В РСПП обсудили экологическую безопасность Арктики

В Москве в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось открытое обсуждение Национального общественного стандарта «Экологическая безопасность Арктики».

Документ является сводом лучших российских и международных практик и инициатив научных, общественных и коммерческих организаций, в сфере общественного регулирования соблюдения экологических требований, позволяющих снизить негативную антропогенную нагрузку на окружающую среду, с учетом особенностей Арктической зоны Российской Федерации.

Официальная презентация Стандарта состоялась в рамках Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», который прошел в марте 2017 года в Архангельске с участием Владимира Путина. Документ представил один из его инициаторов – генеральный директор ПАО «Россети», Вице-президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» (АСПОЛ) по направлению «Экология» Олег Бударгин.

Очередной раунд экспертного обсуждения решено было провести в РСПП с участием представителей науки, власти и бизнеса.

Организаторы мероприятия: Общественная комиссия по направлению «Экология» МОО АСПОЛ, Комитет РСПП по экологии и природопользованию, Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности. Оператор и информационный партнер заседания – компания «Системный Консалтинг» и журнал «Региональная энергетика и энергосбережение».

К участию в дискуссии пригласили ведущих отраслевых экспертов, представителей научных и исследовательских центров, органов власти регионов Арктической зоны России, представителей компаний, реализующих масштабные проекты по освоению и развитию промышленного и социального-экономического потенциала Арктики и общественные организации.

С докладами и предложениями, в частности, выступили: Евгений Коныгин, Председатель Подкомитета РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике; Юрий Максименко, Заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию; Юрий Важенин, Член Комитета Совета Федерации по экономической политике; Игорь Ананских, Первый заместитель председателя комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ; Владимир Маслобоев, Директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН; Владимир Софьин, Директор департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети»; Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России; Игорь Шпектор, Член Общественной палаты РФ, Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера; Михаил Григорьев, Директор компании «Гекон», Член научного совета при Совете Безопасности РФ, член рабочей группы «Обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; Константин Александров, Заместитель директора московского представительства ЗАО «Промсервис», Советник Губернатора Ульяновской области; Юлия Зворыкина, Руководитель проектного офиса «Северный завоз», ВАВТ Минэкономразвития России; Ольга Штемберг, Государственный советник РФ, Заместитель председателя Комитета ТПП РФ – председатель Подкомитета ТПП РФ по новому качеству жизни и устойчивому развитию, Председатель Комитета Московской ТПП и другие эксперты.

Большинство участников дискуссии в целом поддержали идею стандарта, как формы общественного договора, механизма общественного регулирования соблюдения экологических требований, позволяющих снизить негативную нагрузку на Арктику.

Вместе с тем, эксперты озвучили ряд конкретных замечаний и предложений по структуре и содержанию Стандарта, которые призваны сделать его максимально удобным и эффективным для использования в реальной хозяйственной деятельности.

В центре повестки оказалось обсуждение механизмов и принципов, на которых крупный российский бизнес сможет присоединиться к соблюдению требований Национального общественного стандарта.

По итогам обсуждения организаторы мероприятия предложили всем участникам направить предложения по доработке и развитию документа в рамках экспертной рабочей группы.

Важным элементом Национального общественного стандарта является инициирование и определение прогрессивных экологических требований в отношении программ экологического развития регионов и предприятий, ведущих хозяйственную деятельность в Арктической зоне.

Кроме того, в структуру Стандарта заложен механизм реагирования на изменение нормативно правовой базы, на появление новых технологий, на изменение состояния окружающей среды, что позволяет самому Стандарту периодически актуализироваться, идти в ногу со временем.

В течение 2017-2018 гг. планируется присоединение к стандарту организаций, ведущих свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации, и вынести Стандарт на рассмотрение Арктического Совета.