Ю.Н. Захаринский. Перспективы развития Красноярской Арктики

Региональное управление / РЭЭ №6, 2016

Перспективы развития Красноярской Арктики

Юрий Захаринский

Сегодня мы все чаще обсуждаем перспективы развития Севера, как точки роста экономики Российской Федерации. Арктическая зона страны, как часть Русского Севера, имеет важнейшее значение для обеспечения экономических, геополитических интересов страны в целом. Красноярский край – один из крупнейших регионов страны – обладает и большой частью Арктической зоны, и богатыми природными ресурсами, и солидным опытом освоения Севера, который трудно переоценить для стратегических интересов России.

Заместитель председателя Правительства Красноярского края

Юрий Николаевич Захаринский

Большая часть – 89% – территории Красноярского края – это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Три крупнейших района края получили статус Арктической зоны России – город Норильск, Таймырский Долгано­Ненецкий и Туруханский районы, а это 46% территории края – 1,1 млн км2. В них проживают 229 тысяч человек.

Для северных регионов совершенно очевидна необходимость разработки программ инфраструктурных преобразований, транспортной доступности, поэтому эти вопросы нами широко обсуждаются на различных конгрессно­форумных мероприятиях.

В Красноярской Арктике сеть автомобильных дорог и железная дорога являются изолированными и не связаны с общей сетью российских железных дорог. Связь Красноярской Арктики с «материком» обеспечивают 3 крупных морских порта – Хатанга, Дудинка, Диксон. Главной транспортной магистралью северных территорий края, по которой перевозится основной объем грузов, является река Енисей и ее притоки. Сегодня водный транспорт обеспечивает основные объемы перевозок коммерческих и социальных грузов.

Также в Арктической зоне края расположены 7 аэропортов – Норильск (аэропорт Алыкель), Хатанга, Диксон, Игарка, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Светлогорск. За год через них перевозится более 743 тысяч пассажиров и 19 тысяч тонн грузов. В настоящее время осуществляется реконструкция и модернизация взлетно­посадочной полосы аэропорта Норильска – «Алыкель». Учитывая уникальное географическое положение Красноярского края, находящегося на пересечении крупнейших мировых транспортных потоков между Азией и Европой, Азией и Североамериканским континентом, рассматривается вопрос о присвоении аэропорту Норильска статуса «международный» и создание авиационного хаба с организацией транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике.

Таким образом, задачи освоения арктических территорий могут быть ускорены и решением инфраструктурных задач на севере и в Арктике – это должно быть общей задачей как регионов, так и Российской Федерации. Поэтому государству необходимо корректировать свои подходы в освоении и развитии Арктики.

В Арктике сохранилась и действует мощнейшая производственная база. В зоне Красноярской Арктики работают такие флагманы промышленности, как «ГМК «Норильский никель» и Заполярный филиал в Норильске, «Нефтяная компания «Роснефть» и Ванкорнефть в Туруханском районе. Безусловно, эти предприятия во многом определяют развитие экономики как Красноярского края, так и России.

Заполярный филиал Норильского никеля производит более 90% российских объемов никеля, более 40% меди, 98% металлов платиновой группы. И поэтому Норильск мы по праву считаем металлургической столицей Красноярского края. Продукция предприятия составляет значительную долю экспорта Российской Федерации.

В прошлом году компания заплатила в бюджеты всех уровней около 80 млрд руб. в виде налогов и отчислений. 42,4 млрд руб. налоговых поступлений остались в крае, сформировав значительную часть всего краевого бюджета. Я привел только несколько цифр, но и эти цифры подчеркивают значимость компании для Красноярского края.

В Туруханском районе ведет добычу нефти и газа «Ванкорнефть» – дочернее предприятие «Нефтяной Компании «Роснефть». За прошедшие 10 лет были возведены объекты добычи и подготовки нефти, создана инфраструктура социально­бытового назначения. Реализация проекта освоения Ванкора с 2014 года вышла на пик добычи. Планируется ввод в эксплуатацию новых месторождений.

Сузунское месторождение уже подготовлено к запуску. Построен межпромысловый нефтепровод Сузун – Ванкор. Планируется начать обустройство двух других месторождений: Тагульского и Лодочного.

Продолжается освоение Пеляткинского газоконденсатного месторождения Акционерным обществом «Таймыргаз». Программа работ в 2014–2017 годах обеспечит разработку запасов углеводородного сырья месторождений и транспортировку газа потребителям.

В последние годы экономическая карта региона пополнилась новыми центрами экономической активности. Помимо месторождений, тяготеющих к Ванкорскому кластеру, в Арктической зоне края в настоящее время ведутся геологическое изучение и подготовка к освоению по целому ряду участков недр, которые могут в перспективе сформировать еще два новых центра нефтегазодобычи, которые по географии их расположения условно можно назвать Усть­Енисейский и Хатангский. Усть­Енисейский центр нефтегазодобычи расположен к востоку от Енисейского залива и объединяет Пайяхское и Байкаловское месторождения. Хатангский перспективный центр нефтегазодобычи располагается в пределах Хатангского залива. Освоение данной территории планируется начать с Восточно­Таймырского лицензионного участка, принадлежащего «ЛУКОЙЛ­Западная Сибирь». Проводятся геологоразведочные работы. В 2017 году планируется пробурить две поисково­разведочных скважины. В планах с 2023 года планируется добыча нефти.

В 2016–2017 годах компания «РН­Шельф­Арктика» – дочернее предприятие «Нефтяной Компании «Роснефть» – выполняет работы на лицензионном участке «Хатангский» в Таймырском Долгано­Ненецком районе. В этом году проводятся подготовительные поисково­оценочные работы в Хатангском заливе и на полуострове Хара­Тумус. Плановая дата начала бурения поисково­оценочной скважины – июнь 2017 года.

Помимо углеводородов, минерально­сырьевая база энергетических ресурсов арктической зоны края представлена богатыми запасами каменного и бурого угля. На сегодняшний день добычу угля для местных нужд ведут ГМК «Норильский никель» на разрезе Кайерканский­2 и ООО «Хатангский морской торговый порт» на разрезе Восточный.
Наиболее же перспективным для освоения, с целью внешних поставок, является Западно­Таймырский угленосный район, располагающийся в крайней северо­западной части полуострова Таймыр. Близость к морскому порту Диксон, высокое качество углей, значительные прогнозные ресурсы выделяют эту площадь как наиболее перспективную на разработку коксующихся углей для поставки за пределы края, в том числе на экспорт. Здесь может быть создан крупный Диксонский центр угледобычи.

В 2015 году в Таймырском Долгано­Ненецком муниципальном районе начала деятельность компания «ВостокУголь» и ее дочернее предприятие «Арктическая горная компания», которая уже приступила к реализации проекта по освоению одного из самых крупных в мире месторождений антрацита. Уголь будет транспортироваться в Европу по Северному морскому пути. Ведется строительство модульного вахтового городка, автомобильной дороги, угольного причала порта «Чайка».

Таким образом, развитие Красноярской Арктики связано с дальнейшим развитием металлургии в Норильском промышленном районе, освоением новых месторождений Ванкорского кластера, формированием новых центров добычи нефти и газа, развитием Диксонского центра угледобычи.

Все компании­недропользователи, осуществляющие свою производственную деятельность на территории Красноярской Арктики, заключают соглашения с Правительством Красноярского края и муниципальными образованиями, предусматривающие строительство объектов социальной инфраструктуры, автодорог, модернизацию объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры.

В этой связи следует отметить положительную динамику показателя роста населения в Арктической зоне Красноярского края. В 90­е годы, в период социально­экономического спада, многие северяне семьями, целыми предприятиями уезжали на «материк» в поисках достойной работы и более «теплой» жизни. Затем в период стабилизации и роста промышленного производства, разработки новых месторождений, все больше внимания стало уделяться развитию социальной сферы, созданию новых рабочих мест. Отток населения прекратился и ситуация нормализовалась.

В наши дни мы наблюдаем, пусть и незначительный, но рост населения в муниципальных образованиях, входящих в Арктическую зону края. А с учетом разработки новых месторождений, роста производства, население будет только увеличиваться. Безусловно, не все, как поется в известной песне, едут на Север «За туманом и за запахом тайги». Едут и за деньгами, за достойной заработной платой. Но многие приезжают работать, создают семьи, живут на Севере и связывают свое будущее с ним.

Как норильчанин с 22­летним стажем и как человек, занимающийся северными территориями уже много лет, подчеркну очевидное, жить и работать на Севере – значит получать достойную зарплату и обеспечивать свой профессиональный рост, это и возможность решить жилищный вопрос на материке, и продолжительный отпуск, и высокая пенсия, возможность помогать материально своим родным. А для охотников и рыбаков это еще и дополнительная возможность досуга.

Разработка новых месторождений полезных ископаемых, и связанное с этим социально­экономическое развития региона; модернизация транспортной инфраструктуры, в том числе морских портов; рост численности населения и уровня жизни на Севере края в результате развития социальной инфраструктуры; создание благоприятных условий для производства и ведения бизнеса на Севере – все это подтверждает и целесообразность и необходимость создания Таймыро­Туруханской опорной зоны.

Министерством экономического развития Российской Федерации задачи развития Арктической зоны в настоящее время решаются на качественно новом уровне. В качестве основного подхода в проектном управлении по территориально­кластерному принципу рассматривается механизм создания восьми опорных зон развития в Арктике, в том числе и в Красноярском крае – Таймыро­Туруханской.

Опорные зоны – это комплексный проект социально­экономического развития Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающий скоординированное применение механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно­частного и муниципально­частного партнерства.

Обсуждая перспективы развития Арктической зоны России на V международной деловой неделе в Мурманске, мы сошлись во мнении, что принципиально важно при рассмотрении проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» отразить в нем механизм формирования и управления опорными зонами. Определить полномочия арктических субъектов: в вопросах формирования и управления опорными зонами; в определении порядка и критериев отбора проектов, мероприятий и приоритетных проектов опорных зон развития; в формировании и работе органов управления опорными зонами.

Создание Таймыро­Туруханской опорной зоны в Красноярской Арктике обусловлено, прежде всего, наличием огромных ресурсов различных видов полезных ископаемых. Практически всей таблицы Менделеева. Природные богатства Арктики и их освоение – бесспорный потенциал развития: экономического, социального, интеллектуального. Мы должны его использовать максимально эффективно. Это масштабная работа, как минимум, ещё на десятки лет! А развитие новых проектов в Арктике, в том числе посредством механизма организации опорных зон должно стать опорой для экономического развития России!

Уверен, объединив наши усилия, мы сможем в полной мере использовать накопленный опыт и двигаться дальше.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик