С теплом и любовью к суровой Арктике

Гость редакции / РЭЭ № 4, 2022

С теплом и любовью к суровой Арктике

В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал сенатор Российской Федерации , заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), профессор, доктор экономических наук Александр Константинович Акимов

Сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), профессор, доктор экономических наук.

Александр Константинович Акимов

– Север – достояние и будущее нашей страны: это и кладовая ресурсов, и невероятной красоты край, и, конечно же, замечательные, отзывчивые, трудолюбивые люди. На Севере бывает очень холодно, но он требует теплого и бережного к себе отношения. Российская Федерация делает очень многое для развития Арктической зоны и Дальнего Востока. Вы не понаслышке знаете об этом, поскольку, можно сказать, живете Севером. Какие задачи, на Ваш взгляд, сейчас являются наиболее актуальными для экономики регионов Арктической зоны и Дальнего Востока?

– Форпостом России на Дальнем Востоке сегодня является Республика Саха (Якутия). Это самый крупный регион, самый холодный, но один из самых интересных и привлекательных и в плане недр, и в плане человеческих ресурсов. Вы знаете, что этот год знаменателен для республики: он проходит под эгидой столетия Якутской АССР. И в декабре этого года в Совете Федерации пройдут Дни Республики Саха (Якутия), на которых будут приняты важнейшие документы по социально-экономическому развитию на ближайшие годы и на перспективу, в связи с чем в течение последних лет шла серьезная подготовительная работа.

В рамках этой работы в Совете Федерации проходили встречи с руководством республики, с Председателем Совета Федерации, и буквально 23–24 сентября 2022 года в Якутске состоялось выездное совещание профильного комитета Совета Федерации, на котором обсуждались первоочередные задачи Арктической зоны и Дальнего Востока. Кроме того, сенаторы побывали на важнейших объектах: в аэропорту, морском порту и на опытно-промышленной ветровой электростанции «Тикси», на железнодорожной станции в Нижнем Бестяхе, на месте строительства мостового перехода и в ряде других мест.  Своими глазами сенаторы увидели, что обсуждают и насколько актуальны данные объекты для развития экономики региона.

Мы в первую очередь говорили о северном завозе –
стратегически важной задаче для арктических регионов. А вы знаете, что на Север завозится буквально все, начиная от продуктов питания до гвоздей и ГСМ. Можете представить себе, насколько это важный жизнеобеспечивающий закон, – мы бились за него долгие годы. Неслучайно Президент РФ Владимир Путин по итогам совещания по вопросам развития Арктической зоны РФ в апреле этого года дал поручение кабмину страны до конца года разработать законопроект о северном завозе и внести его в Госдуму. Самое важное в законопроекте –
это развитие транспортно-логистической инфраструктуры и социальных объектов.

На выездном совещании в Якутске были обсуждены вопросы транспортной логистики, строительства дорог и мостового перехода через реку Лену; развития малой авиации, модернизации  сети аэропортов, поддержки внутрирегиональных авиаперевозок; развития внутреннего водного транспорта, обновления и модернизации флота, строительства доков и слипов в удаленных бассейнах рек, находящихся в зоне северного завоза; модернизации энергетики, развития отраслей промышленности в Республике Саха (Якутия), в том числе оловодобывающей и угольной; продвижения проектов Алданского промышленного кластера в Южной Якутии и в сфере добычи редкоземельных металлов на северо-востоке страны. Все это актуальные вопросы для экономики региона.

 

– Вы входите в состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, являетесь заместителем председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, о том, на решении каких вопросов в настоящее время сфокусировано внимание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

– Арктика – это будущее России. Почему я так говорю? Да потому, что здесь заложена вся таблица Менделеева: нефть и газ, алмазы и золото, уголь и многое другое. Так что Арктике, Дальнему Востоку принадлежит исключительная роль в развитии экономики страны. Поэтому именно эти регионы надо развивать в первую очередь, для чего и была принята Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года и, как продолжение Стратегии, утверждена комплексная программа социально-экономического развития Арктической зоны, которая позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест и повысить доходы людей. Кроме того, в ней впервые заложены мероприятия, нацеленные на помощь коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, проживающим в Арктической зоне России.

