных мероприятий, к примеру, установки узлов учета энергетических ресурсов. Однако устанавливать только узел учета энергетического ресурса в рамках энергосервиса невозможно. Требуется реализовывать энергосберегающее мероприятие, к примеру, установку АИТП. Установка узла учета тепловой энергии в МКД Ленинградской области актуальна, в особенности для МКД, тепловая нагрузка которых составляет менее 0,2 Гкал/час (таких МКД на территории Ленинградской области более 2800).
Механизм энергосервисных контрактов на территории Ленинградской области получает все большее распространение. Так по состоянию на 2019 год на территории Ленинградской области заключено 108 энергосервисных контрактов. По результатам 2017 года, Ленинградская область заняла 6-е место в России по показателю привлеченных внебюджетных средств в рамках энергосервиса.

Заключение энергосервисных контрактов в многоквартирных домах имеет свою особую специфику и сложность, как для потенциального заказчика, так и для потенциальных энергосервисных компаний. В дополнение к ранее сказанному в части необходимости проведения собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме, обеспечения кворума, ведению разъяснительной работы существует еще ряд аспектов, а именно:

1. Возможность смены руководителя управляющей компании. Риск связан с тем, что возможна смена руководства управляющей компании и, как следствие, новое руководство может отказать в оплате по контракту, который заключил его предшественник.

2. Неудовлетворительная платежная дисциплина. Оплата по контракту напрямую связана с оплатой жилищно-коммунальных услуг собственниками помещений МКД. При низкой собираемости оплаты услуг, энергосервисная компания рискует недополучить прибыль, и проект станет для нее убыточным.

3. Неудовлетворительное техническое состояние внутренних инженерных сетей. На практике зачастую для реализации энергосберегающих мероприятий требуются дополнительные капиталовложения, без которых реализация технически невозможна. Вследствие чего, проект может стать нерентабельным.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик