В Астраханской области есть колоссальные возможности для бизнеса

Астраханская область продемонстрировала существенный экономический рост по итогам прошлого года. Что стало основным драйвером роста, какие направления экономики являются приоритетными для региона?

Инвестиции — в залежи

Индекс промышленного производства в 2017 году в Астраханской области составил 137,2 процента. Это один из лучших показателей в стране. Важнейшим сектором региональной экономики остается нефтегазовая отрасль, которая в значительной степени определяет потенциал региона и темпы социально-экономического развития.

По словам министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Радика Харисова, региональный индекс производства в сфере добычи сырой нефти и природного газа, являющийся одним из основных показателей эффективности развития отрасли, составил по итогам года свыше 190 процентов к уровню 2016-го. Это рекордное значение за последние пять лет. Приоритетные направления развития нефтегазовой отрасли в регионе связаны с морскими нефтегазовыми проектами на шельфе Каспия. Крупнейшим оператором по разработке шельфовых месторождений в российском секторе Каспийского моря является ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Почти двукратный рост добычи нефти обусловлен разработкой углеводородов на месторождениях им. Филановского и им. Корчагина. В целом с начала эксплуатации месторождений добыто около 14 миллионов тонн «черного золота». В 2018 году добычу углеводородов планируется увеличить — на 14 процентов по нефти и на 4 процента по газу. Кроме того, в 2017 году завершены проектно-изыскательские работы по обустройству третьего месторождения на Северном Каспии — «Ракушечного».

На континентальной части Астраханская область в среднесрочной перспективе до 2022 года имеет большие шансы на строительство комплекса по глубокой переработке углеводородного сырья с производством полимеров. Стоимость этого проекта порядка 50 миллиардов рублей. Для развития региона многообещающим является также освоение правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения.

Как отметил Радик Харисов, рост капитальных вложений в нефтегазовые проекты — один из показателей успешности развития отрасли, характеризующий инвестиционную привлекательность региона в целом. — Так, по итогам 2017 года объем инвестиций в нефтегазовые проекты на 25 процентов выше уровня 2016 года и составляет более 90 миллиардов рублей. Из них почти 90 процентов приходится на инвестиционные проекты освоения месторождений углеводородов Северного Каспия.

Суда идут

В связи с развитием нефтегазовых проектов другим приоритетным направлением экономики региона является судостроение.

В области строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда. Крупные предприятия специализируются на морских гидротехнических сооружениях для освоения шельфовых месторождений. В Астраханской области имеется 10 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения, а также ремонтировать суда весом до 6 тысяч тонн. Область стала центром строительства и обслуживания шельфовых объектов Прикаспийского региона.

Строится транспортный и пассажирский флот. Возводится круизное судно по заказу Московского речного пароходства, два танкера-химовоза, заложено новое круизное судно по заказу группы компаний «Гама». Продолжается строительство серии аварийно-спасательных судов по заказу Министерства обороны РФ, завершение которого планируется в 2019 году.

Индекс промышленного производства в 2017 году в Астраханской области составил 137,2 процента
Как утверждает Радик Харисов, перспективы судостроительной отрасли региона в рамках программы импортозамещения связаны с особой экономической зоной (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Лотос». — Ее якорным резидентом является крупнейший в области судостроительный завод, вокруг которого будут аккумулироваться дополнительные машиностроительные, приборостроительные и вспомогательные производства. На предприятии функционирует центр металлообработки, который позволит обеспечить потребность в обработке металла не только самого завода, но и других судостроительных предприятий юга России.

Кроме того, в 2017 году заключено соглашение между правительством региона, Ассоциацией кластеров и технопарков и АО «Объединенная судостроительная корпорация» о создании в регионе судостроительного кластера. Основная идея — синергия механизмов особой экономической зоны «Лотос» и промышленного кластера. Приоритетная задача ОЭЗ — формирование южного центра судостроения и производства комплектующих для судостроительной отрасли страны, а также центра для освоения шельфа Каспийского моря. Параллельно с судостроительной специализацией перед ОЭЗ «Лотос» поставлены задачи диверсификации отраслевой структуры экономики области за счет создания новых высокотехнологичных производств и увеличения степени переработки металлургической и машиностроительной продукции, электрооборудования, а также иных импортозамещающих предприятий обрабатывающей промышленности.

Для компаний-резидентов предусмотрена инженерная инфраструктура, действует режим свободной таможенной зоны и существенные налоговые льготы. Сейчас на территории ОЭЗ строится около 40 километров магистральных сетей водоснабжения и водоотведения, электрические сети, а также канализационно-насосные станции и так далее. В 2017 году введено в эксплуатацию 8 объектов инженерной инфраструктуры. Уже в I квартале 2018 года будут пущены еще 16 объектов инженерной инфраструктуры, планируется введение в эксплуатацию первого этапа строительства подъездной и внутриплощадочной дороги. На территории «Лотоса» уже зарегистрированы 8 резидентов.

С газом чище

Сегодня в Астраханской области осуществляется амбициозный проект по строительству экологичных многотопливных автозаправок с применением компримированного газа. Еще в 2014 году было подписано соглашение о сотрудничестве между регионом, ОАО «КамАЗ» и ООО «Эктоойл» по расширению использования газомоторного топлива. На период до 2023 года предусматривается строительство 11 новых многотопливных автозаправочных станций (МАЗС). Проект рассчитан на сумму около 2,4 миллиарда рублей, финансируется он за счет собственных средств ООО «Эктоойл» и за счет кредитов Московского индустриального банка. Строительством новой сети станций занимается многопрофильная строительно-производственная компания «Рост». В сферу деятельности предприятия входит возведение нефтебаз, объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, а также объектов энергетики, распределительных сетей и коммунального хозяйства. Компания очень мобильна, ее специалисты могут работать в любом регионе страны. Кроме Астраханской области, у предприятия накоплен большой опыт работы в регионах.

— Газ в качестве топлива для двигателей стали применять даже раньше, чем бензин, но только в последние годы массовый переход транспорта на голубое топливо стал реальной перспективой, — сказал генеральный директор строительно- производственной компании «Рост» Турпал Хошханов. — В результате строительства МАЗС в выигрыше окажутся владельцы автопарков, которые смогут снизить расходы на эксплуатацию техники. Большинство автобусов Астраханской области и другой муниципальный транспорт уже оснащены специальным оборудованием для метана. Выгода очевидна: цена бензина достаточно высокая, метана — значительно ниже. За кубометр придется заплатить не более 13 — 15 рублей. Большую пользу строительство МАЗС принесет всем жители Астраханской области, поскольку метан — самое безопасное и экологически чистое топливо, его применение значительно сокращает вредные выбросы в атмосферу. К тому же астраханцы получат дополнительные рабочие места, что большой плюс для области.

Ожидается, что трехстороннее соглашение в Астраханской области позволит не только увеличить количество автотехники, работающей на компримированном природном газе. Будет развиваться сервисная инфраструктура, обеспечивающая устойчивое и эффективное функционирование такой техники.

— Проект поддерживает губернатор Астраханской области Александр Александрович Жилкин, правительство региона и мэрия Астрахани, — отметил Турпал Хошханов. — Совместно с управлением по архитектуре, строительству и градостроительству Астрахани разработана концепция, где указаны участки для строительства МАЗС, предусмотрено подключение к инженерным сетям. Сегодня компания начинает возведение станции, где будут представлены все виды топлива: бензин, дизельное топливо, пропан, метан и электричество. Такие объекты должны быть не только в городе, но и за его пределами для транзитных авто. В этой связи идут переговоры с руководством Икрянинского, Харабалинского, Енотаевского и Черноярского районов.

По словам Хошханова, многотопливные АЗС — сложный и дорогой проект, ведь это своего рода мини-завод. Если стоимость строительства обычной станции составляет более 60 миллионов рублей, то МАЗС со всей инфраструктурой — более 140. Но делать это необходимо, ведь Астраханская область идет вровень с самыми развитыми регионами страны и уступать свое лидерство не собирается.

Марина Володина (Астрахань)

Источник: Российская Газета