Севастополь – южная столица России

Региональное управление / РЭЭ №5, 2018

Севастополь – южная столица России

Владимир Васильевич Базаров

В марте 2014 года город Севастополь вошел в состав Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил порядок интеграции двух новых субъектов в правовую систему Российской Федерации.

Заместитель Губернатора – Председателя Правительства города Севастополя

Базаров Владимир Васильевич

В 2017 году на сессии Законодательного Собрания Севастополя принята Стратегия социально-экономического развития Севастополя до 2030 года.

В качестве целевых ориентиров, заложенных в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя определены создание высокоэффективной экономики, ориентированной на производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью; Становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга; Формирование комфортной городской среды для жителей и гостей.

Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает Заместитель Губернатора – Председателя Правительства города Севастополя, глава делегации Севастополя на Российской энергетической неделе Владимир Васильевич Базаров.

– Владимир Васильевич, каковы основные направления социально-экономического развития Севастополя?
– Для нашего города приоритетным направлением социально-экономического развития является развитие жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на коммунальные услуги в городе в настоящее время являются самыми низкими в Российской Федерации. Возмещение фактической себестоимости оказания услуг действующими тарифами не превышает 65–85% в зависимости от вида услуг. В результате ресурсоснабжающие предприятия и предприятия, оказывающие жилищные услуги, были длительное время убыточными. Этот фактор при отсутствии достаточного бюджетного финансирования и высоком объеме задолженности в сфере ЖКХ сдерживал процесс модернизации инженерных сетей и оборудования, что привело к росту изношенности основных фондов и снижению качества услуг.

Для устранения этих негативных факторов утверждена государственная программа «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017–2022 годы» (Постановление Правительства Севастополя от 21 ноября 2016 г. № 1112-ПП). Цель программы – создание комфортной среды и обеспечение безопасности условий проживания населения города Севастополя на основе повышения надежности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объем бюджетного финансирования мероприятий данной программы до 2022 года – 54 млрд руб. Однако требуемый объем финансирования существенно выше, в связи с чем для города очень важна работа по привлечению внебюджетного финансирования.
Одна из ключевых задач программы по развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры города – повышение эффективности использования энергетических ресурсов.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года позволит не только диверсифицировать экономику и создать комфортные условия для жизни, работы и самореализации жителей города, но и кардинальным образом изменить положение города Севастополя среди других российских регионов. Достижение стратегических целей будет способствовать укреплению позиций города Севастополя в качестве российского геостратегического центра в Причерноморье и сопровождаться усилением роли города как делового центра, туристического центра, транспортно-логистического центра, центра образования и инноваций, культурно-досугового центра.
Прежде всего, это рост ВРП в городе Севастополе в 2,6 раза, а в промышленности – в 7,8 раза к 2030 году по сравнению с 2015 годом в реальном выражении. При этом с учетом роста численности населения города производительность труда, ВРП на одного занятого в экономике города Севастополя возрастет в два раза.

Заработная плата в городе Севастополе превысит 42 тысячи рублей к 2024 году и 63 тысячи рублей к 2030 году, что будет означать рост в 1,5 раза в реальном выражении. Доступность жилья вырастет вдвое (коэффициент доступности жилья уменьшится с 6,2 года до 3,0 года). Состояние здоровья жителей города Севастополя будет существенно улучшено в ходе реализации мероприятий Стратегии – в 1,6 раза снизится смертность от болезней системы кровообращения, в 1,5 раза – от новообразований.

В период после 2020 года с учетом успешной реализации Федеральной целевой программы будет обеспечен существенный рост доли собственных доходов бюджета города Севастополя и внебюджетных источников в финансировании проектов и программ развития города Севастополя. Доля трансфертов из федерального бюджета в бюджетных доходах города снизится вдвое, до 30–33 процентов (против 61 процента в 2015 году).

Кроме того, созданные на первом этапе реализации Стратегии условия для частного инвестирования и роста инвестиционной привлекательности города приведут к увеличению доли внебюджетных источников финансирования инвестиций в городе до 75–82 процентов (против 48 процентов в 2015 году).
Будут созданы сильные и современные промышленные предприятия, туристические объекты, комфортное городское пространство.

– Недавно завершились испытания первого блока Балаклавской ТЭС в Севастополе. Это стало значимым событием энергетической отрасли города.
– Комплексные испытания парогазовой установки мощностью 235 МВт, которая является первым по счету энергоблоком, стали заключительным этапом перед аттестацией генерирующего оборудования и вводом в эксплуатацию первой очереди Балаклавской ТЭС.
Программа испытаний, согласованная с системным оператором, предусматривала непрерывную 72-часовую работу энергоблока ТЭС с номинальной нагрузкой в составе энергетического комплекса Единой энергосистемы России. В период строительства энергоблока, и затем при испытании генерирующего оборудования и вводе его в работу в условиях сложной режимно-балансовой ситуации системным оператором обеспечена устойчивая работа Объединенной энергосистемы Юга без нарушения электроснабжения потребителей.

Ранее были завершены испытания генерирующего оборудования на Таврической ТЭС под Симферополем. Первые очереди обеих станций должны быть введены в эксплуатацию в октябре, вторая очередь – в ноябре этого года.

Две крымские ТЭС в Симферополе (Таврическая) и Севастополе (Балаклавская) мощностью по 470 МВт каждая строятся в рамках федеральной целевой программы развития Крыма. Ввод в эксплуатацию первых блоков тепловых электростанций был запланирован на сентябрь 2017 года, вторых – в 2018 году. Однако сроки запуска первой очереди были перенесены на 2018 год из-за задержки с поставкой турбин.

– Один из приоритетных проектов города Севастополя «ЭнерджиНет». Расскажите о нем поподробнее.
– Проект «ЭнерджиНет» – создание систем интеллектуальной распределенной энергетики на новом технологическом уровне, включая открытую платформу для развития распределенной энергетики и клиентских сервисов, адаптирующуюся к новым участникам рынка. Он направлен на создание энергетики будущего на принципах Internet of Energy (EnergyNet) и стоит на повестке Национальной технологической инициативы, реализуемой как приоритетное направление, обозначенное Президентом России.
Проект предполагает модернизацию распределительной сети 0.4-110 кВ Севастополя с использованием лучших и перспективных практик, а также стратегии развития города, с целью повышения надежности, доступности и качества электроэнергии до уровня лучших мировых практик при снижении стоимости владения сетью ~ на 25%.

Существующие электрические сети Севастополя имеют высокий уровень прогрессирующего износа и не способны обеспечить стратегию развития города. Источники финансирования для развития сетевого комплекса отсутствуют. Основные потребительские свойства электроэнергии в Севастополе: качество, доступность и надежность для многих потребителей неудовлетворительны. Это снижает инвестиционную привлекательность города.

Именно поэтому проект признан приоритетным проектом развития города Севастополя и поддержан Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя в рамках совещания 13 декабря 2016 года.

В Севастополе завершается подготовка к подписанию проекта «ЭнерджиНет» по комплексной реконструкции трех пилотных зон, одновременно создается новая аппаратура, программное обеспечение и модели сети «умного» энергоснабжения. Также в рамках реализации проекта в Севастопольском государственном университете началась подготовка специалистов в области интеллектуальной энергетики.

– Энергосбережение – новое для Севастополя направление деятельности. Как Вы видите основные направления его развития?
– Сегодня я с сожалением должен признать, что в такой важной сфере как энергосбережение город Севастополь имеет существенное отставание. Так, в рейтинге энергоэффективности субъектов Российской Федерации за 2017 год город Севастополь занимает 83 место. Тому есть причины как объективные, так и субъективные.

До настоящего времени ведется активное правотворчество, призванное, во-первых, разрешить практические вопросы, возникающие при переходе к российским стандартам законотворчества, во-вторых, приобщиться к новой для региона правовой традиции двухуровневой системы федерального и регионального законодательства.

Мы получаем серьезную поддержку на федеральном уровне, в частности, Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Цель программы – интегрирование экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Средства, выделяемые в рамках этой программы, направляются в первую очередь на реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Беседовала Екатерина Сергеева

Основные конкурентные преимущества Севастополя:

  • Выгодное географическое расположение;
  • Наличие незамерзающего порта;
  • Достаточная развитость транспортной инфраструктуры города;
  • Мягкий климат (комфортно жить и работать);
  • Развитая отрасль виноделия;
  • Известность Севастополя как исторического бренда;
  • Высокий уровень образованности и культуры населения;
  • Наличие потенциала для развития туризма;
  • Наличие базы для судостроения и судоремонта;
  • Наличие небольших лабораторий и ряда крупных конструкторских бюро, развитый IT-рынок.

 

Приоритетные отрасли для инвестирования и развития:

  • высокотехнологичное производство, в т.ч. машиностроение;
  • туризм;
  • виноделие;
  • отрасль информационных технологий;
  • судоремонт и судостроение;
  • развитие информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие рыболовства и рыбопереработки;
  • создание условий для формирования мультимодального транспортно-логистического центра.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик