В Госдуме РФ рекомендуют к принятию законопроекта, создающего правовые основы управления спросом на электроэнергию на ОРЭМ

Комитет Госдумы РФ по энергетике рекомендует к принятию в первом чтении законопроект, создающий правовые основы управления спросом на электроэнергию на ОРЭМ. #новости_энергетики #электроэнергия

Правительственный законопроект № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности, ОРЭМ) был рассмотрен на заседании комитета 7 декабря 2022 года.

Суть управления спросом на электроэнергию состоит в добровольном изменении конечными потребителями их обычного графика нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на рынке электроэнергии или стимулирующие выплаты для уменьшения пиковой нагрузки в энергосистеме.

Как пояснил председатель комитета Павел Завальный, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике, как правило, начинается с потребителей оптового рынка, притом, что значительный потенциал сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых потребителей, а также в бытовом секторе.

«Но ресурс у розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором или коммерческим оператором оптового рынка слишком высоки. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей. Механизм обкатан в рамках пилотного проекта и показал свою эффективность», – отметил он.

Пилотный проект по функционированию модели управления спросом на электроэнергию в России стартовал в 2019 году. С 2021 года он показал устойчивый положительный эффект от учета ресурсов управления спросом в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед (РСВ) для всех покупателей оптового рынка. Всего за период с июля 2019 года по сентябрь 2022 года экономический эффект от снижения стоимости электроэнергии

на РСВ для потребителей составляет 3 473 227 тыс. рублей. Пилотный проект также показал наличие большого разнообразия технологий, позволяющих управлять электропотреблением потребителей розничного рынка разного типа.

Для законодательного оформления целевой модели управления изменением спроса на электроэнергию, нормами законопроекта предусмотрено:

– введение новой категории субъектов оптового рынка – агрегаторов управления изменением режима потребления электроэнергии, определение требований к их участию на оптовом рынке, внедрение новой услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

– введение в законодательство необходимых понятий;

– наделение Системного оператора полномочиями по организации

и проведению отборов исполнителей услуг, а Совета рынка – функциями

по осуществлению контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления;

-закрепление гарантии, что расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не учитываются при установлении тарифов на электроэнергию мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Предполагается, что создание профессиональных организаций – агрегаторов управления спросом позволит дать потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние «вредной» и дорогой пиковой генерации на состояние окружающей среды.

При этом комитет по энергетике имеет ряд замечаний к законопроекту и рекомендует Правительству РФ до рассмотрения законопроекта во втором чтении разработать и представить заявленные к принятию проекты нормативных правовых актов, позволяющие оценить экономический эффект от внедрения новой услуги на оптовом рынке.

В комитете считают, что целесообразно однозначно закрепить в целевой модели управления спросом подход, обеспечивающий возможность ограничения размера стоимости услуг агрегаторов на оптовом рынке в зависимости от наличия и размера положительного стоимостного эффекта, полученного от оказания услуг по снижению нагрузки.

Законопроект также вводит понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций», что должно повысить уровень соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями показателей. Этот момент также вызвал дискуссию на заседании комитета.

По ее итогам комитет по энергетике рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении. При этом в рамках подготовки ко второму чтению в начале весенней сессии комитет по энергетике проведет обсуждение законопроекта на круглом столе.