«В Арктике важен синергетический эффект»

Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020

«В Арктике важен синергетический эффект»

Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Максим Альбертович Фатеев

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ

Фатеев Максим Альбертович

Арктика сегодня – это совершенно особенный регион, в котором экстремальные природно-климатические условия сочетаются с низким уровнем хозяйственного освоения территории. Следствием этого становится удаленность от промышленных центров и большая ресурсоемкость хозяйственной деятельности. Для устойчивого развития Арктической экономической зоны требуются нестандартные решения, которые может находить отечественное предпринимательское сообщество. Именно развитие предпринимательства в Арктической зоне даст толчок к развитию всего региона и синергетический эффект такой деятельности несомненно положительно скажется на развитии социальной инфраструктуры, повышении качества жизни и притоке населения на эти территории.

– Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 принята «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Какие инициативы ТПП могут стимулировать экономическое развитие Арктической зоны России и прилегающих территорий?

– Это важнейший документ. Создание законодательных условий для улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока представляет из себя стратегическую задачу для нашей страны в рамках повышения эффективности пользования своими территориями.

В силу особой привлекательности данного региона, а Арктика и окружающие ее территории располагают существенными запасами сырой нефти, природного газа, а также каменного и коксующегося угля, появляется необходимость в гибком правовом регулировании для привлечения инвесторов, увеличения оборота добываемых ресурсов с их последующей капитализацией.

При поддержке ТПП РФ создано Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Развитие специального экономического режима в Арктической зоне России, осуществление частных инвестиций, создание новых промышленных предприятий, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, в ближайшие годы даст нашей стране существенное увеличение предпринимательской активности, создаст новые рабочие места. Именно в суровых северных условиях Арктики предпринимательство развивается, трансформируется и старается найти более эффективные пути использования ресурсов.

И Партнерство, как постоянно действующая профессиональная площадка по реализации проектов, направленных на устойчивое экономическое, социальное и экологическое развитие Арктической зоны РФ и формирование механизмов консолидации усилий гражданского общества, науки, государства, бизнеса и образования, это весьма эффективный инструмент.

Во время недавнего онлайн заседания с представителями региональных органов власти, государственных корпораций, науки и бизнес-сообщества мы обсудили предложения по разработке Стратегической программы деятельности Партнерства на период до конца 2023 года по направлениям деятельности членов партнерства, включая текущие и перспективные проекты.

 

– Торгово-промышленная палата оказывает большой спектр консультационных услуг, помогая бизнесменам на местах сориентироваться в море информации и предоставляя поддержку на этапе начала и становления собственного дела. Как в регионах Крайнего Севера относятся к этому направлению вашей деятельности?

– Создать условия для развития предпринимательства – это функция органов местного самоуправления и субъектов РФ. Для этих целей местным бюджетам необходимы дополнительные доходы, которые могут появиться путем пересмотра межбюджетных отношений в пользу получения дополнительных доходов местным бюджетам.

Вместе с тем, малый бизнес не работает в сфере добычи полезных ископаемых в силу законодательных ограничений и сложностей. Появление малого бизнеса в данной сфере – это дополнительные налоговые отчисления, создание рабочих мест, увеличение предпринимательской активности и новый рынок сбыта для производителей отечественного высокотехнологического оборудования.

Также важен активный диалог с предпринимателями на местах, и лучшей площадкой для этого диалога являются региональные торгово-промышленные палаты, и ассоциации ТПП, такие как «Ассоциация торгово-промышленных палат северных (приполярных) территорий и зоны Арктики» и «Ассоциация торгово-промышленных палат Северо-Западного федерального округа». Никто, лучше предпринимателей на местах не знает, какого рода поддержка им требуется в действительности.

 

– Есть ли примеры интересного опыта на местах?

– Югра – очень интересный, динамичный и насыщенный регион. Я принимал участие в региональной отчетно-выборной конференции. У них прошло и заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Уральского федерального округа. Это неслучайно – специалистам из региональных и муниципальных палат со всего Урала было интересно собраться именно в Югре, чтобы посмотреть, как развивается округ, перенять опыт местных коллег, увидеть, как в это непростое время работают институты развития. Федеральная Торгово-промышленная палата, в свою очередь, намерена изучать этот опыт, чтобы тиражировать в рамках всей своей системы.

Общеизвестно, что на долю Югры приходится значительная часть в налогооблагаемой базе России. Добыча полезных ископаемых играет в этом огромную роль, но с этой сферой успешно кооперируется малый и средний бизнес, который в регионе пользуется поддержкой. Сейчас хозяйствующие субъекты вынуждены действовать в условиях ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса. Всем сегодня тяжело. Дело властей и институтов развития бизнеса – облегчить этот период, стать надежным партнером и защитником для предпринимателей.

На инвестиционную активность в регионах чаще всего влияют не федеральные законы и ограничения, а то, как на местном уровне относятся к их применению, внедрению тех или иных параметров контроля. Иначе говоря, является ли это жестким давлением или мягкой силой? В Югре реализуется именно второй вариант. Поэтому мы можем видеть, как представители малого бизнеса здесь довольно быстро переориентируются, находят себя в чем-то другом, открывают новые направления деятельности. И это притом, что, помимо эпидемической ситуации, общей для всей страны, в регионе еще и непростые природно-климатические условия.

Особенно показательна статистика по самозанятости. Напомним, с начала 2020 года регион стал участником эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых граждан. Налог на профессиональный доход для такой категории югорчан исчисляется по льготной ставке: 4 процента с доходов от физических лиц и 6 процентов с доходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В сентябре нынешнего года число самозанятых в автономном округе составило более 10 тысяч человек, и это пополнение – не из предпринимательского сообщества.

Югорчане делают немалые успехи в цифровизации бизнеса, государственных и муниципальных услуг – важном процессе развития общества и его институтов. Югорский бизнес находится в пятерке регионов – лидеров по разработке программного обеспечения. Международный IT-форум недаром много лет проводится не в столице, а в Югре. Это знаковое мероприятие, в котором Торгово-промышленная палата всегда принимает активное участие.

 

– Как Вы считаете, почему малый и средний IT-бизнес пока слабо участвуют в реализации проектов в области автоматизации зданий, цифровизации энерго  и теплоснабжения регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока? Что этому мешает?

– На пути цифровой трансформации малых городов Крайнего Севера и Дальнего Востока стоят две помехи в виде финансирования и наличия необходимых компетенций. Грамотное использование технологий в конечном счете будет стимулировать повышение качества жизни, комфортности городской среды, управления различными отраслями городского хозяйства при сокращении потребления ресурсов. Умные города – рынок, высококонкурентный рынок, на котором развернулась борьба компаний. Это тенденция общемировая, и Россия – не исключение.

По экспертным оценкам, объем отечественного рынка решений для умных городов по итогам 2019 года превысил 81 млрд рублей. Было реализовано более 2,5 тысяч решений. Предпочтения отдавались проектам в области автоматизации зданий, цифровизации энерго- и теплоснабжения, мониторинга общественной безопасности. В будущем тенденция сохранится, но будет иметь корректировку на проявление последствий распространения коронавирусной инфекции.

К сожалению, финансирование цифровой трансформации городов осуществляется из разрозненных источников. Об этом не раз говорили представители IT-компаний. Источники финансирования должны быть понятны, доступны, а главное – доступны городским округам с разной численностью населения.

Власти городских округов должны иметь возможность выбирать решения, которые они планируют внедрять, кастомизировать их под свои потребности, а рынок компаний поставщиков не должен ограничиваться несколькими крупными федеральными поставщиками. Так может частично решаться проблема, которая неоднократно озвучивалась руководством ТПП РФ – малый и средний IT-бизнес должен иметь возможность участвовать в реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и отраслевых программах цифровизации. Сейчас это единичные случаи.

Торгово-промышленная палата России как крупнейшее предпринимательское объединение России и как организация, оказывающая более 500 услуг для бизнеса и власти, заинтересована в создании условий для цивилизованного развития умных городов. Для этого мы рассматриваем вопрос о создании пула экспертов по цифровой трансформации в целом и цифровой трансформации городских округов и муниципальных районов, в частности.

 

– Как привлечь молодежь в предпринимательство на местах?

– Для вовлечения молодежи в предпринимательство важно развивать комплекс мер организационного, информационного, образовательного и консультационного характера. При этом он должен касаться как начинающих предпринимателей, так и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. В ТПП РФ проводится последовательная работа по вовлечению региональных и муниципальных торгово-промышленных палат в реализацию программ по развитию молодежного предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

В качестве примера можно привести деятельность Ленинградской областной ТПП, которая совместно с правительством региона реализует программу бизнес-акселерации.

Суть этой программы состоит в том, что ее участники, начинающие предприниматели, получают практические навыки знания как в процессе очного и дистанционного обучения, так и в ходе индивидуальных занятий и консультаций, решая прикладные задачи, имеющие отношения к их собственному бизнесу. А тренерами и наставниками начинающих предпринимателей являются не «обычные» преподаватели в традиционном смысле этого слова, а в первую очередь эксперты бизнеса, профессионалы, состоявшиеся в самых разных отраслях – менеджеры, маркетологи, инвесторы, дизайнеры и даже специалисты актерского мастерства. Фактически такая программа представляет своеобразный «университет деловой практики», который помогает предпринимателям вывести свой бизнес на новый уровень: значительно расширить сферу деятельности и ассортимент продукции, увеличить клиентскую базу, переосмыслить имидж своего предприятия. И главное, убедить других людей в том, что предпринимательство – это перспективно.

Впечатляющие примеры поддержки начинающих предпринимателей может продемонстрировать и Московская торгово-промышленная палата. Вообще именно торгово-промышленные палаты могут и должны стать центрами притяжения и поддержки для начинающих предпринимателей. В силу того очевидного обстоятельства, что именно в ТПП представлены практически все отрасли экономики, члены ТПП занимаются самыми разными направлениями бизнеса. И именно здесь, в торгово-промышленных палатах, может возникнуть синергетический эффект между предприятиями самого разного масштаба, профиля деятельности и отраслевой принадлежности.

На базе корпоративного Института ТПП РФ – Международного Института Менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) впервые проведено специализированное обучение представителей органов власти и операторов программы всех регионов – участников.

Представители 50 регионов, где реализуется Программа, уехали с мыслью о том, что система ТПП – это источник оперативных знаний, полученных от реального бизнеса; где оперативно обобщается актуальная бизнес – практика.

Государство является заказчиком очень требовательным и непростым. Мы инициируем эти проекты, представляя интересы бизнеса и системы ТПП. Но надо делать следующий шаг: проводить свою линию в подлинном обслуживании настоящих, стратегических интересов государства в сфере развития предпринимательства.

У нас и так сегодня, по экспертным оценкам, почти 75 процентов экономики – это государственная экономика. Мы должны последовательно проводить идею о том, что реализовывать программы развития предпринимательства должны сами предприниматели, и система ТПП готова к этому – и в регионах, и в сфере дополнительного предпринимательского образования.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик