Сверхмобильная энергетика – новое эффективное решение в обеспечении ресурсами регионов со сложной транспортной доступностью

Российская Энергетика

Сверхмобильная энергетика – новое эффективное решение в обеспечении ресурсами регионов со сложной транспортной доступностью

Исполнительный директор Акционерного общества «Брянский автомобильный завод»

Сдобнов Алексей Борисович

Заместитель генерального директора – главный конструктор Акционерного общества «Брянский автомобильный завод»

Таричко Вадим Игоревич

Одним из существенных условий успеха реализации сложных проектов (инфраструктурных, транспортно-логистических, энергетических и др.) является своевременное и бесперебойное обеспечение энергией потребителей. В этой связи свою актуальность сохраняет мобильная энергетика, которая исторически сформировалась как способ доставки энергоносителей по транспортным коридорам с соответствующей инфраструктурой, адаптированный под каждый тип транспорта (автомобильный, авиационный, морской, железнодорожный). Вместе с тем в последние десятилетия широкое применение получают новые технические решения, в частности: мобильные модульные подстанции. Мобильные модульные подстанции, в основном размещаемые на полуприцепах и стандартизованных 20-, 40-футовых контейнерах, обеспечивают потребителей аварийным, временным или основным электропитанием. 

При выполнении проектов, связанных с мобильной энергетикой, на первый план выходит транспортная доступность объекта. От этого зависит насколько эффективно и своевременно потребитель может быть обеспечен энергией. Кроме того, уровень развития транспортной инфраструктуры является существенным фактором при технико-экономическом обосновании выполняемых проектных работ. Финансовые затраты проекта, связанного с мобильной энергетикой, имеют прямую корреляцию с обеспечивающим типом транспорта. 

Существенная доля объектов, своевременное создание и нормальное функционирование которых напрямую зависит от мобильной энергетики, имеет ограниченную транспортную доступность как на стадии строительства, так и на стадии работы в режиме проектной мощности. Зачастую транспортная доступность таких объектов обеспечивается специальными технологическими или временными дорогами для автомобильного транспорта с полезным грузом: носителем энергии (цистерны, контейнеры) или источником энергии (модульные подстанции). Масса полезного груза при этом может составлять десятки тонн. Подобная тенденция характерна как для регионов с исторически сложившейся сложной транспортной доступностью (Арктика, Сибирь и Дальний Восток), так и для центральной части страны, где строительство и функционирование ряда объектов ведётся вдали от федеральных и региональных трасс. Строительство технологических и временных дорог в ряде случаев экономически нецелесообразно.  

В связи с этим актуально применение новых технических решений в повышении экономической эффективности проектов, связанных с обеспечением своевременной и бесперебойной энергией. Наиболее перспективным направлением является концепция сверхмобильной энергетики. Сверхмобильная энергетика – новое эффективное решение в обеспечении необходимыми ресурсами объектов, районных и региональных кластеров, характеризующихся сложной транспортной доступностью. Ключевым звеном в данной концепции является наземное транспортное средство, эффективность применения которого не связана с наличием железных и автомобильных дорог, оптимальными погодными условиями и оборудованными местами дислокации транспорта. Эффективность такого транспортного средства – сверхмобильность и максимальная независимость от инфраструктуры – определяется исключительно его конструктивными решениями, при которых обеспечиваются сохранность полезного груза (топливные цистерны, модульные подстанции, контейнеры), высокие скорости движения по всем видам дорог и местности, оптимальный уровень расхода топлива, функционирование в любых погодных условиях, высокая проходимость по деформируемым опорным основаниям (целина, снег, песок, каменистые почвы), высокий уровень готовности к выполнению транспортных задач. 

Брянский автомобильный завод имеет существенный задел (научно-технический и производственный) для практической реализации данной концепции. Предприятие серийно изготавливает специальные колёсные шасси и тягачи, в основу которых заложены конструкторские решения, в полной мере обеспечивающие сверхмобильность и максимальную независимость от инфраструктуры: компоновка транспортных средств БАЗ (расположение кабины перед двигателем, высокие углы свеса) обеспечивает оптимальную развесовку и необходимые показатели геометрической проходимости; независимая подвеска и высокопрочная рама – оптимальные характеристики плавности хода и вибронагруженности (критически важные параметры для сохранности полезного груза)широкопрофильные шины – проходимость и высокую скорость движения по грунтам с низкой несущей способностью (до 40-50 км/ч); широкая линейка дизельных двигателей – приемлемый уровень расхода топлива. Технические характеристики специальных колёсных шасси и тягачей БАЗ, обусловленные сочетанием конструктивных факторов, являются непревзойдёнными для грузовых автомобилей с традиционной конструкцией. По совокупности технических и эксплуатационных показателей (грузоподъёмность, скорость движения по местности, расход топлива) одно базовое 4-осное шасси БАЗ заменяет собой два 4-осных грузовых автомобиля. 

Вместе с тем, техника БАЗ создается под конкретные требования заказчика. Высокий уровень кастомизации специальных колёсных шасси и тягачей способствует решению определённых задач для обеспечения сверхмобильности размещённого оборудования. В конструкции применяются различные комплектации кабин, количество и конфигурация осей (от 2-х до 9-ти). По требованию заказчика техника оснащается системой микроклимата, лебёдкой, коробкой отбора мощности и автономным источником электропитания (для обеспечения электроэнергией мощностью до 200 кВт), системой мультилифт собственной разработки БАЗ для транспортировки 20-, 40-футовых контейнеров  

В рамках реализации концепции сверхмобильности различные комплектации техники БАЗ постоянно подтверждают оптимальные условия работы экипажа и размещаемого оборудования в умеренном климате, жарко-пустынной и горной местности, условиях Крайнего Севера (при температурах окружающего воздуха от -50℃ до +50℃). В частности, с 2018 г. в Якутии успешно проходит круглогодичные испытания специальное колёсное шасси БАЗ колёсной формулой 6х6 грузоподъёмностью 18 тонн. Весной и летом высокие характеристики техники подтверждены в условиях полного бездорожья в болотистой и лесной местности, осенью и зимой – в условиях низких температур, заснеженности на зимниках и ледовых переправах. На текущий момент общий пробег шасси составил более 10 000 км, за время которого не выявлено ни одной серьёзной неисправности по причине высокой надежности узлов и агрегатов БАЗ. Вместе с тем, при необходимости предприятие обеспечивает своевременную сервисную поддержку заказчиков благодаря оперативности выполнения работ и наличия обменных фондов. 

Качество техники обеспечено высокой производственной культурой, построенной за счёт значительного объёма вложений в техническое перевооружение. За последние три года инвестировано около 1 млрд. руб. В среднесрочной перспективе запланирован следующий этап модернизации предприятия с объёмом финансирования около 8 млрд. руб. (строительство новых корпусов и испытательного полигона). 

Таким образом, Брянский автомобильный завод имеет существенный задел в области разработки и производства специальных колёсных шасси и тягачей. Совместно с предприятиями-производителями специального энергетического оборудования (как носителей, так и источников энергии) возможна дальнейшая практическая реализация концепции сверхмобильной энергетики с обеспечением высокой экономической эффективности проектных работ в регионах со сложной транспортной доступностью. 

Справка: Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» (входит в состав Концерна Воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») является ведущим отечественным предприятием по обеспечению полного жизненного цикла специальных колёсных шасси и тягачей высокой проходимости. Техника предназначена для транспортировки по всем видам дорог и местности, а также обеспечения электроэнергией различного оборудования, монтируемого на раме шасси или полуприцепе тягача, массой до 80 тонн. В связи с высоким уровнем тактико-технических характеристик и эксплуатационной эффективности специальные колёсные шасси и тягачи БАЗ получили широкое применение в комплексах вооружений и военной техники, а также в топливно-энергетическом комплексе. 

 

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик