Цель исследования – изучить материал по теме социально-экономической особенности и развития Арктического региона и проанализировать его, дать свои рекомендации по сохранению и привлечению внимания к сохранению здоровья мигрантов, работающих вахтенным методом, природного потенциала Арктики, уменьшению рисков при работе плавучей АЭС в Арктическом регионе.
Исторически сложилось, что Россия, ведущая арктическая держава. Арктика обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. На арктических территориях находятся более 700 месторождений нефти и газа, залежи цветных и драгоценных металлов, включая более 350 месторождений золота. В арктическом регионе России проживает около 2,5 млн человек, что составляет 2% населения страны и 40% населения всей Арктики [1]. Уникальное геостратегическое расположение, суровые климатические условия, высокая ресурсоемкость, малое количество населения делает освоение территории чрезвычайно сложным и неравномерным. Сохранение языков, культуры и традиций малочисленных народов их природоресурсного потенциала – проблема первоочерёдная для компаний, добывающих ресурсы в Арктическом регионе и для правительства РФ в целом. В Сибири защита леса диктовалась интересами государства. Сохранность лесных массивов была связана с пушным промыслом, обеспечивавшим значительные поступления в доход государства (чёрным золотом, тогда называли шкурки соболя, которого почти полностью истребили к 16 веку).
Цель исследования – изучить материал по данной теме и проанализировать его, дать свои рекомендации по сохранению и привлечению внимания к сохранению здоровья мигрантов, работающих вахтенным методом, природного потенциала Арктики, уменьшению рисков при работе плавучей АЭС в Арктическом регионе. Авторы работы являются бакалаврами РГГМУ по направлению Экология и природопользование. Сейчас обучаются на 1 курсе магистратуры, в рамках студенческого научного общества на кафедре социально-гуманитарных наук РГГМУ, подготовили доклады и выступили хорошо на студенческой конференции 19 ноября 2019 года «Арктика: история и современность», консультировал данную работу к.б.н., Поважный В.В., сотрудник ААНИИ. Задачи исследования: рассмотреть основные источники литературы по синдрому полярного напряжения, изучить основные программы и законодательные акты РФ в области развития Арктики, рассмотреть риски от ввода в эксплуатацию плавучей АЭС. Научная новизна работы состоит в том, что авторы, проанализировали большое количество литературы, сделал свои выводы и предложения по улучшению качества жизни населения Арктики. Метод исследования – сравнительно-аналитический. Подготовка данной работы была проведена максимально в короткие сроки, так как авторы исследования за месяц подготовили материал для конкурсной работы. Практическая значимость – привлечь внимание к проблеме сохранения природного потенциала Арктики, улучшению качества жителей и мигрантов на Севере. На Севере добывается половина российской нефти (7-10% мировой). Эксплуатация недр, транспортное и инфраструктурное развитие накладывают все больше ответственности за экологическую безопасность и сохранение биологического многообразия Арктического региона, где даже вечная мерзлота становится хрупкой перед промышленным освоением. Все важнее сохранность растительного покрова, чистота водоемов (где много разных видов рыб), лесов, где множество пород и видов, пушных зверей, птиц.
С природой сибирского края неразрывны и условия жизни не только нефтедобытчиков, чей труд является поистине героическим, но и малочисленных коренных народов, которые ощущают нагрузку на их места поселений. Сейчас все более осознается, что роль коренных народов в неразрывности человека и природы неоценима, их культура обеспечивает взаимосвязь традиционного и современного образов жизни, традиции и культура малых народов – это путь к устойчивому развитию в Арктике. Существуя за счет природных ресурсов, малые народы умеют сохранять их для потомства, что способствует в значительной степени и сохранению биоразнообразия в Арктике. Для Арктического региона актуальными являются комплексные стратегические программы, направленные на пространственное развитие, связанное с модернизацией определенной хозяйственной отрасли (например, освоение территорий в связи с разработкой инфраструктуры Северного морского пути).
Стратегическое планирование и его законодательное регулирование осуществляются независимо друг от друга, поэтом цели, закрепленные в стратегических документах, должны быть чётко прописаны и разработаны на перспективу. Государственной комиссией по вопросам развития Арктики от 20 ноября 2015 г. № 4 был разработан проект Концепции и структуры проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», но он до сих пор не подписан.
Активная трудовая миграция, рост численности населения, увеличение продолжительности жизни, увеличение числа людей старше трудоспособного возраста. Постоянный рост численности коренных малочисленных народов, повышение качества медицинской помощи, получения среднего и высшего образования коренными народами, увеличение площадей особо охраняемых территорий, высокая заработная плата, привлекают новые трудовые коллективы на вакантные должности. Выпускники высших учебных заведений РФ, едут по контракту на Север, да и малые народы, которые получили высшее образование, остаются у себя в Арктическом регионе. Высокая степень урбанизации, низкий уровень безработицы, высокий (превышающий в 2 раза среднероссийский) уровень среднедушевых денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы, вот успех добывающих компаний, вкладывающих деньги в образование, улучшение инфраструктуры, качество жизни малых народов Севера [2]. Такие результаты и лидирующие позиции в различных рейтингах обязывают к поиску новых подходов для решения традиционных проблем, характерных для Арктического региона и для предупреждения новых угроз, минимизации рисков: высокие темпы развития сопровождаются риском, для уязвимой природы Арктики и территорий проживания малочисленных народов Севера.
Среди основных проблем, свойственных для Арктического региона: общий дефицит трудовых ресурсов, недостаток квалифицированных специалистов. Нехватка специалистов особенно в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, в сфере связи и на транспорте, а также в социальной сфере, и др., поэтому не равномерное перераспределение средств и ухудшение качества жизни людей в районах, где не ведётся добыча природных ресурсов. Природно-климатические условия Арктического региона оказывают значительное влияние не только на жизнедеятельность людей, но и на весь комплекс производственной и социальной инфраструктуры [3]. Необходимо эффективное правовое обеспечение компетенции автономного округа в экономической сфере во многом зависит фактическая и потенциальная конкурентоспособность отраслей его экономики, а значит и качество медицинского обеспечения, продовольственная безопасность, качество жизни в целом.
В данной работе был изучен материал по синдрому полярного напряжения, так как люди, приезжающие на Север не всегда подготовлены к суровым климатическим условиям Арктического региона, поэтому необходимо создавать высокотехнологичные медицинские центры на Севере. Проводить диспансеризацию коренного населения Севера. Самоотверженный проект был осуществлён членами (медицинские работники больниц Санкт-Петербурга) комиссии медицинской географии Русского Географического Общества СПб, которые уже несколько лет выезжают на Север и обследуют детей, старшее поколение в труднодоступных районах Арктического региона.
Термин «полярное напряжение» ввели советские и российские ученые В.П. Казначеев, А. П. Авцын, Л. Е. Панин, К. В. Орехов, Р. А. Петров, М. А. Тырылгин и др. Учёные стали лидерами изучения этих сложных процессов. Вместе с ведущими российскими научными учреждениями, и прежде всего, Сибирским отделением Российской Академии медицинских наук, Российской Академией наук, якутские медики на протяжении десятков лет проводили совместные исследования в области Арктической медицины [4]. Проблема сохранения здоровья человека на Севере особенно актуальна для России, где к разряду северных территорий относятся около 64% площади страны. Именно на этих территориях находится большая часть полезных ископаемых [5].
В настоящее время в экономическом освоении северных территорий задействовано примерно 8 млн. чел., живущих в этих регионах. Основная часть этих людей – это пришлое население (мигранты), переехавшее сюда из средних широт. Привлекая специалистов из регионов с другими климатическими характеристиками для работы в условиях низких температур, нужно учитывать тот факт, что они будут подвергаться воздействию суровых климато-географических факторов, называемых «синдромом полярного напряжения» [5].
«Синдром полярного напряжения» является специфической формой хронического стресса, развивающимся у пришлого населения северных регионов в результате влияния климато-географических, геофизических и геохимических средовых факторов [5]. Организм людей, живущих на Крайнем Севере постоянно, временно или периодически прибывающих туда на вахты из более южных регионов, оказывается в необычной среде. Факторы, вызывающие северный стресс, можно разделить на экологические и социальные [6]. К экологическим можно отнести:
- холод, недостаток тепла;
- необычный фотопериодизм (недостаток или избыток света);
- усиленный ветровой режим;
- повышенная влажность воздуха в теплый и переходный периоды года;
- пониженная влажность воздуха в атмосфере, в помещениях, особенно в морозные дни;
- неустойчивая и повышенная геомагнитная напряженность;
- повышенный радиационный и электромагнитный фон;
- недостаток кислорода.
Социальные:
- несбалансированное питание;
- специфический химический состав воды;
- социальная напряженность;
- вредные или опасные условия труда на ряде производств, напряженные графики работы при некоторых видах труда (вахтовый труд);
- недостаточная инфраструктура в местах проживания;
- невысокий уровень медицинского обслуживания или его недоступность;
- ограниченность перемещения и общения людей,
- монотонность обстановки;
- широкое распространение вредных привычек [7].
Рассмотрим влияние некоторых факторов на жизнедеятельность организма на примере студентов, которые проходя частично практику в Арктическом регионе. Студенты РГГМУ участвуют в проекте Арктический университет, в основном экологи, океанологи и метеорологи. К чему человек должен быть готов? Психофизиологические особенности человека, особенно в условиях Крайнего Севера, необходимо изучать более тщательно, так как регион и дальше будет развиваться. Исследование проводила Абрамовой А. В., была сделана сравнительная характеристика проявлений полярного синдрома у студентов Северного государственного медицинского университета за 2016-2018 года [7, с.32-33].
У северян наблюдается расщепление как углеводов, так и жиров постоянно, а также преобладание анаэробного гликолиза, и чем дольше человек живет в условиях севера, тем более выражены данные процессы. Это происходит из-за того, что организм находится в состоянии постоянного напряжения и, как следствие, истощается. Формируется северный (липидный) метаболический тип [4].
Во время полярной ночи адаптационные механизмы напрягаются больше, поэтому организму нужно больше энергии, а значит и должен повышаться аппетит. По данным опроса аппетит повышается у 31 % опрошенных студентов, но, как мы знаем, наши студенты не всегда имеют возможность вовремя и достаточно поесть, из-за этого в организме не хватает энергии, что ведет к снижению как умственной, так и физической работоспособности [8].
Из-за фотопериодичности многие люди, живущие на севере, (особенно приезжие) испытывают проблемы со сном. Это связано с тем, что уменьшение световой продолжительности дня влияет на динамический стереотип человека. По данным опроса 50% студентов проблемно встают по утрам, это связано с тем, что во время полярной ночи утром еще темно, поэтому у них вырабатывается гормон «сна» мелатонин. В результате 50% студентов во время полярной ночи приходят на утренние занятия сонными, что отрицательно влияет на учебную деятельность [8]. Полярная ночь, как правило, характеризуется наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствует традиционное чувство бодрости. Это подтвердили 57 % студентов. Отрицательный настрой так же отрицательно влияет на учебную деятельность [8].
Все вышеперечисленные процессы составляют важный показатель, влияющий на жизнь северного человека – работоспособность. По данным опроса у 60% студентов работоспособность во время полярной ночи снижается, а значит, к концу учебного дня они устают намного быстрее, чем в другое время [8].
Сердечно-сосудистая система может служить маркером общего адаптационного процесса, а гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца — это болезни адаптации. При адаптации на Севере повышаются артериальное давление и сопротивление сосудов [6].
Одной из ведущих причин ослабления здоровья у северян является хроническое переохлаждение тканей в массивной «оболочке» тела, что требует усиления теплозащиты при нахождении на улице (одежда, головные уборы, рукавицы, обувь) и нормализации микроклимата в жилых и производственных помещениях [6].
У зимовщиков в полярных районах найдено заметное повышение энергозатрат при работе на холоде. У строителей в Заполярье обнаружено увеличение теплообмена в покое и при работе, особенно зимой. Обнаружены низкие уровни сахара и витаминов в крови северян [6].
Также описан «полярный метаболический тип», для которого характерен переход с углеводного на жировой энергообмен. Нарушения затрагивают также водный обмен. А чрезмерная сухость воздуха в Заполярье приводит к обезвоживанию организма [6].
Обобщенные данные ученых, открывших синдром полярного напряжения, позволяют определить основными составляющими звеньями этого полисиндрома – следующие:
- синдром липидной гиперпероксидации (окислительный стресс),
- синдром недостаточности детоксикационных процессов,
- расстройства северного типа метаболизма,
- синдром северной тканевой гипоксии,
- синдром иммунной недостаточности,
- полиэндокринный синдром,
- синдром регенераторно-пластической недостаточности,
- синдром функциональной диссимметрии межполушарных взаимоотношений,
- синдром психоэмоционального напряжения,
- синдром метеопатии [9].
Для освоения Севера пришлым населением без ущерба для его здоровья необходимо учитывать особенности региона, разрабатывать специальные программы акклиматизации организма. В рекомендации для поддержания благополучного физического и эмоционального состояния входят:
- регулярная физическая активность;
- полноценное рациональное питание c учетом специфики обмена веществ в условиях холодного климата;
- соблюдение индивидуального и гигиенически обоснованного режима труда и отдыха;
- использование методов психофизиологической регуляции;
- использование дикорастущих и культурных лекарственных растений на севере с оздоровительной и профилактической целью;
- осуществление профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий, рекомендованных в условиях северах [10].
Особенности природно-климатических условий Севера и совокупность факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на физическое и психологическое состояние, вызывают «синдром полярного напряжения». Данный синдром характеризируется нарушением основных физиологических процессов (сон, обмен веществ), работы сердечно-сосудистой системы, гипоксией тканей, снижением работоспособности и т.д. Для работы в северных регионах необходимо обеспечить качественное медицинское обслуживание населения (как пришлого, так и коренного), обеспечить психофизиологический отбор людей, создать необходимые санитарно-гигиенические и социально-экономические условия, включая бесперебойное электроснабжение.
На сегодняшний день на арктической территории России эксплуатируются две крупные АЭС – Кольская, расположенная соответственно на Кольском полуострове, в Мурманской области. Она обеспечивает электроэнергией Мурманскую область и Республику Карелию. А также Билибинская АЭС (Били́бинская АТЭЦ) Она обеспечивает электроснабжение изолированной энергосистемы Чукотки и является самой северной АЭС в мире. Для всей Чукотки Билибинская АЭС определяющий производитель электрической энергии – эта станция обеспечивает около 40% общего потребления электроэнергии в Чукотском АО. Что самое интересное, она является еще и атомной станцией малой мощности [11].
Практически все действующие атомные станции в России, за исключением Билибинской АТЭЦ, работают с использованием ядерных реакторов средней и большой мощности (более 500 МВт). Постепенно зарождается новая тенденция к использованию атомных станций малой мощности (АСММ).
Устойчивое будущее Арктики могут обеспечить атомные станции малой мощности. Россия — мировой лидер в производстве и использовании реакторов малой мощности. Однако до сих пор атомные станции малой и средней мощности (АСММ), как правило, находили применение лишь на транспорте (ледокольный флот) и в военной технике (подводные лодки).
В атомной энергетике к микрореакторам принято относить энергоблоки мощностью менее 10 МВт. Они способны обеспечивать энергией и теплом локальные объекты: маяки, научные станции, вахтовые поселки, северные города. Установки мощностью 10−300 МВт предназначены для полноценной распределенной генерации небольших удаленных районов. Неоспоримый плюс таких энергообъектов в том, что их проще строить, чем АЭС большой мощности. Они ставятся в непосредственной близости от потребителей, минимизируют потери при передаче электроэнергии. Мини-АЭС не увеличивают нагрузку на транспортную систему, так как загружаются небольшим объемом топлива раз в несколько лет [12].
Кроме того, АСММ вполне способны обеспечивать небольшие населенные пункты еще и теплом, а при комплектации соответствующим оборудованием – и пресной питьевой водой.
- Меньший удельный выброс радиоактивных веществ в окружающую среду (на единицу произведенной электроэнергии) – относительно низкие количества наработанных РАО.
- Минимальный объем обслуживания. Сокращение числа необходимого обслуживающего персонала на местах.
- Возможность существенного упрощения процедуры снятия с эксплуатации данных энергоблоков
Малая ядерная энергетика может быть востребована на островных территориях или Крайнем Севере. На таких удаленных территориях небольшие автономные АЭС очень перспективны. Необходимость производства реакторов малой мощности и сооружения АСММ отмечена в ряде государственных документов (проект энергостратегии до 2035 года, госпрограмма по развитию атомного энергопромышленного комплекса).
Перспектива распространения атомной энергетики через мини- и микро-АЭС уже кажется вполне реальной, тем более что технологии строительства и эксплуатации подобных энергообъектов (от 5 до 700 МВт) давно изучены. Первая в мире промышленная АЭС в Обнинске (СССР), вступившая в строй в 1954 году, имела мощность 5 МВт. Еще 30 лет назад была разработана мини-АЭС «Елена», не нуждающаяся в обслуживающем персонале. Ее прототип работает на территории Курчатовского института уже около 15 лет — это установка «Гамма». У «Елены» есть все шансы для реализации в Арктическом проекте.
Сейчас идет работа над созданием проекта малогабаритных атомных энергетических установок мощностью 100 киловатт и 1 мегаватт предназначены для работы в Арктике.
Над уменьшением размеров ядерных реакторов активно работают ученые всего мира. В планах Британии — сооружение и размещение «миниатюрных» ядерных энергоблоков на севере страны, в районах Шеффилда, в Камбрии, Ланкашире и Чешире.
Еще один интересный тренд в развитии атомной энергетики – разработка мобильных АЭС.
Первые прототипы транспортабельных атомных станций (плавучих, аэромобильных, на гусеничных и колесных шасси) были созданы в СССР и США еще в 1950—1980-х годах. В первую очередь такие электростанции требовались для энергоснабжения мощных военных радаров, расположенных в труднодоступных отдаленных местностях. Но и в гражданских целях такие мобильные мощные электростанции очень востребованы — в случае землетрясения либо другого бедствия всегда выручит мобильная АЭС.
Два года назад был возобновлен разработанный еще в советское время проект мини-АЭС на автомобильном шасси «Памир». Тепловая мощность реакторной установки составляла 5 МВт. И в 1980-х годах была уже создана и испытана. Но проект был ликвидирован после Чернобыля.
Но еще больший интерес представляют плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) [13].
На самом деле впервые плавучая АЭС была придумана и спроектирована в США еще в 1961 году. Американцы планировали к началу 1980-х построить восемь ПАЭС общей мощностью 1150 МВт. В проект было вложено порядка 180 миллионов долларов, однако он с треском провалился. В 1976 году ПАЭС была выведена из эксплуатации из соображений безопасности и экономической неэффективности. Свою роль сыграли и протесты общественности, и явное противодействие властей прибрежных штатов. Тем временем плавучими атомными электростанциями заинтересовались в СССР [14].
«Первая» в мире ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже готова к эксплуатации. Строительство велось с 2006 года.
Плавучий энергетический блок “Академик Ломоносов” проекта – это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Длина судна составляет около 140 метров, ширина – 30 метров, водоизмещение – более 20 тысяч тонн. Назначенный срок эксплуатации “Академика Ломоносова” – 40 лет. Судно оснащено двумя малыми реакторами. Реактор способен работать на одной загрузке топлива 3 года без перерыва, для АЭС это достаточно длительный топливный цикл.
Весной 2018 года будущую ПАТЭС отбуксировали в Мурманск для загрузки ядерным топливом. В августе после проверки всех систем плавучий энергоблок (ПЭБ) стартовал из Мурманска в Певек (Чукотский АО). После введения в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией не только в России, но и в мире, “забрав” этот титул у Билибинской АЭС [14]. Плавучая атомная теплоэлектростанция лишена недостатков стационарных энергоблоков – после окончания срока эксплуатации ее можно просто отбуксировать в более удобное место, после чего произвести утилизацию реакторного оборудования.
Конечно, небольшая мощность ПАТЭС делает ее электроэнергию достаточно дорогой. Однако для условий Крайнего Севера такой проект может быть вполне выгодным: любая газотурбинная или дизельная установка требует постоянного использования природного газа или жидкого топлива, которое тоже становится «золотым» при его завозе или непосредственной добычи в удаленных районах Арктики или Крайнего Севера. К тому же район Певека и Билибино не обладает мощными месторождениями природного газа (в отличие от Норильска, например).
Кроме того, стоит учесть, что ситуация с высокой стоимостью электроэнергии присутствует не только на российской Чукотке. Масса тропических островных территорий сегодня столь же критически зависят от завоза дешевого жидкого топлива для целей электрогенерации. Россия имеет проверенный проект плавучей АЭС, который сможет успешно продаваться и на внешнем рынке.
Необходимо исключить все риски от деятельности АЭС в Арктике. Так, Службой ASSET МАГАТЭ (группа по анализу значимых с точки зрения безопасности событий) разработаны были два документа «Методология анализа коренных причин эксплуатационных событий и Руководство по управлению и предупреждению происшествий». В этих документах содержатся требования к созданию программ и организационных структур по выявлению и предупреждению деградации биосферы, риска происшествий. Методики оценки состояния безопасности АЭС, необходимо изучить специалистам, провести анализ всех коренных причин, приводящих к возникновению происшествий, и оценки эффективности деятельности администрации АЭС по предупреждению аварий. Так, в ноябре 2004 года в Бангкоке прошёл Всемирный Конгресс по охране природы, на котором обсуждались проблемы плавучих АЭС. Мировое сообщество призывает правительство РФ отказаться от своих планов строительства плавучих АЭС, а лучше шире использовать возможности по освоению чистых и безопасных источников для снабжения электроэнергией отдалённых регионов. МАГАТЭ изучает любые планы строительства и использования плавучих атомных станций в целях предотвращения распространения расщепляющих материалов, а также загрязнения морской среды и не нарушения Резолюции WCC3.069 «О состоянии плавучих атомных электростанций в мировых океанах». В этой Резолюции прописано, что любое целенаправленное удаление в морскую среду отходов и продуктов с морских и воздушных судов, платформ или других искусственных сооружений, расположенных в море, регулируется во всём мире Конвенцией о предупреждении загрязнения морской среды в результате сброса отходов и других веществ (Лондон, 1972 год), удаление любых радиоактивных отходов в морскую среду запрещено на основании Приложения 1 к этой Конвенции с правками, внесёнными от 1993 года (Резолюция LC/51) [15, с 24-25].
Для дальнейшей работы в развитии Арктического региона, необходимо соблюдать законодательство РФ. Следует обратить внимание на такие документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и Прогноз «Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», разработан Минэкономразвития России.
Для нас наиболее интересными и важными документами являются: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждённую Президентом РФ) и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Топливно-энергетическая или транспортная отрасли осуществляется в отрыве от проблем и потребностей региона, где размещается отраслевая инфраструктура.
Одно из решений этой задачи видится в изменении законодательства о стратегическом планировании: в частности, предусмотренное Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Законодательство в области регулирования хозяйственной и иной деятельности человека в Арктике насчитывает более 500 нормативных документов, 50 из которых сохраняют силу со времен СССР. В большей степени в них преобладает отраслевой подход к развитию макрорегиона. В 2012 году Минрегионом РФ был подготовлен проект Федерального закона об Арктической зоне РФ, призванный создать условия для её комплексного и равномерного социально-экономического развития. Однако он так и не был направлен на рассмотрение. Ещё была попытка в ноябре-декабре 2016 года. Был разработан проект нового федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ», после длительных обсуждений на конференции по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016, на V Мурманской международной деловой неделе в рамках пленарного заседания «Арктическим курсом» и прочих мероприятиях он был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Это первый закон, который сформирован по территориальному принципу, создающий законодательные основы и механизмы для реализации целей и задач по развитию и сохранению природного потенциала Арктики [3]. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а также государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», не достаточно удалось реализовать и выполнить все задачи. Пора подводить итоги этих Программ, сколько было выделено средств и Правительством РФ, и добывающими компаниями, а насущные проблемы Арктического региона не удалось решить (качество жизни населения, медицинское обеспечение, ухудшение природной среды и др.).
Итогом Конференции по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016, на V Мурманской международной деловой неделе в рамках пленарного заседания «Арктическим курсом», стало обсуждение системы опорных зон. Система опорных зон – это новый инструмент территориального развития экономики, направленный на обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в Арктике, в первую очередь, повышения качества жизни населения, в том числе коренного, развития всех видов инфраструктуры экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности границ с севера, укрепление позиций России на международном уровне. В связи со стратегической важностью поставленных задач в законодательные документы заложены современные методы управления для эффективного использования значительных государственных и привлеченных капитальных вложений. Планируется создание сети проектных офисов, основное назначение которых состоит в объединении всех ведомств с целью реализации проектов комплексного развития территории Арктики. В 2017 году были определены приоритеты инвестиционной политики, преимущественным механизмом реализации которой является государственное и частное партнёрство. Так, до 2030 года из предусмотренных на развитие Арктической зоны, будет выделено 5 трл. руб. и только 1 трл.руб. будет затрачен из бюджетных источников [3]. Развитие всех видов инфраструктуры предполагает возведение зданий и сооружений различного назначения на территории Арктической зоны и собственно развитие строительного комплекса региона, включающего:
- проектные и изыскательские организации, способные выполнять проекты зданий и сооружений с учетом условий вечной мерзлоты, высоких экологических требований, выполнения работ на воде, под водой и т.д.;
- промышленность, производящая эффективные и инновационные строительные материалы, изделия и конструкции для особых климатических условий, сокращения продолжительности и повышения качества объектов;
- строительные организации со специализированными строительными машинами и механизмами, владеющими технологиями и методами производства работ в условиях Арктики [3].
Очевидно, что кроме технических и экологических требований будет существенно отличаться стоимость возведения объектов инфраструктуры. На наш взгляд, необходимо создать медицинские центры с высокотехнологичным оборудованием, создание государственных программ по борьбе алкогольной и наркозависимостью в регионе. Создание спортивных мероприятий всероссийского и международного уровня, программ по пропаганде здорового образа жизни.
Удаленность арктических регионов требует авиационного сообщения. Имеющиеся в Арктике аэропорты преимущественно предназначены для малой авиации, имеющей значение для текущей жизни регионов. Состояние этих объектов требует реконструкции, обновления навигационного оборудования. Так предусмотрена реконструкция аэропортов в Северо-Якутской опорной зоне, общим объёмом инвестиций около 13 млрд. руб. Для решения стратегических задач макрорегиона построен аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года, который принимает самолеты практически всех типов. На студенческой конференции от 19 ноября 2019 года «Арктика: история и современность», в РГГМУ показывали студентам (на конференции присутствовали по спискам 257 студентов, что показывает интерес молодёжи к проблемам Арктики) фильм «Арктика. Выбор смелых», 2017 года, показывающий все проблемы и героизм наших специалистов (метеорологов и экологов, военных и врачей).
Необходимо создать такие условия проживания коренного населения Арктики, чтобы не было уменьшения населения. Из Арктики продолжается отток населения, в первую очередь квалифицированных специалистов. Из Мурманской области за последние 25 лет выехало около 340 тысяч человек. Для того, чтобы остановить этот процесс, надо создавать комфортные условия для проживания и работы: строить современные жилые дома, детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения, культурные комплексы, учреждения высшего и среднего образования [3].
Также следует разработать подходы к выделению тех населенных пунктов, на которых целесообразно сохранять и развивать постоянное проживание, и территории, непригодные для проживания, которые могут обслуживаться вахтовым методом. Для закрепления молодежи должны быть созданы условия для получения образования и квалификации, применительно к занятости в Арктическом регионе, в том числе геологоразведка, климатология, полярная авиация и др. Возведение современных зданий университетов, становящихся опорными точками развития Арктического региона, таких как Арктический плавучий университет (особенно создавать программы совместные исследования, экспедиции студентов и приглашать участвовать коренных народов Севера), филиалы центральных Вузов России позволит решить эту задачу.
В то же время на Чукотке энергетика является главным ограничителем развития, и приоритетные проекты предусматривают реконструкцию береговой инфраструктуры. В этом году открыли установку плавучей атомной электростанции в г. Певек, стоимостью около 830 млн. рублей.
Список использованных источников
- Электронный журнал. Региональная экономика и управление. №4. 2016 г. Электронный ресурс: https://eee-region.ru/article/4816/. (Дата обращения 30.11.2019).
- Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты
- Российская Арктика – территория права. Альманах. Выпуск IV. Сохранение и устойчивое развитие Арктики. Москва – Салехард – 2017.
- Томский М.И. Население промышленных районов Якутии и «синдром полярного напряжения». Научно-практический журнал «Экономика Востока России» №01 (003), июнь-2015.-c 78-81
- Хаснулин В.И. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах / В.И.Хаснулин, П.В.Хаснулин // Экология человека. – 2012. – №1. – С.4-11.
- Солонин Ю.Г. Медико-физиологические аспекты жизнедеятельности в Арктике / Солонин Ю. Г Бойко Е.Р// Научный информационно-аналитический журнал «Арктика: экология и экономика» № 1 (17), -2015.- с 70-75
- Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину.-Новосибирск. -СО РАМН. -1998.- 320 С.
- Абрамова А. В. Сравнительная характеристика проявлений полярного синдрома у студентов Северного государственного медицинского университета за 2016-2018 года/ Абрамова А.В. Хромцова Д.А.// Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – Вып. XXXX. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2018. – № 1. – 372 с.
- Хаснулин В. И. Северный стресс, формирование артериальной гипертензии на Севере, подходы к профилактике и лечению / В. И. Хаснулин, А. В. Хаснулина, И. И. Чечеткина // Экология человека. – 2009. – № 6. – С. 26 – 30.
- Багнетова Е. А. Особенности адаптации психологического и функционального состояния организма человека в условиях Севера. Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014.-с 63-69.
- Анпилогов А. Плавучая АЭС даст новые возможности российской Арктике // Деловая газета Взгляд. – 2019. Электронный ресурс: https://vz.ru/economy/2019/4/24/974795.html. (Дата обращения 01.2020).
- Романова С. Лидерство во льдах // Атомный эксперт. Мирный атом: курс на устойчивое развитие. –2019., №5. Электронный ресурс: http://atomicexpert.com/ice_leadership. (Дата обращения 01.2020).
- Рагузина Г. Кому нужны плавучие АЭС? // Bellona. – 2007. – Электронный ресурс: https://bellona.ru/2007/04/22/komu-nuzhny-plavuchie-aes/. (Дата обращения 01.2020).
- Риа новости // Плавучий атомный блок “Академик Ломоносов” пришвартовался на Чукотке. – Электронный ресурс: https://ria.ru/20190914/1558683921.html. (Дата обращения 01.2020).
- Российский национальный комитет Всемирного союза охраны природы. Центр экологической политики. М., 2005 г., с.32.
Также использовались материалы:
- Воздействие потепления в Арктике. Издательство Кэмбридского университета. 2004.
- Соколов В. В. Очерки эколого-климатической истории России. Монография. РГГМУ. 2010, 309 с.
- Сычёв А. А., Е.А. Коваль, А. Ю. Гусева. Экологическая этика. Эйдос. 2014, 152 с.
- Кокорин А.О., Смирнова Е. В., Замолодчиков Д. Г. Изменение климата. Вып. 1. Регионы севера европейской части России и Западной Сибири. – М. WWF., 2013, 220 с.