Ю.Н. Федоров. Государственная поддержка энергоэффективности

Трибуна энергоэффективности / РЭЭ №6, 2016

Государственная поддержка энергоэффективности

Екатерина Алексеёнок

По итогам панельной дискуссии «Энергоэффективность 2.0. Перезагрузка» в рамках V международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики ENES 2016 мы попросили прокомментировать Парижское соглашение Заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Юрия Николаевича Федорова.

Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России»

Юрий Николаевич Федоров

– Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о Парижском соглашении, цель которого – сокращение выбросов парниковых газов и переход к низкоуглеродной экономике.

– В 2016 году Россия взяла на себя определенные обязательства по низкоуглеродному развитию, подписав Парижское соглашение (далее – Соглашение). Несмотря на то, что Российской Федерацией Соглашение не ратифицировано, оно вступило в силу 4 ноября 2016 года, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 21 Соглашения.

Соглашение, являясь многосторонним климатическим документом, имеет прямое влияние на экономическое и технологическое развитие Сторон Конвенции и, как следствие, повышение их конкурентоспособности.

Основным инструментом перехода экономики на низкоуглеродное развитие и соблюдение обязательств по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, является реализация мер и проектов повышения энергетической эффективности.

– Возможен ли экономический рост без роста выбросов парниковых газов?

– Подписание Соглашения – это в первую очередь риск для России как экспортера энергоресурсов – в Европе, Индии, Китае идет масштабное вытеснение углеводородов чистым топливом, и к этому надо готовиться. Такой характер развития экономики практически совпадает с основными параметрами, которые присущи «низкоуглеродному» росту. Развитие на основе новых технологий в сфере производства и использовании энергии и ресурсов – это базовые, ключевые особенности «низкоуглеродной экономики».

С 1998 г. Россия продемонстрировала способность развивать экономику с минимальным приростом выбросов парниковых газов. В 1998–2015 гг. рост антропогенных выбросов парниковых газов в России оказался незначительным (3%) при удвоении ВВП за эти годы. Однако затраты энергоресурсов на единицу ВВП (энергоемкость) в России в 2,4 раза превышают аналогичный показатель стран ОЭСР, в 2 раза среднемировой уровень и 1,5 раза уровень Канады.

– Известно, что основная часть выбросов парниковых газов связана с использованием органического топлива. Соответственно повышение энергоэффективности обеспечивает снижение выбросов парниковых газов?

– Как Вы правильно заметили, основная часть выбросов парниковых газов (это более 80%) связана с использованием органического топлива, которое применяется в тепло­ и электроэнергетике, на транспорте, в промышленности. Таким образом, получается, что задача повышения эффективности потребления энергии неразрывно связана с задачей снижения выбросов.

Поэтому мы предлагаем сконцентрироваться не на регулировании выбросов парниковых газов как «фискальной мере», а на создании «стимулирующих» инструментов через господдержку энергоэффективности. Основной потенциал энергоэффективных (рентабельных) мер находится в таких секторах, как производство электроэнергии, ЖКХ и энергоэффективность зданий. Оценка рентабельного потенциала повышения энергоэффективности в России показала, что он составляет более 20% от уровня потребления первичной энергии в 2015 г. При этом в целях достижения установленных показателей, необходима «глубокая перезагрузка» государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности.

– Каким образом предполагается осуществлять «глубокую перезагрузку»?

– На первом этапе планируется:

  • Разработка отдельной программы повышения энергетической эффективности на период до 2030 года, предусматривающей реализацию широкого перечня новых инструментов, охватывающих все сектора энергопотребления в их тесной увязке с другими реализуемыми или запускаемыми механизмами, такими как переход к наилучшим доступным технологиям. Этот набор механизмов будет способствовать мобилизации внебюджетных источников финансирования в разных секторах потребления энергии с максимальным эффектом бюджетного финансового рычага.
  • Создание «центра компетенции» в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который будет осуществлять тиражирование наилучших практик в области повышения энергетической эффективности как на крупных, так и на средних предприятиях. Функции «центра компетентности» предлагается возложить на Внешэкономбанк.
  • Создание единой координирующей площадки на уровне Заместителя Председателя Правительства.

При этом планируется стимулирование и реализация мер повышения энергетической эффективности, предусматривающих финансовые и технологические аспекты, включая в том числе:

  • обновление инфраструктуры в тепло­ и электроэнергетике;
  • создание банка типовых проектов повышения энергоэффективности;
  • развитие когенерации широкого диапазона мощностей;
  • создание системы сопоставления параметров энергоэффективности («бенчмаркинга»).

Реализация мер по повышению энергоэффективности («энергоэффективный сценарий») позволит не просто не превышать уровень 70–75% от выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов, установленный Российской Федерацией в качестве обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, но и значительно сократить объем выбросов парниковых газов к 2030 году (свыше 62% от уровня 1990 года).

Справка

Парижское соглашение подписано от имени Российской Федерации Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопониным в Нью­Йорке 22 апреля 2016 г.

Согласно статье 21 Соглашения, о выполнении условия о ратификации не менее 55­ю Сторонами Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Конвенция), на долю которых, по оценкам, приходится в совокупности как минимум 55% общих глобальных выбросов парниковых газов, Соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 г. По состоянию на 9 декабря 2016 года число стран, ратифицировавших Парижское Соглашение, достигло 116. Соглашение ратифицировали такие крупнейшие эмитенты как США, Китай, Индия, ЕС.

Российская Федерация взяла на себя обязательство ограничить антропогенные выбросы парниковых газов на уровне 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик