Технологии идут в Арктику

Развитие регионов Арктической зоны тесно связано с развитием технологий, модернизацией предприятий, совершенствованием системы подготовки кадров. Эффективная и безопасная работа в высоких широтах возможна при условии использования новейших научных и технологических достижений. Об этом говорили участники девятого международного форума «Арктические проекты – сегодня и завтра», состоявшегося в Архангельске 9–10 декабря.

Дискуссионная площадка

Форум «Арктические проекты» регулярно проходит с 2013 года и посвящен вопросам развития промышленности и инфраструктуры в Арктике. В 2021 году форум, организованный совместными усилиями Правительства Архангельской области, АНО АО «Агентство регионального развития», ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и Северного (Арктического) федерального университета, собрал более 250 участников со всей страны: экспертов, представителей федеральных и региональных органов власти, руководителей крупнейших логистических, судоходных, энергетических компаний, судостроительных заводов, нефтегазовых операторов и институтов развития.

Несмотря на совмещенный формат (часть делегатов присоединилась к работе форума в онлайн-режиме), деловое мероприятие получилось насыщенным и не обошлось без жарких дискуссий. Гостям было предложено принять участие в семи сессиях, посвященных важнейшим вопросам развития арктических территорий. Среди тем для обсуждения: особенности реализации нефтегазовых и добывающих проектов в Арктике, развитие Арктической зоны РФ и основные вызовы для ее освоения, современное состояние и перспективы развития логистической инфраструктуры Арктики, российские технологии и промышленность для нужд в Арктике, управление ледовой обстановкой в интересах арктических проектов, производство и использование сжиженного природного газа в Арктической зоне, кадровый и научный потенциал для освоения Арктики. При поддержке норвежской ассоциации PetroArctic в преддверии мероприятия состоялся онлайн-семинар «Деятельность Норвегии в нефтегазовой промышленности и в области энергетического перехода». Кроме того, для участников форума была организована культурная программа и посещение морских терминалов Архангельска.

В 2021 году внимание гостей форума было сосредоточено на подготовке к вызовам завтрашнего дня. Декарбонизация и «зеленый» энергетический переход, автоматизация и роботизация, внедрение новейших информационных систем и работа с большими данными, переход на экологически чистые источники энергии, беспилотные суда и автомобили – Россия стоит на пороге шестого технологического уклада, и Арктика становится одним из полигонов для ускоренного внедрения новых технологий. В этих условиях сохранить конкурентоспособность смогут те предприятия, которые сумеют адаптироваться к вызовам нового времени, инвестировать в технологическую модернизацию и принципы устойчивого развития, объединить усилия для совместного решения сложных технических, экономических и инфраструктурных задач. Это в полной мере относится и к предприятиям Архангельской области, которые на протяжении уже нескольких лет являются ключевыми участниками арктических проектов. Отдельный вопрос – подготовка квалифицированных кадров: современная производственная среда и особые условия работы в высоких широтах предъявляют высокие требования к компетенциям специалистов, от простого рабочего до главного инженера и руководителя предприятия.

Особенностью форума «Арктические проекты – сегодня и завтра» всегда была хорошо подготовленная аудитория: профессионалы, не понаслышке знакомые с особенностями работы в Арктике и детально разбирающиеся в предмете обсуждения. 2021 год не стал исключением. Среди ключевых спикеров, выступивших на сессиях форума: Александр Бенгерт, генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие»; Игорь Семенов, исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания»; Кирилл Гайда, заместитель генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт»; Римма Галушина, сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Николай Еремин, заместитель директора по инновационной работе Института проблем нефти и газа РАН; Юлия Зворыкина, заместитель директора АНО «Институт Внешэкономбанка»; Михаил Константинов, генеральный директор ООО «ЭТП ГПБ», вице-президент по IT Банка ГПБ (АО); Дмитрий Емельянов, руководитель проекта ООО «Газпром инвест»; Николай Шабликов, председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг»; и другие руководители и эксперты.

Потенциал Архангельска

Открывая форум, заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников акцентировал внимание на ключевых проблемах, решение которых необходимо для сохранения статуса Архангельска как одной из главных точек на карте промышленного освоения Арктики:

– Необходимо разработать комплексный подход к планированию расписания ледоколов в основных портах отправки, в частности, в Архангельске, а также внедрять и активно использовать информационные технологии в управлении грузопотоками. Дальнейшие векторы развития арктического партнерства мы видим в поддержке федерального центра в создании и развитии портовой и припортовой инфраструктуры, в вовлеченности регионов, развитии технологического потенциала предприятий и подготовке высококвалифицированных кадров.

В своем выступлении Виктор Иконников поблагодарил инициаторов и организаторов международного форума «Арктические проекты: сегодня и завтра» – коллектив ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», и вручил директору ассоциации Сергею Смирнову благодарственное письмо губернатора Архангельской области за вклад в развитие промышленного потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона.

– Это важное признание значения той работы, которую ассоциация ведет на протяжении вот уже пятнадцати лет, – говорит Сергей Смирнов. – Но я хотел бы подчеркнуть, что это было бы невозможно без заинтересованности наших предприятий, которые готовы развиваться, договариваться, объединять усилия для совместного решения сложнейших задач в Арктической зоне России. Сегодня Архангельская область является одним из опорных регионов для развития всей Арктики, транспортным, производственным, кадровым и научным центром.

Благодаря уникальному географическому положению Архангельск, как и десятилетия назад, остается основным портом для снабжения российских арктических строек. Близость первого международного морского торгового порта России к Ледовитому океану и Северному морскому пути, самое короткое железнодорожное плечо, связывающее город с Центральной Россией и Сибирью, являются решающими факторами в логистике генеральных категорий грузов, переваливаемых через Архангельск в самые труднодоступные районы арктического побережья.

На основе широких возможностей Архангельска решается целый ряд производственных и транспортных задач, стоящих перед российскими компаниями, работающими в Арктике. В порту столицы Поморья действуют двенадцать универсальных портовых комплексов и специализированных терминалов, ежегодно наращивающих свои мощности. Архангельск – главная российская ремонтная база для владельцев арктического флота. В Поморье сосредоточены компетенции и мощности, достаточные для строительства морской техники высокого уровня сложности. В частности, первые отечественные СПБУ «Арктическая» и МЛСП «Приразломная» были построены на северодвинских предприятиях «Севмаш» и «Звездочка».

За последние годы портовые районы Архангельска были модернизированы, архангельские судовладельцы, стивидоры, судоремонтные заводы, поставщики материалов, сервисные, строительные и другие компании развивают сотрудничество с крупнейшими федеральными заказчиками и участвуют в реализации таких крупных проектов, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 3», «Восток Ойл», создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, разработка Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, освоение месторождения Каменномысское-море в Обской губе и других.

Цитаты из выступлений на форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» (Архангельск, 9-10 декабря 2021 года).

“Очевидно, что дальнейшее развитие морских грузовых перевозок в Арктике будет связано с развитием проектов в Обской губе, Енисейском заливе, ростом объёма горнорудной продукции «Норникеля». Вместе с тем появятся определённые проекты на Востоке. Таким образом, пространственная структура транспортных потоков становится достаточно причудливой, но вместе с тем сохраняются два момента: первое – основной грузопоток ориентирован на запад; второе – постепенное развитие логистических решений по вывозу продукции – это переход на челночные схемы.”

Михаил Григорьев, директор консультационной компании «Гекон»

“Как начальник Штаба морских операций, занимаясь постоянно оперативной работой, я страдаю от того, что ледокол стоит рядом с судном, которое ждет другой ледокол. Это неправильно, коммерчески неэффективно. Думаю, все участники процесса нас поддержат в том, что должен быть единый центр логистики в акватории Севморпути, предоставляющий информационные и ледокольные услуги.”

Владимир Арутюнян, начальник штаба морских операций – заместитель директора по судоходству ФГУП «Атомфлот»

“Взаимодействие регионов действительно ведёт к более эффективной реализации арктических проектов. Архангельская область плотно взаимодействует с Ненецким автономным округом, Мурманской областью, Ямало-Ненецким автономным округом. Мы понимаем, что для того, чтобы реализовывать инвестиционные проекты и чтобы бизнес более уверенно себя чувствовал, руководство регионов должно также работать в согласованности между собой.”

Сергей Смирнов, директор Ассоциации поставщиков
нефтегазовой промышленности «Созвездие»

“В Архангельском транспортном узле мы стремимся к созданию единой системы мониторинга движения всех грузов, чтобы была возможность предсказывать периоды пиков в узких местах и расшивать их на этапе оперативного управления. Это решение также позволит нам выстраивать стратегические планы по развитию транспортного узла.”

Виктор Иконников, заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки