Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Правительству РФ  отозвать проекта федерального закона № 213698-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», касающийся создания Ассоциации по контролю за сварочными работами.

Такая рекомендация принята по итогам «круглого стола», прошедшего 15 ноября 2022г. Ранее такая же позиция была зафиксирована в решении Комитета от 9 ноября. 
Законопроект, по которому Комитет по энергетике выступает соисполнителем,  разработан Ростехнадзором и предполагает создание Ассоциации по контролю за сварочными работами на опасных объектах.

Александр Демин,  статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора  сообщил, что проект федерального закона направлен на исключение правового пробела в регулировании, возникающий из-за отмены ряда правовых актов в рамках регуляторной гильотины после 1 марта 2023г. Он уточняет особенности регулирования промышленной безопасности при организации и проведении сварочных работ на опасных производственных объектах (ОПО).

Для этого закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дополняется новой статьей, устанавливающей требования промышленной безопасности к организации сварочных работ на ОПО, в том числе, вызвавшие дискуссию:

– требования по проверке готовности к выполнению сварочных работ на ОПО (оцениваются технические возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации безопасного проведения сварочных работ по заявленным технологиям сварки, в том числе проверяются необходимые для их применения знания и умения работников, осуществляющих сварочные работы);

– требования к юридическим лицам, проводящим проверку готовности к выполнению сварочных работ на ОПО (аттестационные центры), а также общероссийскому национальному объединению в организационно-правовой форме ассоциации (союза), членами которого должны быть указанные юридические лица.

Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный отметил, что заложенный в законопроект механизм регулирования и контроля за проведением сварочных работ выглядит избыточным. “Он создает дополнительную финансовую нагрузку и административное давление на организации, эксплуатирующие ОПО, строительные организации и индивидуальных предпринимателей, участвующих в строительстве ОПО, смежные предприятия, производящие оборудование для этих объектов”.

По мнению участников дискуссии, представляющих отраслевые организации, законопроект устанавливает доминирующее положение некоммерческой организации в форме ассоциации, основанной на принципе обязательного членства. Устанавливается перечень функций такого объединения, по сути приводящий к полному регулированию процесса осуществления сварочных работ на ОПО одной или, возможно, несколькими региональными организациями, включая утверждение правил профессиональной деятельности, вводится обязательный характер заключение договора на аттестацию с этими организациями.

Введение подобного регулирования приведет к нарушениям положений Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в частности, нарушению принципа недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации, а также к возникновению коррупционных факторов. Валерий Гартунг, председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, подчеркнул, что такой подход неприемлем. Особенно, если учесть, что появление этой организации утверждается законом, а не правовыми актами Правительства или Ростехнадзора, вместо которых он принимается, и отменить этот подход будет очень сложно.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Станислав Наумов выразил уверенность, что принимать законопроект в эту сессию в его нынешнем виде нельзя. Консультации с представителями отрасли  показали, что оценка регулирующего воздействия, формально не выявившая отрицательных эффектов от принятия законопроекта, должна быть проведена более внимательно.

Председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев отметил, законопроект противоречит как минимум трем федеральным законам, восьми техническим регламентам, нормам Градостроительного кодекса. При этом, по его мнению, не следует продлевать действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах, поскольку они устарели и являются предметом большого количества жалоб со стороны многих организаций. При совершенствовании законодательства в области сварки целесообразно изучить соответствующее законодательство ЕАЭС и гармонизировать  национальные нормы с ним.

Технический директор СРО Ассоциация «НАКС» Сергей Кузнецов возразил, что практика аттестации и сертификации в отрасли уже существует и действует вполне эффективно, и крупные компании создают собственные центры. Кроме того, сертификация и аттестация не будет отдана на откуп СРО, поскольку все требования будут согласовываться с Ростехнадзором.

По мнению большинства участников «круглого стола», предлагаемый законопроектом механизм регулирования сварочных работ на ОПО, по сути, не упрощает действующее регулирование, а усложняет его.

Кроме того, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в своем Заключении на проект федерального закона указал, что наименование предлагаемой в законопроект  статьи не соответствует ее содержанию. Исходя из названия, в ней должны быть установлены требования промышленной безопасности к производству сварочных работ. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования. Однако в проектируемой статье такие положения отсутствуют. Вместо установления обязательных юридически конкретных запретов и ограничений на производство сварочных работ проектируемая статья главным образом определяет правовой статус и регламентирует функционирование общероссийского профессионального объединения аттестационных центров, а также вопросы взаимодействия этого профессионального объединения и его членов.

Комитет по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ отозвать проект федерального закона для его дальнейшей значительной доработки.

Комитет Госдумы по промышленности и торговле, ответственный за прохождение законопроекта, на заседании 16 ноября принял решение перенести рассмотрение на пленарном заседании и создать межкомитетскую группу для  более тщательного изучения последствий принятия содержащихся в проекте федерального закона норм и возможности его доработки. 

Источник