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Петрович Трутнев ставит задачу неуклонного повышения качества и уровня жизни населения – чтобы люди вернулись на Север, в Арктику. Это основное. Мы же для людей работаем. В этом аспекте Совет по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации рассматривает вопросы строительства школ, детских садов, подготовки кадров, арктической медицины, способной поднять продолжительность жизни на северных территориях, развития традиционных отраслей коренных малочисленных народов. Под особым контролем Валентины Матвиенко находится программа «Дети Арктики» и мн.др.

И, конечно, внимание Юрия Трутнева сфокусировано на вопросах Северного морского пути, о чем он не раз говорил, в том числе и выступая в рамках правительственного часа на 509-м  заседании Совета Федерации. В условиях транспортной блокады, экономических санкций Севморпуть становится важен как практически безальтернативный транспортный коридор. Сейчас у нас есть Закон о Севморпути, строятся ледоколы, из космоса мониторят состояние льдов и окружающей среды, и в международном плане можно спокойно работать. Северный морской путь обеспечит безопасный транзит грузов. Главной задачей, стоящей перед нами сегодня в Арктическом регионе, остаются увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год к 2024 году и все основные вопросы, связанные с развитием этого морского транспортного коридора, в том числе строительство Северного широтного хода, необходимого для развития Севморпути.

 

– В ноябре 2022 года в родной для Вас Якутии пройдет IV Северный форум по устойчивому развитию. Он посвящен 100-летию образования Якутской АССР. Что Вы ожидаете от форума? Якутия – один из экономически успешных регионов Российской Федерации. Что, на Ваш взгляд, лежало в основе этого успеха? Какие достижения Якутии за эти 100 лет Вы бы определили как наиболее значимые, может быть, даже судьбоносные для Республики Саха (Якутия)?

– Действительно, Северный форум по устойчивому развитию стал авторитетной содержательной площадкой для обсуждения ведущими отечественными и зарубежными учеными, экспертами и политиками многих вопросов развития Арктики, Севера и в целом развития больших территорий. Опыт успешного экономического развития Якутии необходимо изучать и распространять. Не буду оригинальным, если скажу, что все началось 100 лет назад, когда ЯАССР обрела свою государственность. И тут важно упомянуть комплексную академическую экспедицию АН СССР 1925–1930 годов по изучению производительных сил республики, инициированную одним из основателей государственности республики Максимом Кировичем Аммосовым, благодаря которой был заложен прочный фундамент развития республики в XX веке. И если говорить о достижениях, то нужно хорошо знать историю страны, Сибири и Дальнего Востока, как из отсталой окраины Якутия превратилась в экономически развитую и продвинутую республику. У нас любят в этом смысле обращаться к произведению якутского поэта, основоположника якутской литературы Платона Ойунского, который 100 лет назад написал «Великий столетний план», мечтая о том, каким станет его северный край.

Жизнь Якутии сильно поменялась в новом веке, особенно за последние годы. Наши достижения – Высшая школа музыки, Театр оперы и балета, Саха академический театр, ставший лауреатом Государственной премии Советского Союза, старейший на севере страны Русский драматический театр. Якутский эпос «Олонхо» объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Получил мировое признание традиционный якутский вид спорта мас-рестлинг. Даже появился такой бренд, как якутское кино, которое буквально совершило прорыв за несколько лет и нашло поклонников по всей России и за рубежом. И теперь вы смотрите на экранах кинотеатров и по телевизору фильм якутского режиссера Никиты Аржакова «Снайпер Саха» и советуете его своим друзьям и детям. Наши художники прославили якутскую школу живописи, якутские выдающиеся писатели вошли в число известных писателей Советского Союза, а теперь России и зарубежья.

Накоплен огромный исторический опыт сотрудничества народов, населяющих Якутию, и сформирован уже общий пласт культуры, являющийся сегодня фактором межнационального согласия и стабильности.

На базе Якутского государственного университета – вуза с 75-летней историей – создан Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова,  составляющий золотую лигу лучших университетов мира. С целью подготовки собственных кадров для работы в сфере промышленного освоении территории были открыты два филиала СВФУ в городах Нерюнгри и Мирном. Наши классики могли об этом только мечтать – чтобы молодые люди получали высшее образование у себя на родине. Молодые ученые шагнули далеко вперед, и в области ИТ-технологий республика вышла на передовые позиции.

Научно-образовательный центр «Север» вошел в пятерку победителей конкурса по отбору НОЦ мирового уровня.

Инициативы республики всегда находят поддержку на федеральном уровне: они входят в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.

В числе достижений надо отметить ускоренное строи­тельство автомобильных дорог – федеральных трасс «Лена», «Вилюй», «Колыма»,  республиканской – «Амга». Железная дорога дошла до Нижнего Бестяха, а строящийся мостовой переход через Лену в перспективе соединит перечисленные федеральные автодороги. Это большое дело.

В 1990-е годы производственно-научное объединение «Якуталмаз» было преобразовано в алмазодобывающую компанию «АЛРОСА» с участием улусов алмазной провинции, которая до сих пор остается основной стратегической бюджетообразующей и социально ориентированной отраслью экономики республики.

Также нужно отметить, что Якутия – это прежде всего горнодобывающая республика, к которой в последние годы проявляют небывалый интерес крупнейшие российские добывающие компании, начавшие масштабное освоение ее нефтегазовых и угольных месторождений. По магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО)» нефть направляется на Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. По российскому магистральному газопроводу «Сила Сибири» идут поставки газа из Якутии в Приморский край, КНР и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сюда же надо отнести идущую быстрыми темпами газификацию сельских населенных пунктов.

Замечу, на этой широте, в зоне вечной мерзлоты,  ничего подобного с такими масштабами строительства в мире еще не было и нет. Большая задача для арктических регионов – естественный прирост и снижение оттока населения. Среди регионов Дальнего Востока у Республики Саха (Якутия) самые лучшие показатели. Вот это и есть, на мой взгляд, самое главное достижение рес­публики.

 

– Одна из наиболее важных сфер экономики – энергетика. Она имеет колоссальное значение для всех регионов нашей страны, но для северных и дальневосточных – особенно. Как бы Вы охарактеризовали состояние дел в энергетическом секторе арктических и дальневосточных регионов нашей страны?

– Конечно, надежное и эффективное функционирование энергетики, бесперебойное снабжение потребителей – это основа устойчивого развития экономики, это качество жизни населения, в том числе и на изолированных территориях арктических и дальневосточных регио­нов нашей страны.

Территория Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики, как известно, характеризуется большими стратегическими запасами нефти и газа и колоссальным потенциалом, связанным с созданием новых производств, но все это зачастую упирается в нерешенную проблему энергообеспечения. Часть территорий подключена к Единой электроэнергетической системе России, другая – нет: слишком большие расстояния, сложный рельеф, суровый климат Крайнего Севера. А это больше половины территории Дальнего Востока и Арктики, и там используют локальные источники энергии, в основном угольные, дизельные и мазутные. Понятно, что эти регионы нацелены на доступность энергетических ресурсов по приемлемым ценам, на экологически чистые продукты, и мы открыты для внедрения современных, в том числе «зеленых» решений. Другое дело, что без серьезных инвестиций и государственной поддержки этот вопрос не решить.

Давно уже поняли, что можно использовать во­зобновляемые источники энергии – энергию ветра и солнца. Так, в сентябре этого года в рамках выездного заседания Комитета Совета Федерации сенаторы ознакомились с ветроэнергетической установкой, которая совместно с японскими фирмами была введена в опытную эксплуатацию в ноябре 2018 года и успешно отработала в зимний период при низких температурах до минус 50 °С.  Затем впервые в стране в поселке городского типа Жатай Якутии, где сейчас возводится судоверфь, была использована и успешно себя проявляет энергия солнца. Энергоэффективные технологии позволяют экономить на оплате тепла и горячей воды там, где температура зимой опускается до минус 50–60 градусов. Электростанция в поселке Улахан-Кюёль в Якутии является гибридной: половину ее мощности дает работающая на дизельном топливе дизель-генераторная установка, половину – энергия Солнца. Благодаря такой электростанции жители получают более дешевую, экологически чистую и стабильную электроэнергию. И до 2024 года таким образом будут модернизированы дизельные электростанции еще в 71 населенном пункте, а ведь это не что иное, как качество жизни населения отдаленных территорий.

Я считаю, мы должны более широко использовать возобновляемые источники энергии и переходить на энергоэффективные технологии, особенно на отдаленных труднодоступных территориях.

Сейчас, например, разрабатываются проекты атомных станций малой мощности для размещения в арктических районах региона. Это вид чистой энергии, не требующей дорогостоящей доставки ресурсов северным завозом. Другим эффективным методом модернизации энергетики является частичная или полная замена дизельных электростанций на энергетические объекты на основе сжиженного природного газа. Так что будущее – за передовыми технологиями, и оно уже наступает.

Следует сказать и о том, что, наконец, энергосистемы Центрального, Южного и Западного энергорайонов Якутии вошли в состав Единой энергосистемы России с включением на параллельную работу с Объединенной энергосистемой Востока. Это значимое событие, к которому мы долго шли. Долгие годы энергетическая инфраструктура республики была изолированной. Соединение с энергосистемами Востока в разы повышает надежность энергоснабжения Якутии, а это крайне важно для тех, кто живет и работает в суровых климатических условиях Севера.

Отдельно отметим Южную Якутию, где стремительно увеличивают производственные мощности компании «Колмар» и «Эльгауголь». В свете развития угледобывающей промышленности региона назрела острая необходимость модернизации Нерюнгринской ГРЭС, техническое состояние которой уже вызывает обеспокоенность Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева. Крупнейшая тепловая электростанция Дальнего Востока, обеспечиваю­щая электроэнергией центральные и южные районы Якутии, а также тяговые подстанции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, стала работать с очень серьезными проблемами, поэтому будет проведена большая работа по ее реконструкции с наращиванием энергетических мощностей.

«РусГидро» поставил задачу к 2025 году построить на Нерюнгринской ГРЭС два новых энергоблока общей мощностью 430–450 МВт, отвечающих самым высоким экологическим требованиям, что станет толчком к дальнейшему социально-экономическому развитию региона.

 

– Север и Дальний Восток – гигантские территории, поэтому для их жизни и развития чрезвычайно важен транспорт. Именно здесь есть места, до которых, как поется в песне, «только самолетом можно долететь». Сейчас Вы много занимаетесь вопросами, связанными с развитием малой авиации. Что сделано в этой области, а что только предстоит воплотить?

– Вопросами развития Арктики и Антарктики в Совете Федерации занимается соответствующий Совет по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Галины Кареловой, куда я вхожу как руководитель рабочей группы. И мы, действительно, постоянно проводим заседания по самым актуальным вопросам, в том числе и по малой, полярной авиации. Для нас, северян, это очень важная тема. Уже лет десять ведем эту работу совместно с Ассоциацией полярников. Теперь, наконец, многие начали понимать, что нужно поднимать отечественное самолетостроение. Для труднодоступных мест необходимо обеспечить транспортную доступность путем развития полярной, малой авиации, побыстрее вводить в эксплуа­тацию отечественные самолеты. Обязательной должна стать, во-первых, реконструкция аэропортов, а во-вторых, создание собственных отечественных самолетов малой авиации взамен Ан-2, Ан-24 и других. К сожалению, решений этих вопросов мы пока не видим.

 

– Александр Константинович, Вы являетесь председателем оргкомитета и постоянным участником Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие», которая в марте 2023 года состоится уже восьмой раз. Ежегодно в конференции принимают участие представители органов государственной власти, ведущие компании, деятельность которых тесно связана с Арктикой, представители научно-исследовательского сообщества. Охарактеризуйте, пожалуйста, это мероприятие, расскажите, в чем его важность для содействия развитию арктических регионов. Должны ли проводиться такие мероприятия? Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Искренне благодарю участников Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» и Торгово-промышленную палату РФ, ставшую нашей постоянной и весьма авторитетной площадкой, за глубокое понимание проблем Арктики и настойчивое стремление найти их решение. Наш форум мне представляется очень важным, поскольку консолидация усилий экспертов, ученых, государственных деятелей и экономистов способствует эффективному решению стоящих перед нами фундаментальных задач, будь то формирование энергетической, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, решение вопросов экологической безопасности и социального развития, развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики, улучшение инвестиционного климата.  И  это сейчас нам нужно как никогда.

Словами Михайло Ломоносова, говорившего, что Россия будет прирастать Сибирью, скажу: Арктика и Дальний Восток сегодня – форпост России. Страну надо укреплять со всех сторон: обороноспособность, национальную и продовольственную безопасность и многое другое. Надо строить свои космодромы, нефте- и газоперерабатывающие заводы, ТОРы, улучшать демографические показатели. Многие уже это начинают понимать и развернулись лицом к Востоку. Ключевой фактор развития России в XXI веке – опережающее развитие Дальнего Востока и Арктики. Приоритеты объявлены, вектор задан, надо серьезно работать в этом направлении.

Я благодарю участников конференции за совместную работу во благо процветания народов и укрепления единства и могущества нашего великого государства! Желаю всем нам дальнейших успехов, семейного благополучия и здоровья!

Беседу вел Дмитрий Парамонов

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик